Акция против изгнания преподавателей из университетов. Фото: EPA
В среду в турецком городе Самсун начался суд над 40 преподавателями Университета «19 мая». Работников высшей школы, восемь из которых находятся под арестом, обвиняют в причастности к «террористической организации Фетхуллаха Гюлена» — проповедника, который, по мнению властей, был организатором попытки переворота 15 июля прошлого года. Эти подсудимые — лишь малая часть из более чем 4000 сотрудников вузов, уволенных и арестованных в течение последних месяцев, включая более 300 участников митинга за мир в конце января.
В Турции происходит настоящий интеллектуальный геноцид, в результате которого наука в стране, по всей видимости, будет отброшена на многие годы назад.
Полиция теснит студентов и преподавателей, вышедших на акцию против зачистки университетов Турции. Февраль 2017. Фото: EPA
Образование всегда находилось под пристальным вниманием государств эпохи модерна: школа ковала нужных властям граждан, вузы — элиту. После распада Османской империи и провозглашения Республики в Турции были проведены радикальные образовательные реформы, отвечающие новой идеологии — кемализму и его шести «лучам»: революционности, народности, национализму, светскости (лаицизму), республиканизму и этатизму. Турецкие власти были решительно настроены нивелировать исламский фактор и впускать в кабины социальных лифтов исключительно европейски настроенных секуляристов. Число их должно было быть небольшим, подавляющему большинству турок отводилась роль обслуги — рабочих, крестьян и мелких предпринимателей. Скажем, в 1980/1981 году в существующих 19 университетах училось немногим более 273 тысяч студентов, то есть всего 0,61% от населения Турции.
После второй мировой войны и начала эпохи мультипартийности оказалось, что и среди секулярной элиты существует множество противоречий, и вузы нередко становились ареной борьбы между сторонниками разных идеологий. В 60-70-е годы тысячи студентов были убиты во время стычек националистов, коммунистов, ататюркистов и вновь возникших исламистов. В университетских кампусах здания общежитий нередко делились по идеологическому принципу. Преподаватели не раз занимали оппозиционную правительству позицию. В конце концов, после военного переворота 1980 года, был создан новый конституционный орган — Комитет по высшему образованию (КВО), аналог нашего ВАКа, но с более широкими полномочиями. Например, именно он принимает решение об открытии не только нового вуза, но и каждого факультета и даже научного центра в стране.
В начале «нулевых» к власти пришли так называемые «пост-исламисты», создавшие Партию справедливости и развития (ПСР), во главе с Реджепом Эрдоганом и Абдуллахом Гюлем. На волне демократизации и движения в сторону Копенгагенских критериев вступления в Евросоюз их поддержали и сторонники Гюлена, который всегда делал акцент на образовании. Одним из приоритетов «зеленоватых» реформаторов стало открытие новых вузов.
После поворота политики Эрдогана в направлении усиления личной власти на рубеже 2010-х годов в вузы проникла цензура.
Примерно с 2011 года турецкие ученые, готовящиеся к защите звания доцента, стали очень осторожны в своих высказываниях в СМИ и соцсетях.
Критика власти все чаще приводила к провалу на защите, предполагающей многочасовую аттестацию комиссией из нескольких человек. На ключевые административные позиции в вузах и КВО начали приходить партийные работники. Если старые вузы могли эффективно сопротивляться на уровне кафедр и факультетов, то при открытии новых университетов кадровая политика изначально определялась властями. Кроме того, была проведена реформа среднего образования, позволившая поступать в вузы выпускникам «имам-хатибов» — религиозных школ, число которых резко выросло за последние 15 лет и приблизилось к двум тысячам, а количество учеников — к полутора миллионам.
После коррупционного скандала конца 2013 года пути Эрдогана и Гюлена разошлись, последний был объявлен «главой заговорщиков, планировавших переворот путем судебного расследования». Попытка переворота в середине июля 2016 года также приписывается ему, как и многие другие плохие вещи в Турции: сбитый российский самолет, несправедливые судебные расследования в отношении военных, футбольных клубов и даже инициирование землетрясения. Последние три года правящая партия очищает государственный аппарат, а с лета прошлого года — вообще все жизненное пространство Турции от сторонников опального проповедника, живущего в пенсильванской глуши.
Неудачный переворот стал поистине, по словам Эрдогана, «подарком от Аллаха», и развязал ему все руки, позволив в число переворотчиков записать не только военных, но и бизнесменов, работников благотворительных учреждений, учителей школ и преподавателей вузов. Всего работы лишилось более 100 тысяч человек, из которых несколько десятков тысяч находятся под следствием. Поскольку мест в тюрьмах не хватало, провели амнистию для тридцати с лишним тысяч преступников. Аннулированы паспорта сотен тысяч турецких граждан.
Естественно, что в категорию «террористов» попадает и большое количество других нелояльных турецким властям лиц, не только не имеющих никакого отношения к Гюлену, но и открыто его критикующих. В закрытых осенью 2016 года пятнадцати турецких частных университетах количество последователей Гюлена среди преподавательского состава явно не превышало число людей с другими убеждениями, не говоря уже об увольнениях в других вузах. Многие секулярно настроенные оппозиционеры поначалу приветствовали кампанию Эрдогана против «джамаата», однако быстро поняли, что скоро «придут и за ними». Кто-то нелегально бежит из страны, как сирийские беженцы, уплывая на лодках в Грецию. Кто имеет средства для существования, остается и сопротивляется на месте.
Акция против репрессий в отношении университетских преподавателей после провальной попытки переворота. Февраль 2017 года, Стамбул. Фото: EPA
Выпускники и уволенные недавно преподаватели факультета политологии Анкарского университета, например, начали кампанию в соцсетях, призывая всех ученых мира их поддержать. Некоторые их лозунги-хештеги: «академия везде», «не трогай моего преподавателя», «вузы не заставить молчать». Ситуация усугубляется предстоящим в середине апреля текущего года референдумом, на котором будет решена судьба парламентской республики — Эрдоган хочет внедрить для себя суперпрезидентский режим. Количество сторонников легитимизации его единоличной власти примерно равно числу противников самой крупной политической реформы за всю историю республики. Напряжение в турецком общество и нервозность действий властей растет с каждым днем.
Во времена гражданской войны в России многие образованные слои, особенно представители мусульманских народов, бежали в Турцию и внесли большой вклад в становление там светского образования. Во времена правления нацистов в Германии сотни евреев-ученых нашли приют именно в Турции, и создали множество факультетов и научных школ. Сейчас же все происходит с точностью наоборот — страна с огромной скоростью теряет свою научную элиту, воспроизводство которой требует десятки лет.
Ильшат Саетов, директор Центра изучения современной Турции, специально для «Новой»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»