В Германии случилась сенсация – социал-демократы проиграли выборы в ландтаг земли Северный Рейн-Вестфалия, которую в СДПГ называли «сердцем партии». Уверенную победу, набрав 33% голосов (на предыдущих выборах в 2012 году было 26,3%), одержала партия Меркель. Теперь христианские демократы получают приоритетное право сформировать земельное правительство.
Выборы в Северном Рейне-Вестфалии, по мнению многих аналитиков, должны были стать генеральной репетицией предстоящих в сентябре выборов в бундестаг. Федеральная земля с населением в 17,9 миллионов человек является наиболее густонаселенным и промышленно развитым регионом Германии — здесь проживает каждый пятый немецкий избиратель.
Для ХДС и СДПГ борьба за их голоса с прицелом на федеральные выборы имела принципиальное значение.
Христианские демократы, проиграв в 2016 году ряд земельных выборов, оказались в непростой ситуации. Из-за последствий миграционного кризиса заметно пошатнулся личный авторитет лидера ХДС канцлера Ангелы Меркель. Даже в партийных рядах все громче звучали голоса о том, что ей пора на покой.
Не в лучшей форме находились и социал-демократы. В партии усилились противоречия между правым и левым крылом. На фоне сокращения численности членов СДПГ и утраты доверия базисных избирателей возник кризис в руководстве.
Вступая в избирательный год, обе ведущие политические силы Германии все-таки смогли перегруппироваться. Меркель, открыто признав ошибочность политики «открытых дверей» для беженцев, консолидировала вокруг себя партийные ряды. ХДС решила в очередной раз сделать на нее ставку, надеясь на то, что управленческий опыт Меркель в условиях внешней нестабильности будет сильным оружием в избирательной кампании.
Социал-демократы, сыграв ва-банк, сменили лидера партии, избрав экс-спикера Европарламента Мартина Шульца своим председателем и претендентом на пост канцлера. Неожиданный ход оказал эйфорическое воздействие не только на однопартийцев. В течение недель рейтинг СДПГ вырос в двузначном процентном выражении и сравнялся с рейтингом ХДС, а Шульц догнал по авторитетности Меркель.
В прессе и политических кулуарах только и говорили о политическом сюрпризе СДПГ. К прозвищу Щульца «мистер Европа» добавилось еще два – «супер Мартин» и «стопроцентный Мартин» (на съезде партии за нового председателя проголосовали 100% делегатов). Некоторые обозреватели уже пророчили ХДС поражение на выборах в бундестаг и возможную позицию младшего партнера в будущей правящей коалиции.
Сама Меркель, сохраняя невозмутимость, никак не комментировала назначение Шульца своим главным соперником. А опытные знатоки избирательных технологий из ХДС, отвечая на вопросы журналистов об их оценке ситуации, скептически замечали, что бурный старт далеко не всегда заканчивается успешным финишем. Давайте, мол, подождем.
Первая реальная проба сил состоялась в конце нынешнего марта на земельных выборах в Саарланде. Социал-демократы, полагаясь на так называемый «эффект Шульца», нацелились в союзе с левыми и «зелеными» вытеснить христианских демократов из правительства. Затея провалилась с треском. Избиратели перед лицом «красно-красно-зеленой» коалиции в большинстве своем проголосовали за ХДС.
Руководство СДПГ, стараясь минимизировать впечатления от поражения, сослалось на то, что Саарланд – маленький регион, где сильны консервативные настроения. Однако фиаско повторилось 7 мая на выборах в Шлезвиг-Гольштейне. Социал-демократы потеряли более трех процентов голосов, несмотря на то, что в Киль из Берлина десантировалась солидная партийная команда во главе с Шульцем.
И вот теперь Северный Рейн-Вестфалия – земля, которую СДПГ традиционно считала своей вотчиной. Перед выборами сами социал-демократы назвали их «контрольным забегом» накануне федерального голосования в бундестаг.
Результат «забега» оказался неутешительным – минус восемь процентов голосов. «Эффект Шульца» опять не сработал. Премьер-министр и лидер земельных социал-демократов Ханнелоре Крафт уже подала в отставку с партийного поста.
Как показали итоги выборов в Северной Рейн-Вестфалии, на первом месте у избирателя стоят все-таки местные проблемы, а не общие рассуждения о будущей федеральной политике. В ХДС это понимали хорошо, поэтому основной упор в избирательной кампании делали на критику практической деятельности земельного коалиционного правительства социал-демократов и «зеленых». Впечатляюще, например, звучал тот факт, что в 2016 году автомобильные пробки в Северной Рейн-Вестфалии достигли в километрах общей протяженности, равной расстоянию от Земли до Луны.
Но кроме проигрышного для СДПГ соперничества с ХДС результаты последних немецких региональных выборов примечательны еще одним моментом. Партия правых популистов «Альтернатива для Германия» смогла провести своих депутатов еще в три ландтага. Теперь она представлена в 13 из 16 земельных парламентов.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»