Февраль. Бессонница приходит невзначай. Зацепляешься взглядом за экран — и все, пиши пропало. Керлинг дает шанс на второй сон, но скелетон врезается в мозг визгом стальных полозьев, на кнопке рядом рубка борд-кросса, одновременно начинают фигуристы, накатывает хоккей, к обеду фристайл напополам с конькобежной «пятеркой», после лыжная «пятнашка». И понимаешь, что раз не получилось заснуть под пятницу, а потом и под субботу, то дальше ждет еще десяток таких же переходящих в утро ночей. Я не планировал погружаться и смотреть эти странные корейские зимние Игры. Разве что избранное. То, что действительно нельзя пропустить. Поначалу удавалось. А потом пришла бессонница. Не исключено, что скажу ей «спасибо».
Не только спортсмены и страны соревнуются, но еще и телевизионные каналы. Три основные кнопки плюс три «вспомогательные». Два монстра в лице Первого канала и «России 1» отняли у «Матч ТВ» лакомые куски, решив, что именно они должны донести до народонаселения самое главное. Видимый консенсус не отменяет внутренней конкуренции. Первую половину дистанции за явным преимуществом выиграл Первый — не потому, что все просчитал, а потому, что так получилось.
Канал «Россия 1» получил право транслировать стартовый матч нашей хоккейной сборной и оконфузился вместе с командой Олега Знарка, не спасло даже возвращение к микрофону ироничного эксперта Леонида Вайсфельда. А вторая трансляция, уже на Первом, оказалась прямо противоположной по тональности — и «олимпийские атлеты из России» в матче со Словенией предстали совсем в ином виде, и Игорю Ларионову соответственно в качестве эксперта было куда легче. Вообще в пятницу Первый снял почти все сливки — четвертый заезд в скелетоне принес невероятное серебро Никите Трегубову, на дистанции 5000 метров в коньках еще более неожиданную бронзу взяла Наталья Воронина. «Россия» ответила «лишь» индивидуальной лыжной гонкой на 15 км, где Денис Спицов выдал феерический финишный спурт, приведший его к третьему месту.
Соревнование, кто более патриотичен, тоже никто не отменял. Если день удачный для россиян, то на всех кнопках трубят об этом с утра до вечера. Если не сложилось, то акцент смещается в сторону олимпийских скандалов и проблем, в дело идет весь традиционный пропагандистский набор. Все по синусоиде: редкий успех кружит головы, усиленный сладкой местью патриотический градус тут же зашкаливает, нам обещают новые медали, после чего, как правило, следует провал. Это уже закономерность — ожидаемые медали не берем, зато нежданных приятных сюрпризов хватает. Вывод простой — чем меньше давить на спортсменов, тем больше шансов на то, что необходимая концентрация не помешает раскрепощенности. Терять-то нечего.
Так прорывалась в призеры лыжница Юлия Белорукова и ее коллеги по команде Александр Большунов и Денис Спицов, пара керлингистов Анастасия Брызгалова—Александр Крушельницкий, конькобежка Наталья Воронина, скелетонист Никита Трегубов. Их шансы на медали в основном варьировались в диапазоне от нулевых до теоретических, как у того же Спицова. Но то, что он сделал на последних пяти километрах, не могло не восхитить даже соперников.
Не всех, естественно, восхищает. То и дело прорывает тех, кто даже Томасу Баху не верит. Уж на что президент МОК лютовал перед стартом, но и он все время подчеркивал, что в Пхенчхан приедут только чистые российские спортсмены. Это не сломало устоявшегося мнения «там, где русские, — там допинг». Впрямую не обвиняют, но достаточно косых взглядов или отказа поздороваться, не говоря уже о том, чтобы поздравить. Случаи явного недоброжелательства единичны — может, на них и обращать внимания не стоит, но тем не менее они есть. И расплачиваться за чужие грехи так или иначе приходится всем «олимпийским атлетам из России».
А вот кому лучше помолчать даже во время празднования того или иного успеха, так это российским чиновникам. Но эту касту хлебом не корми — дай примазаться и объяснить, что без них никаких медалей и не было бы вовсе.
Но медали есть — вопреки, а не благодаря усилиям чиновникам.
Потерпевшая серьезный урон лыжная команда, молодая и неопытная, оказалась вполне боеспособной. Ребят не придавило отсутствие лидеров, не угнетали неутешительные прогнозы, они с первых гонок принялись доказывать, что слово «безнадежность» — не для них. Они не испугались сверхжесткой конкуренции и, по большому счету, не провалили ни одной гонки. Вся бронза лыжников — из разряда золотой, равно как и четвертое место Спицова в скиатлоне — вслед за тройкой норвежцев.
На месте наших спортивных руководителей я бы вообще пересмотрел схему награждения призовыми исключительно за медальные достижения. Ясно же, что золотых наград много не будет, как и призовых мест. Эта Олимпиада — особая, и привычные варианты поощрения здесь не подходят. Для подавляющего большинства спортсменов попадание в шестерку лучших — уже достижение, которое достойно награды. То есть к результатам в Пхенчхане хорошо бы подойти не по стандарту, а с учетом всех обстоятельств, объективных и субъективных.
Возьмем драму сноубордиста Николая Олюнина. Серебряный призер сочинских Игр здесь тоже шел на медаль. Может, даже золотую. Но борд-кросс — дисциплина непредсказуемая, здесь риск предполагается изначально, а рубка на дистанции не щадит никого. Вот и сейчас в безумном полуфинале упали сразу четверо, в том числе Олюнин и его извечный соперник, чемпион Сочи-2014 Пьер Вольтье. Но француз успел подняться и завершить заезд третьим, после чего выиграл и финал. А Олюнина только спустя четверть часа с порванным мениском и переломом голени вывезли с дистанции на носилках, спешно отправив в больницу. И что, он не заслуживает награды?
Само участие «атлетов из России» со всеми исходящими и вытекающими — нестандартная история, требующая соответствующих подходов. Она выявляет и высоты духа, и бездны падения. И выдающийся профессионализм, и вызывающую некомпетентность. Того и другого хватает в избытке.
Оставшиеся без наград саночники не нашли ничего лучше, как переругаться. Чемпион мира Семен Павличенко, занявший 15-е место, обвинил главного тренера сборной Альберта Демченко в предвзятости. В отместку спортсмена отправили домой до окончания соревнований и без объяснения причин. Бобслеисты пережили скандал еще до старта. Биатлонистка Татьяна Акимова вскользь заметила, что отсутствующие в Пхенчхане тренеры сборной ей даже не звонили.
В биатлоне, честно говоря, и при полном составе можно было на медали особо не рассчитывать. И резерва, который выручил лыжников, здесь не оказалось вовсе. Выжившая после секвестирования четверка бьется, как может, но это зрелище не для слабонервных. Тем временем шведские подопечные немецкого тренера Вольфганга Пихлера берут медали, причем малоизвестная Ханна Эберг выигрывает индивидуальную гонку. И Пихлер режет правду-матку про то, как в бытность его работы в России тренеры враждовали между собой, а с ним воевали вместе. Так это было или нет, теперь не важно, а важно то, что культовый для России вид довели до ручки.
Игра женской хоккейной команды на групповой стадии напоминала возню плюшевых мишек в песочнице — россиянки стабильно пропускали по пять шайб в каждом из трех матчей. За счастье посчитали один гол Анны Шохиной в ворота финской сборной. Чтобы продолжить борьбу, надо было в первой встрече квалификации обыграть сборную Швейцарии, которая в Сочи-2014 преградила россиянкам дорогу в полуфинал, а нынче победила в трех матчах группы В. Как наша невнятная команда умудрилась отправить в ворота соперниц сразу шесть шайб (одну из них при игре 3 на 5!), никто не понял.
Но это был как раз тот случай, который лучше всего говорит о характере зимних Игр в Пхенчхане: не важно, кем тебя считают до — важно, кем тебя будут считать после. По количеству сюрпризов и крушений фаворитов Олимпиада-2018 уже вошла в историю. Да, она не может называться полноценной в силу известных причин. Да, ее продолжают сотрясать большие и малые скандалы, далеко не всегда связанные со сборной, выступающей под аббревиатурой OAR. Да, экзотика оборачивается не всегда приятной стороной, хотя бы касающейся погоды.
Но что-то из происходящего в Пхенчхане поневоле заставляет не только примиряться с бессонницей, но и находить в бдениях у телеэкрана привлекательные черты. Как ни уничтожают саму суть спорта политики и чиновники, как ни извращают честную борьбу обманщики с одной стороны и инквизиторы — с другой, благородное начало еще пробивается через толстый слой мусора, заставляя сопереживать, удивляться и радоваться.
Еще не все отобрали.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»