Сюжеты · Политика

Чехарда премьеров

За год в Румынии поменялось три главы правительства

Александр Чурсин , собкор на Балканах
Фото: EPA
Второй год в стране продолжается противостояние между правительством и гражданским обществом. «Яблоком раздора» стали настойчивые попытки правящей Социал-демократической партии (СДП) таким образом изменить уголовное законодательство в части коррупционных преступлений, чтобы многие осужденные в прошлом за эти прегрешения партийные функционеры смогли вернуться на государственную службу. Действия социал-демократов вызвали не только народный гнев, но и сильно обеспокоили Брюссель. Еврокомиссия, выразив серьезную озабоченность действиями румынских властей, призвала их сохранить основы правового государства.
На парламентских выборах зимой 2016 года социал-демократы, завоевав большинство голосов, получили право на формирование коалиционного правительства. Лидер партии Ливиу Драгня очень хотел бы сам занять пост премьер-министра, но ему мешала условная судимость за фальсификацию результатов национального референдума. К тому же он стал фигурантом еще двух расследований по подозрению в коррупции.
Тогда СДП попыталась предложить на пост главы правительства спорную кандидатуру Севил Шайдех, которая делала партийную карьеру под началом Драгня. Не задалось. Президент Клаус Йоханнис, не объясняя причин, завернул. Но они и так были понятны — мало политического опыта, мусульманка, муж — гражданин Сирии.
Со второго захода премьером стал **Сорин Гриндяну** . На его кабинет возлагалась главная задача: внести такие изменения в уголовный кодекс, чтобы создать условия для пересмотра судимости Ливиу Драгня. С этой целью министр юстиции предложил принять правительственные постановления о существенном повышении планки материального ущерба от коррупционных преступлений чиновников и об амнистии.
Однако на пути этих планов решительно встала общественность. События годичной давности убедительно продемонстрировали волю румын противостоять коррупции. В течение января-февраля 2017 года сотни тысяч граждан еженедельно по выходным выходили на акции протеста. Свое слово сказал и президент, пригрозив конституционным судом и общенациональным референдумом.
С тех пор в стране трижды поменялись главы правительства. Гриндяну через полгода пребывания в должности собственная партия, отказав в поддержке, вынесла в парламенте вотум недоверия. Очередной премьер **Михай Тудосе** также продержался чуть более шести месяцев. Подал в отставку в прошлом январе. Причина — хотел из-за скандала вокруг полицейского-педофила уволить министра внутренних дел Кармен Дан, которой лично покровительствует Драгня.
В конце января кабинет министров возглавила **Виорика Дэнчилэ** — очередная креатура лидера социал-демократов. И если Гриндяну и Тудосе имели за плечами хотя бы опыт министерской работы, то Дэнчилэ в своей карьере выше окружного советника не поднималась, а последние девять лет была депутатом Европарламента по списку СДП. Занималась проблемами сельского хозяйства, а также входила в комитете по правам женщин и гендерному равенству.
Решающим обстоятельством при выборе кандидатуры Дэнчилэ, уверены местные наблюдатели, стали не профессиональные качества и опыт, а то, что она является землячкой Драгня, долгое время работала под его непосредственным руководством и в настоящее время входит ближайший круг председателя СДП.
При всех премьерских перетасовках верхушка румынских социал-демократов не оставляла идею по реформированию уголовного законодательства. Вот только замах стал шире — внести кардинальные изменения во всю систему правосудия.
В конце декабря прошлого года румынский парламент по инициативе социал-демократов принял пакет законов, по-новому регламентирующих деятельность органов юстиции. Так, в частности,
- фото- и видеоматериалы с камер наблюдения исключатся из доказательной базы преступления, - подозреваемые получают право присутствовать при допросе свидетелей, - а судьи в случае ошибочного приговора должны покрыть все материальные издержки из собственного кармана.
Кроме того, прокурорам и судьям запрещаются критические высказывания по поводу спорных решений правительства и парламента.
Эти поправки вызвали волну возмущения. Оппозиционные партии объявили, что опротестуют их в конституционном суде. Гражданские организации вывели на улицы тысячи людей. Принципиальную позицию занял президент Йоханнис, отказавшись подписывать нововведения без тщательного их анализа экспертами, и отправил законы обратно в парламент.
Подал свой предостерегающий голос Брюссель. В своем заявления по поводу действий румынских законодателей Еврокомиссия подчеркнула, что «независимость системы юстиции, ее способность эффективно бороться с коррупцией являются краеугольными камнями существования сильной Румынии в Евросоюзе», и рекомендовала парламенту «серьезно переосмыслить уже предпринятые шаги».
Но в Бухаресте явно не захотели прислушиваться к европейским советам и организовали массированную атаку на Национальное управление по борьбе с коррупцией (DAN). Успешная деятельность управления давно раздражает правящую элиту в Румынии. Только за последние годы около 3-х тысяч должностных лиц разного ранга лишились своих должностей, многие из них были осуждены за злоупотребления на реальные сроки. В числе пострадавших, например, оказались, два бывших премьер-министра, брат, племянник и зять экс-президента Бэсеску, мэр Бухареста, десятки судей и прокуроров.
На этот раз лично министр юстиции Тудорел Тоадер обвинил главу DAN Лауру Ковеши в «преступлениях против конституции, необоснованных преследованиях известных людей и международном пиаре себя самой, который наносит ущерб имиджу Румынии». Этого, по мнению Тоадера, достаточно, чтобы отправить ее в отставку, а само антикоррупционное ведомство подчинить прокуратуре.
Сразу после этого по многим румынским городам прошли тысячные акции протеста с требованиями отставки министра юстиции. На одной из них студенты пришли с чемоданами к местному бюро СДП, тем самым выразив, что дальнейшее наступление на правосудие вынудит молодежь иммигрировать из страны.

Впрочем, министр и без того явно вышел за пределы своих полномочий, поскольку назначение, как и увольнение руководителя DAN является исключительной прерогативой президента. Йоханнис, взяв Ковеши под свою защиту, заявил, что удовлетворен результатами ее работы и не видит причин для того, чтобы она досрочно покинула свой пост.
На этом фоне 1 марта Бухарест с краткосрочным визитом посетил зампредседателя ЕК Франс Тиммерманс. В ходе встреч с президентом, премьером, министром юстиции и главой DAN он призвал румынские власти проводить реформу органов правосудия в соответствии со стандартами ЕС.
Пока трудно сказать, подействуют ли эти увещевания на руководство СДП. Более эффективные меры, чем просто слова, Еврокомиссия только начала разрабатывать. Речь идет о создании механизма финансового давления на те страны-члены ЕС, которые в национальных реформах нарушают общепринятые нормы. Предлагается, в частности, лишать их дотаций по программам инвестиционного развития. Румыния, кстати, сейчас получает ежегодно от ЕС более 6 миллиардов евро.
Однако о принятии таких мер, как полагает председатель ЕК Жан-Клод Юнкера, можно говорить не ранее 2021 года.
Румынские активисты гражданского сопротивления планам правительства не намерены ждать столь долго. На форумах в социальных сетях идет активная мобилизация сил для новых митингов и демонстраций под лозунгами отставки кабинета министров и проведении досрочных выборов.