Напрасны были мои ожидания, что выполнят власти российские одно из своих обязательств, кстати, вполне добровольно на себя принятое. Обещали, что состав потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения (трудоспособных, пенсионеров и детей) должен устанавливаться не реже одного раза в пять лет. Ранее это обязательство тоже не выполнялось, да и сейчас что-то пошло не так. Состав существующих корзин действует с 1 января 2013 года, но вот ожидания наших малодоходных граждан, что он изменится в январе текущего года, не оправдались.
Ожидания же эти связаны с тем, что многие виды социальной помощи в стране оказываются на основе результатов оценки нуждаемости: соотношения доходов граждан с прожиточным минимумом. Чем больше разрыв между доходом гражданина и величиной прожиточного минимума — тем больше размер выплат. А сам прожиточный минимум рассчитывается государственной статистикой на основе цен на продовольственную часть корзины (непродовольственные товары, а также услуги оцениваются как половина стоимости продуктов питания, входящих в корзину). Очередные пересмотры корзины в прошлом обусловливали повышение прожиточного минимума, поскольку в корзину включались более качественные и дорогостоящие продукты питания.
Другими словами: при очередном увеличении прожиточного минимума перед системой социальной поддержки неизбежно возникает проблема поиска дополнительных средств для выплат тем, кто в новых условиях попал в категорию бедных, а также для повышения размеров выплат уже получающим их. Классический пример — гарантирование доходов неработающему пенсионеру не менее его прожиточного минимума. Так, после пересмотра состава корзины величина прожиточного минимума пенсионеров в I квартале 2013 года по сравнению с IV кварталом 2012-го увеличилась на 10,4%.
Российские чиновники не забыли о необходимости пересмотра состава корзины. В Минтруде России формируется рабочая группа по ее разработке. Магистральное направление, как и при предыдущих пересмотрах корзины, — совершенствование качественного состава ее продовольственной части за счет увеличения количества мяса, рыбы, молока, яиц, овощей, фруктов и снижение малоценных продуктов питания, например, хлебопродуктов, картофеля, маргарина и т.п. Однако же новую потребительскую корзину предполагается ввести в действие только в 2021-м, а это значит, что до этого времени будет действовать корзина образца 2013 года. Подобное не является чем-то исключительным, поскольку эта корзина пришла на смену утвержденной еще в марте 2006-го.
Ну а что будет в предстоящий трехлетний период? Бедные без поддержки не останутся, а ее инструменты вполне традиционны. Тем более в выборный год, когда финансовых подачек населению бросается немало.
Ну, во-первых, досрочная индексация пенсий неработающим пенсионерам с 1 января на инфляцию на потребительском рынке за прошедший год. Во-вторых, повышение минимального уровня оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума трудоспособного населения — мера, которая сомнительна по своей выгоде как для работающих за это скромное вознаграждение. Они могут пострадать оттого, что вся их зарплата пройдет по ведомости, а, значит, на нее будут начисляться платежи в социальные фонды и тот же НДФЛ, и поэтому не исключено, что на выходе баланс окажется отрицательным. Впрочем, работодатели знают, как бороться с этим: переводить работников формально на неполный рабочий день. Есть же смежный опыт: повышение средней заработной платы в бюджетных учреждениях во исполнение «майских указов» за счет перевода части сотрудников на неполные ставки. В той же РАН, к примеру. От повышения МРОТ, безусловно, выигрывает только государство. В-третьих, резкое повышение размеров социальных выплат в Москве, население которой является важным игроком на избирательном поле, и, что уж там говорить, далеко не всегда правильным, в понятиях современной российской власти, игроком. Так, ежемесячное пособие на ребенка, выплачиваемое малообеспеченным семьям на детей до 3 лет для большинства из них в 2018 году увеличилось с 2—3 до 10 тыс. руб., а на детей от 3 до 18 лет — с 2 до 4 тыс. руб. Городской социальный стандарт для пенсионеров повысился в 2018 году на 20,7% (с 14,5 до 17,5 тыс. руб.).
Конечно, хорошо, что все это «в дом, а не из дома». Но почему в моей голове всплывает слово «подкуп» и президентские выборы 2008-го? Тогда федеральному центру было важно обеспечить лояльность региональных элит а, следовательно, и «правильное» голосование в регионах, для чего принимались впоследствии отмененные региональные программы. Сейчас, когда центробежные тенденции не в тренде, а власть авторитарна — важно выступить в роли благодетеля граждан. Для сознательных, понятно, это, как говорится, мимо сада, а вот для не думающих — очередной успех поднявшейся с колен России.
А прожиточный минимум подождет. Зато будет дорог как раз к середине президентского срока. Когда потребуется найти очередной повод для социального оптимизма.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»