Сюжеты · Политика

Дипломаты КНДР сдали здание посольства в Германии под гостиницу

Пхеньян мог использовать доходы от аренды на создание ядерного оружия

Александр Чурсин , собкор на Балканах
Фото: EPA/FELIPE TRUEBA
Берлинская гостиница City Hostel привлекает гостей столицы Германии, своим расположением. В шаговой доступности от нее находятся Бранденбургские ворота, Унтер ден Линден, Потсдамер платц и другие достопримечательности.
Еще большей популярности отеля содействует ценовая политика. Сутки пребывания в нем обойдутся тем, кто готов довольствоваться скромным комфортом, всего в 17 евро за койко-место в номере на 4 или 8 человек. Что вполне по карману даже школьникам и студентам, поэтому свободных мест почти никогда не бывает — все забронировано на месяцы вперед.
Есть и еще одна интересная деталь, связанная с хостелом. Дело в том, что само здание, как и земля, на которой оно стоит, принадлежит посольству КНДР. Об этом уведомляют флаг и табличка, а также портрет нынешнего вождя корейского народа Ким Чен Ына на соседнем здании.
Во времена социализма власти ГДР выделили братской Северной Корее в собственность солидную территорию под дипломатическое представительство в Восточном Берлине. На ней за забором выросли два пятиэтажных панельных дома-близнеца, в которых разместились служебные офисы и жилые помещения для дипломатов с семьями.
Когда рухнула Берлинская стена и состоялось объединение Германии, с посольством КНДР случился скандальный казус. В Берлин должны были переехать дипломаты из Бонна, но аккредитованные в бывшем ГДР сотрудники посольства отказались покидать обжитое место и возвращаться на родину. Тогда Пхеньян полностью перекрыл финансирование. Из-за чего немецкие власти были вынуждены отключить отопление, электричество и воду, несмотря на это корейцы упорно держали оборону еще более года.
К началу нулевых годов идеи чучхе довели ситуацию в Северной Корее до полного коллапса. В стране разразился голод, который, по разным оценкам, унес от 200 тысяч до 3 миллионов человеческих жизней. Экономить приходилось на всем, в том числе и на дипломатах. Количество сотрудников посольства КНДР в Германии сократилось в 10 раз — со 100 до 10 человек. Для них с избытком хватало и одного здания.
Второе здание, чтобы не простаивало зря, сдали в аренду немецкому предпринимателю, который и переоборудовал его в City Hostel. В итоге государственная казна Северной Кореи стал ежемесячно пополняться валютным доходом из Берлина в 38 тысяч евро. Неплохой бизнес для страны, пугающей весь мир ядерной бомбой.
Так, может быть, и текли бы немецкие денежки в Пхеньян в обход всех международных санкций, если бы СБ ООН в ноябре 2016 после очередного незаконного испытания ядерного устройства не принял резолюцию, согласно которой все страны-члены были обязаны запретить Северной Корее использовать принадлежащую или арендуемую ей недвижимость в иных целях кроме исключительно для дипломатической и консульской деятельности. Такое решение было вызвано справедливым опасением в том, что получаемые доходы от сдачи заграничной недвижимости в аренду северокорейские власти используют для дальнейшего наращивания военного потенциала.
Теперь немцы полны решимости положит конец предпринимательству северокорейцев в Германии. Однако сделать это будет не просто. Изъять здание нельзя — собственность другого государства. Другие способы давления чреваты ответными мерами в отношении официальных представительств ФРГ в КНДР.
Остается только один вариант — вынудить немецкого арендатора посольского здания отказаться от договора. Но кто же добровольно согласиться отказаться от прибыльной гостиницы в центре Берлина? Вот и ломают голову чиновники, как выйти из затруднительного положения. Поскольку вопрос принципиальный, то на законодательном уровне, скорее всего, будут внесены специальные изменения в регулирование внешнеэкономической деятельности немецких фирм, чтобы затруднить бизнес с посольствами и другими официальными представительствами стран, на которые международное сообщество накладывает санкции.