В Австрии развалилась правящая с 2007 года большая коалиция из Социал-демократической партии (SPÖ) и Австрийской народной партии (ÖVP). Очередные парламентские выборы должны были состояться осенью 2018 года, но теперь их перенесли на середину октября 2017.
Кризис в отношениях коалиционных партнеров назревал давно. В начале года канцлер от социал-демократов ультимативно призвал консерваторов обеспечить конструктивное управленческое сотрудничество. В свою очередь «народники» предъявили свои претензии по предлагаемым SPÖ социально-экономическим реформам.
Разногласия в позициях развивались на фоне падения авторитета обеих партий, что наглядно показали президентские выборы прошлого года. Их кандидаты выбыли из дальнейшей борьбы за пост главы государства в первом же туре. Такое случилось впервые в послевоенной истории Альпийской республики.
Социал-демократы попытались оперативно перегруппироваться. Подал в отставку прежний канцлер, на его место пришел перспективный политик Кристиан Керн, взявшийся энергично исправлять положение. С его приходом падение рейтинга SPÖ остановилось, и даже наметилась тенденция роста.
А вот для ÖVP дела складывались далеко не лучшим образом. Партия продолжала терять доверие населения и опустилась по влиятельности на третье место, пропустив вперед правых популистов из Австрийской партии свободы (FPÖ).
Такая ситуация не могла устроить одного из лидеров «народников» Себастьяна Курца, занимающего в правительстве пост министра иностранных дел. О нем стоит рассказать особо.
Политикой Курц занялся в юношеском возрасте. По карьерной лестнице он двигался стремительно. В 21 год возглавил венское отделение молодежной организации ÖVP. Через год его избрали председателем федерального правления молодых «народников», а в 24 года Курц уже государственный секретарь по вопросам интеграции.
Когда Курц в 2013 году возглавил МИД, ему было 27 лет — самый молодой министр иностранных дел в мире. Его назначение вызвало немало толков, тем более что новоиспеченный министр так и не успел полностью закончить университетский курс.
Многие удивлялись тому, как сын простого инженера и школьной учительницы, совершив буквально вертикальный взлет, мог в считанные годы стать государственным чиновником высшего ранга. Явно, мол, не обошлось без тайных покровителей.
Скептики откровенно сомневались в том, что молодой человек справится с непростыми обязанностями и сможет достойно представлять Австрию на международной арене. Возрастные иностранные коллеги, полагали они, вряд ли будут воспринимать его серьезно.
Но уже в первые месяцы Курц убедительно доказал, что находиться на своем месте. Он очень активно участвовал в подготовке и проведении в Вене представительных международных встреч по кризисным ситуациям в мире.
Еще более раскрылись дипломатические способности Курца с началом миграционного кризиса. Именно ему принадлежала идея полностью перекрыть балканский трафик беженцев. Он посетил все столицы стран Западных Балкан, убеждая их руководство ввести жесткие пограничные меры, и инициировал региональную международную конференцию по этой проблеме.
С ростом авторитета в европейских кругах росли влиятельность Курца в партии и популярность внутри страны. Это придавало молодому политику честолюбивую уверенность в том, что он сможет вывести ÖVP из кризиса. И не только. Если возглавить партию, выйти из коалиции с социал-демократами, провести досрочные выборы, то вполне реально можно будет претендовать на должность канцлера.
Со всей присущей ему энергией Курц преступил к реализации задуманного. Не без его содействия председатель ÖVP Райнхольд Миттерленер, став объектом постоянной критики, в итоге был вынужден сложить с себя полномочия партийного главы и вице-канцлера.
Прошедший в минувшее воскресенье съезд «народников» не только доверил Курцу руководство партией, но и безоговорочно принял его условия из 7 пунктов, согласно которым новый председатель получил практически неограниченные полномочия, в частности, право единолично назначать своих людей на руководящие партийные посты, формировать избирательный список и будущую правительственную команду. Кроме того, ÖVP пойдет на выборы не самостоятельно, а в качестве движения «Список Курца — обновленная Народная партия», что разрешает присоединяться к нему сторонним партиям, организациям и отдельным политикам.
Уже в качестве главы ÖVP Курц категорически отказался занять пост вице-премьера, как это предусматривало соглашение с социал-демократами. Его отказ автоматически означал выход из коалиции и досрочные выборы.
Таким образом, две первые цели плана Курца успешно претворились в жизнь. Осталось выиграть выборы. Но в этом, как полагает венский политолог Кристоф Хофингер, могут быть серьезные проблемы. По его мнению, никто сегодня не может предсказать того, что будет ли министр иностранных дел также популярен осенью, как сейчас.
К тому же не следует забывать, что политические соперники не собираются сидеть, сложа руки. Лидер Свободной партии Хайнц-Кристиан Штрахе, например, с большим воодушевлением воспринял новость о развале правящей коалиции, который, как он заявил, в очередной раз подтвердил, что союз социал-демократов и консерваторов не способен обеспечить стабильность и ввергает страну в хаос.
С учетом итогов президентских выборов, когда кандидат «свободников» чуть было их не выиграл, FPÖ имеет реальные шансы увеличить свое парламентское представительство. Более того, поскольку обе бывшие правящие партии не намерены возобновлять сотрудничество в будущем, то правые популисты могут стать той политической силой, без которой будет невозможно сформировать правительство.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»