Сюжеты · Общество

А кто расскажет про кредиты?

Ученики требуют от школы повседневных знаний, тепла и возможности немного поспать

Ирина Лукьянова , учитель, обозреватель «Новой»
Школьники из Москвы и Петербурга отвечают на вопрос «Что бы я сделал(а), если бы я был(а) министром образования». Их ответы — ​фрагментарные, иногда наивные — ​складываются в стройную систему, дающую понять, чего дети хотят от школы. Впрочем, некоторые родители и вчерашние школьники не утерпели и тоже ответили.
Комфорт. В школе должно быть чисто, тепло и уютно. «Надо чтобы было где посидеть на переменах» (Лена Олейник, 15 лет).
«Надо обновлять мебель. Иногда администрация думает, что если получше закрутить болты на старой мебели, она от этого станет безопаснее». (J, 17 лет).
Питерские десятиклассники считают, что нужно убрать безумные требования к охране: разрешить гулять на улице на перемене — ​хотя бы вообще разрешать выйти из школы.
Мама двоих школьников из Подмосковья требует отменить названия вроде «ГБОУ СОШ»: «не может нормальный человек учиться в гбоусоше!»
Школьную форму большинство считает ненужной.
Школьные обеды.Дети дружно воют, что есть невозможно — ​нужно разрешить школе самой выбирать поставщика еды или иметь собственного повара, что хорошо бы завести и шведский стол. И еще — ​еда должна быть горячей: сухпайки — ​не вариант.
«Почему в тюрьме еда бесплатная, а в школе мы платим за нее, притом по качеству она вряд ли отличается. Если школа, по закону, обязательна, и мы проводим в ней 9 часов — ​почему мы должны платить деньги за то, чтобы выжить в ней?» (Женя Кузнецова, 9-й класс).
Размер классов.15 человек — ​максимум. В большем коллективе учиться неудобно.
Учителя.Серьезная проблема, по мнению учеников, — ​немотивированные учителя, грубо себя ведущие с учениками. «В моей прошлой школе меня поражал подход учителей: вместо объяснений кричали за то, что ты не понимаешь какой-то пример» (Анастасия Удачина, 16 лет).
Предлагают и регулярные экзамены для учителей, например, со стажем больше 20 лет («т. к. некоторые уже неспособны преподавать, несмотря на их знания»). Женя Кузнецова предлагает дать возможность выбирать учителя — ​«потому что у каждого человека свой ход мыслей, и объясняют всё по-разному».
«Огромное количество учащихся сталкивается с преподавателями «советской закалки». Это педагоги, дающие методики и схемы, которые больше не работают. От такого обучения почерпнуть ничего не удастся» (Анастасия Удачина).
Уроки.Резко сократить количество уроков, в основном в старших классах, когда не остается времени на жизнь, еду и сон. Ввести пятидневку — ​или хотя бы не задавать уроки на понедельник. Некоторые предлагают выбросить из программы ненужные предметы. «Вынесла бы на факультатив такие предметы, как ОБЖ, музыку и черчение после 5-го класса, а по предметам, требующим физических или особых творческих данных (физра, изо), ввела бы систему зачет/незачет вне зависимости от достижений» (Ангелина, 13 лет).
Многие требуют отменить ЕГЭ, потому что он мешает учиться.
Восьмиклассник Алексей Петров считает неудачной идею каждый год проходить одни и те же темы, но на разном уровне глубины: материал не запоминается как надо и остается ощущение незавершенности.
И вообще — ​«давать больше необходимых для жизни знаний». «Важной частью школьного образования должна стать информационная грамотность — ​умение искать нужную информацию, обрабатывать ее и использовать» (Лена Олейник). Как не разориться на кредитах, как платить за квартиру, как разобраться с налогами, как написать резюме — ​все это нужно знать.
Оценки. Есть предложения ввести стобалльную систему или отметки за старание: «Если у ученика что-то не получается, он ничего, кроме «2» и «3» не видит, и мотивация пропадает» (Виктория, 16 лет). «Если ученик сначала делает 40 ошибок в тексте сочинения, а потом пишет с 10 ошибками, то все равно ставится два. А надо, чтобы ученика оценивали за его труды и прогресс» (Артем Шаробаев, 9-й класс).
Воспитание. Воспитание в школах никак нельзя отменять, убеждены подростки. Некоторых серьезно беспокоит то, что даже младшие школьники матерятся. И хотя никто не любит нотаций, большинство считает, что в школе нужна дисциплина.
Алексей Петров (8-й класс) задумывается о системе помощи ученикам с отклонениями в поведении: «Они могут быть умны, но из-за своих поступков часто отторгаются другими учениками и учителем. Нужно подумать о создании специальных школ с классами, распределяющими детей по уровню интеллекта, где будут работать профессиональные психологи. Это позволит многим направить свой талант в полезное русло».
«Учителей надо освободить от «патриотического воспитания», которое на деле таковым не является. Они не должны после уроков срываться с классом на показательные выступления борцов или на военные сборы согласно спущенной сверху бумажке. Вольно или невольно делая слово «обязаловка» синонимом слова «патриотизм», чиновники лишь компрометируют саму эту идею. Уроки, на которых рассказывают об истории России, о достижениях ее науки, лучших образцах литературы, других видах искусства, — ​это и есть патриотическое воспитание» (Андрей Петров, студент).
Школьная жизнь.Школа — ​не только для уроков. Должны быть походы, школьный театр, хор, оркестр, как можно больше кружков и факультативов, причем бесплатных. «Хотелось бы больше общих дел — ​поездок, проектов. Ведь можно провести абсолютно тот же урок, только на травке. К тому же общие дела дают возможность лучше понять друг друга, сблизиться и в будущем пересмотреть работу в классе, проведение уроков, поняв человека» (Женя Кузнецова).