Сюжеты · Политика

Выборы по-сербски

Административный ресурс, компромат и кандидат-пародист

Александр Чурсин , собкор на Балканах
Фото: РИА Новости
На прошедших в Сербии президентских выборах, как и ожидалось, победил премьер-министр и лидер правящей Сербской прогрессивной партии (СПП) Александр Вучич. Набрав рекордные 55% голосов, он оставил далеко позади своих десятерых конкурентов.
Никогда еще в новой сербской истории со времен Слободана Милошевича выборы президента не проходили в один тур и не давали столь высокого результата. Триумф Вучича не только подтвердил его позиции наиболее популярного политика, но и стал примером массированного использования административного ресурса в избирательной кампании.
Накануне президентских выборов СПП, имеющая большинство мест в Народной скупщине, оказалась в непростой ситуации. Действующий президент Томислав Николич стремительно терял рейтинг — его не смогла поднять даже провокационная отправка поезда из Белграда в столицу автономного Косова — Приштину. Большинство сербов не поддержали националистическую авантюру, грозившую обернуться вооруженным конфликтом. Резко негативной была реакция и в Европе.
Но СПП категорически не хотела уступать пост главы государства оппозиции. Оставался единственный выход — свою кандидатуру выдвигает Вучич. По всем опросам общественного мнения, премьер уверенно занимал первую строчку по популярности.
Сам исход предвыборной борьбы был предопределен заранее. Медийные ресурсы Вучича многократно превосходили возможности конкурентов. В телеэфире безраздельно доминировал глава кабинета министров — 67% времени против в среднем 8% у основных соперников, например, бывшего министра иностранных дел и претендента на пост генсека ООН Вука Еремича.
Подконтрольные правительству СМИ регулярно освещали «плодотворную деятельность премьера на благо Сербии». Многометровые портреты Вучича украсили стены домов в жилых кварталах. Дороги были уставлены его билбордами. За два дня до голосования крупнейшие сербские газеты вышли с призывом на первой полосе: «Быстрее. Сильнее. Лучше. Сербия, выбирай Вучича!»
В полной мере использовал Вучич в своей избирательной кампании и то, что было совсем недоступно другим кандидатам. В качестве главы правительства он посетил Берлин и Москву, наглядно продемонстрировав, что пользуется поддержкой влиятельной в Европе Ангелы Меркель и популярного среди сербских русофилов Владимира Путина.
При этом для канцлера Германии сербский политик представлял интерес, как реальный гарант того, что Белград не допустит в будущем повторения хаоса балканского трафика беженцев.
Кремль, в свою очередь, хотел бы видеть в лице Вучича потенциального союзника, которого можно использовать в роли противовеса росту влияния США и НАТО на Балканах.
Немаловажную роль в предвыборной агитации Вучича сыграл тезис о том, что именно при нем с помощью Москвы началось перевооружение армии. В качестве достижения была представлена безвозмездная передача военным Сербии шести самолетов МиГ-29, тридцати танков Т-72 и тридцати БРДМ. Правда, умалчивается, что вся техника является б/у, и, чтобы довести ее до состояния полной боеготовности, требуется еще вложить немалые бюджетные средства.
К тому же российский дар вызвал в соседних западно-балканских странах серьезные опасения. Они увидели в наращивании Белградом боевой мощи угрозу своей национальной безопасности. Из Боснии, Албании, Черногории, Косова зазвучали тревожные голоса. Хорватия, воспользовавшись своим правом члена Евросоюза, наложила вето на переговорный процесс о вступлении Сербии в ЕС.
В президентской кампании не обошлось и без черного пиара. Одного из кандидатов оппозиции обвинили в убийстве в прошлом близкого друга, другому инкриминировали гибель военнослужащих сербской армии. Самого Вучича либералы критиковали за злоупотребление служебным положением, популизм и склонность к авторитаризму. Националисты объявили премьера предателем национальных интересов в угоду Брюсселю.
Сатирические нотки в политическую борьбу внесло участие в выборах 25-летнего студента и шоумена Лукана Максимовича. Неожиданно для многих он без труда собрал необходимое количество подписей для регистрации в качестве кандидата в президенты.
Взяв псевдоним Любаш Прелетачевич-Белый (с намеком на переметное поведение политиков и желание выглядеть честными в глазах избирателей), Лукан откровенно пародировал избирательный процесс. Он сразу же объявил себя мессией. Одетый в белоснежно белый костюм изображал одновременно политического и мафиозного боссов, говорил, что после победы будет воровать и врать еще больше. Обещал возвести море, чтобы Сербия больше не считалась сухопутной страной.
В интернете видеоролики с Луканом пользовались большой популярностью у молодежи. Прогнозы прочили ему второе место на выборах. В итоге студент-пародист, собрав почти 10% голосов, стал третьим, опередив даже известного радикального националиста Воислава Шешеля. Результат говорит о многом: молодые избиратели, не веря в искренность предвыборных обещаний, пошли голосовать за него только ради того, чтобы выразить протест против традиционных политиков.
Международные и местные наблюдатели не сомневаются, что Александр Вучич, сменив реальную исполнительную власть на представительские функции президента, на самом деле постарается сохранить за собой рычаги влияния на правительство и партию. Предполагается, что на пост премьера он выдвинет такую кандидатуру, которая будет полностью ему подконтрольна. Таким образом, центр принятия решений переместится из кабинета министров в президентский дворец.
Некоторые сербские политологи считают, что премьеру без посягательств на основы конституции удалось провести переворот в стране и сделать важный шаг на пути к установлению собственного авторитарного режима.
О будущем политическом курсе Вучич ясно выразился еще вечером дня голосования после подведения предварительных итогов: «Выборы показали, что подавляющее большинство сербских граждан выступают за продолжение курса реформ, за продолжение европейского пути Сербии при сохранении традиционных дружеских связей, которые мы имеем с Россией и Китаем».
Этот неожиданный китайский реверанс словно подчеркнул, что Белград и дальше готов лавировать между интересами к региону со стороны Брюсселя и Москвы, добавив к ним нового игрока в лице Пекина. Это существенная деталь с учетом недавнего успешного визита в Китай еще пока действующего президента Николича и растущего участия китайского бизнеса в сербской экономике.