Сюжеты · Политика

Меркель снова у власти

В этом ей помогли социал-демократы

Александр Чурсин , собкор на Балканах
Германия спустя почти полгода после выборов наконец-то получит полноценное правительство, которое в четвертый раз возглавит Ангела Меркель
Фото: EPA
Затянувшийся политический кризис, казалось бы, остался позади — вновь у власти «большая коалиция» (GroKo по немецкой аббревиатуре) из Христианско-демократического/Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ). Однако бурные дискуссии в стране и на уровне партий свидетельствуют, что достигнутый компромисс между двумя ведущими политическими силами устраивает далеко не всех.
Даже после того, как внеочередной съезд социал-демократов одобрил в основном договор о коалиции с ХДС/ХСС, нельзя было сказать, что кризис преодолен окончательно. По принятому в 2013 году демократическому регламенту требовалось, чтобы все (!)члены СДПГ высказали свою позицию по вхождению в правительство.
В партии развернулась острая борьба. На собрания в низовых организациях сторонники GroKo (главным образом, руководящие функционеры) убеждали активистов и рядовых членов в том, что это — единственный путь сохранить стабильность в стране и гарантировать ведущую роль Германии в Евросоюзе. Левое крыло социал-демократов и молодежная организация Jusos были категорически против, аргументируя тем, что «партии требуется обновление, она должна уйти в оппозицию, чтобы восстановить свой авторитет».
В течение двух недель, пока шел своеобразный референдум, сохранялась напряженная интрига. Ситуацию осложняло то обстоятельство, что как раз в это время председатель СДПГ Мартин Шульц был вынужден уйти в отставку.
Год назад социал-демократы бурно приветствовали приход Шульца к руководству партии. На съезде он получил 100% голосов. За стремительный старт в избирательной кампании (рейтинг Шульца даже обошел рейтинг Меркель) его прозвали «Супер Мартин».
После провала СДПГ на выборах председатель партии проявил непростительную непоследовательность. Сначала он объявил, что социал-демократы уходят в оппозицию, а через два месяца стал активно агитировать за возобновление «большой коалиции». Однако роковую ошибку Мартин Шульц совершил тогда, когда еще до исхода партийного голосования по GroKo в одном из интервью поделился своим желанием занять в будущем правительстве пост министра иностранных дел.
Действующий глава МИД социал-демократ Зигмар Габриэль, занимающий последние месяцы вторую строчку в десятке популярных немецких политиков, всерьез обиделся. В руководстве СДПГ назревал скандальный раскол. Чтобы его избежать, Шульц покинул пост главы партии.
Итоги партийного референдума объявлял временно исполняющий обязанности председателя СДПГ обербургомистр Гамбурга Олаф Шольц. И хотя две трети (66%) социал-демократов сказали свое «да» «большой коалиции», партийное руководство не демонстрировало особого восторга.
Партия, принимая на себя правительственную ответственность, по-прежнему, как считают местные наблюдатели, переживает серьезный кризис идентичности. По февральским опросам общественного мнения рейтинг СДПГ опустился до 16%. Еще предстоит избрать нового председателя партии, а главное — проанализировать предыдущие ошибки, консолидировать единство рядов и выработать стратегические пути дальнейшего развития.
ХДС/ХСС подошла к формированию коалиционного кабинета в лучшем состоянии, нежели социал-демократы. Меркель удалось энергичными мерами вновь доказать, что она является бесспорным лидером партии. На освободившийся пост генерального секретаря с ее подачи была выдвинута пользующаяся популярностью у христианских демократов премьер-министр земли Саарланд Аннегрета Крамп-Карренбаэр, которую немецкая пресса для удобства сократила до АКК.
АКК считается прагматичным политиком, стоящим на позициях консервативного центра. Ее выдвижение сняло напряжение в умеренных кругах ХДС из-за опасности поворота партии вправо в связи с растущей популярностью «Альтернативы для Германии». Новый генеральный секретарь должна в ближайшие три года (к следующим парламентским выборам) подготовить программу полного обновления партии.
Другой шаг Меркель — это назначение кандидатом в министры своего самого ярого критика справа Йенса Шпана. В последнее время представители правого крыла ХДС громко выражали недовольство в адрес председателя партии за ее, по их мнению, излишнюю уступчивость социал-демократам на переговорах о «большой коалиции».
Особо им не понравилось то, что Меркель отдала СДПГ должность министра финансов. Канцлер парировала критику тем, что взамен ХДС получила не менее важное министерство экономики. И напомнила, что в свое время во главе этого ведомства стоял отец немецкого «экономического чуда», христианский демократ Людвиг Эрхард.
Консолидация партийных рядов позволила слегка поднять рейтинг ХДС, правда, всего на два процентных пункта — с 31 до 33%. Кстати, с 42 до 46% выросло количество бундесбюргеров, положительно относящихся в возобновленной «большой коалиции». Но неизменными с декабря прошлого года остаются 52% тех, кто скептически оценивает шансы GroKo.
Личный авторитет фрау канцлер также давно не блещет прежними показателями. Она стабильно занимает лишь третье место в десятке популярных политиков Германии.
В социальных сетях многие немецкие пользователи не скрывали своего разочарования возвратом к «большой коалиции». Вот, например, ник Хайнц 321 написал: «СДПГ избрала удобный путь, однако он ведет ее к окончательному упадку». «На следующих выборах, — полагал ник Фабиан, — социал-демократы точно опустятся ниже 10% и уступят свое место либо левым, либо — в худшем случае — правым». А ник Йоло пессимистично заметил: «Вот и получили в безысходной ситуации правительство безысходности во главе с безальтернативным канцлером в государстве, где политики не обращают внимания на мнение простых граждан, потому что мировые беды превышают нужды собственного народа».
При таком общем раскладе ХДС/ХСС и СДПГ вступают в новый период правления страной до 2021 года. Для обеих партий он не обещает быть легким.