Более 320 жалоб на применение административного ресурса поступило в ЦИК за неделю до выборов. Так, например, студенты из Казани, Архангельска, Кемерова сообщают, что их заставляют прикрепиться к определенному участку для голосования, в противном случае — грозят проблемами на экзаменах или даже отчислением. Преподаватели МГУ рассказывают о поступивших им в преддверии 18 марта «необычайно высоких» зарплатах (в 2—3 раза выше обычных), однако при этом отмечают, что пока никто из начальства идти голосовать не заставлял. Работников бюджетных организаций уже традиционно просят сдавать списки родственников и знакомых, которые точно придут на свой участок в день выборов. На каждого работника — норматив по числу фамилий (около десяти).
В штабы Алексея Навального сразу в нескольких городах обращаются студенты, которых в университетах заставляют идти голосовать. Штаб оппозиционера в Кемерове рассказал о случае в филиале РЭУ им. Плеханова, где преподаватель попросила студентов прикрепиться к определенному участку, при этом разрешила не приходить голосовать, главное — прикрепиться: «Дойдешь ты на выборы или нет — это пожалуйста. Ты должен себя сейчас учесть как единицу». Студентка (штаб не раскрывает ее имени) на аудиозаписи рассказывает, что преподаватель Оксана Сова угрожала в противном случае не допустить их к экзамену.
В Казанском федеральном университете (КФУ) преподаватели просят студентов «просто прийти, а дальше что хотите делайте с этой бюллетенью».
Преподаватель на аудиозаписи говорит, что «по количеству малопроголосовавших студентов санкции будут применяться, прежде всего, к нам, к деканату».
В Бурятии студентов Республиканского информационно-технического техникума преподаватель попросила прийти голосовать на определенный участок: «Я вас не призываю за кого-то голосовать, я говорю, что голосовать мы будем здесь. Я буду стоять вот так со списком и прямо крыжить («отмечать крестиком», бухгалтерский термин — прим. ред.) вас». На аудиозаписи слышно, как женщина читает имена учеников, которым нужно прийти с паспортами и, прежде чем пойти голосовать, написать в деканат заявление:
«Если я вас до вечера тут буду ждать, если я не открыжу, я поеду по городу Улан-Удэ вас искать».
Штаб в Архангельске выложил скрины сообщений студентов медицинского колледжа, которых администрация заставила пройти некую процедуру регистрации, чтобы оставить там свои личные данные для голосования. В противном случае студентам грозят отчислением. Юристы штаба уже связались со студентами. Также штаб Навального выложил видео из школы № 24 в Кургане, где учительница Ольга Зенкова (по совместительству член местного избиркома) предлагает ученикам уйти с последнего урока, если они разнесут по подъездам ближайших домов листовки с приглашением прийти на выборы.
Помимо штабов Навального информацию о принуждении голосовать получили и СМИ. Так, стало известно, что студентов двух вузов в Самаре — Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева (СНИУ) и Самарского государственного технического университета (СамГТУ) преподаватели заставили скачать приложение «Точка роста», которое является навигатором по «актуальным событиям» города. После установки приложений студентам пришли сообщения с призывом идти на выборы. Между тем старосты групп сообщили, что деканаты требуют предоставить списки студентов, не установивших это приложение, которое, кстати, требует личные данные пользователей.
В начале недели стало известно и о непривычно высоких «вознаграждениях», которые получили преподаватели вузов, в частности МГУ. Представители МГУ рассказали СМИ, что в марте им перечислили зарплату, которая «в два-три раза больше обычной». О высоких выплатах сообщили и преподаватели Уральского федерального университета, Алтайского госуниверситета, Томского политехнического университета. В МГУ официально заявили, что выплата столь больших зарплат связана с выполнением майских указов президента 2012 года, согласно которым к 2018 году зарплату научных работников нужно довести до 200% от средней зарплаты. «Повышение», правда, произошло буквально за две недели до выборов. Однако пока, по словам преподавателей, с ними не связывался никто с просьбой прийти проголосовать.
Еще в феврале РБК, ссылаясь на источники в администрации президента, сообщило о том, что Кремль запустил масштабный проект по привлечению бюджетников на выборы. В частности, руководителям промышленных предприятий якобы была дана задача — проинформировать своих сотрудников о выборах, без принуждения проголосовать именно за Владимира Путина. Также к нам в редакцию поступали сообщения о том, что в бюджетных организациях традиционно перед выборами просят принести начальству список знакомых или родственников, которые точно придут голосовать, — в количестве 10 фамилий.
Эту практику, как рассказал «Новой» эксперт «Голоса» Андрей Бузин, каждые выборы любят использовать активисты «Единой России», оказывая давление на руководство бюджетного учреждения.
Кроме того, среди новых способов власти увеличить явку добавился поквартирный обход, о таком случае «Новой» сообщила читательница Ирина Васильева из Ясенева. Она рассказала, что активисты «Единой России» ходили по дому и спрашивали, собирается ли человек идти на выборы, если нет — его просили представить личные данные.
Андрей Бузин рассказал «Новой» о том, что из способов увеличить явку законно, а что — нет.
Андрей Бузин
Руководитель отдела мониторинга выборов движения «Голос»
- Принуждать студентов или работников любого бюджетного учреждения прикрепиться к определенному участку для голосования — незаконно.
— Никто не может принудить человека голосовать на определенном участке, — говорит Бузин. — Он голосует там, где внесен в список избирателей. Изменить свой избирательный участок только он сам добровольно может. Иначе такое принуждение можно считать давлением на волеизъявление избирателей. Зачем голосовать на определенном участке? В одном из регионов уже было сообщение о том, что есть соревнование по явке между избирательными участками. Дальше администрация их может как-то премировать.
- Принуждать студентов написать заявление с личными данными перед «голосованием» — незаконно.
— Это похоже на провокацию — за него хотят проголосовать. Это уже уголовное преступление. Если попытка принудить голосовать на определенном участке — это не уголовка, там все на грани закона находится. А голосование за других лиц — это уже уголовное преступление, за него срок можно получить. Также нужно помнить, что, когда человек пишет заявление и открепляется от своего участка, в этом случае он понижает количество избирателей на своем участке и как следствие повышает явку.
- Требовать от работника представить список родственников, знакомых, которые точно придут голосовать, — незаконно.
— Работодатель использует свое служебное положение для какого-то влияния на итоги голосования, потому что явка — это тоже итог голосования. В этом смысле требование незаконно, но ответственность за это очень сложно определить. Если только привлечь по 141-й статье, которая называется «воздействие на волеизъявление избирателей», но это сложно. Это, скорее, политическая технология, чем преступление. Технология, которая уже давно используется штабами «Единой России».
- Делать поквартирный обход с приглашением прийти на выборы — законно. Требовать личные данные человека, который на них не идет, — нет.
— Это может быть желание повысить явку, при этом, чтобы человека больше стимулировать прийти, — еще и изъять у него личные данные. В этом случае он будет больше опасаться того, что он не придет на выборы. Это использование генетической памяти советских времен, когда за неявку на выборы могли наказать. В Москве сейчас побаиваются уголовного наказания. Но на всякий случай могут собирать данные, вдруг будет новое указание, что можно фальсифицировать. Хотя это, конечно, опасно. Потому что если человек сказал, что не придет, а потом пришел — обнаружил себя, будет скандал. Такие случаи уже были. Это скорее такой способ напугать человека — «если не придешь голосовать — мы тебя вычислим».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»