Сюжеты · Политика

Бомбежка в Ранне должна вызвать волну негодования в мире

Комментарий гендиректора «Врачей без границ» Бруно Йохума

Юрий Сафронов , обозреватель «Новой», журналист RFI, Париж
Бруно Йохум. Фото: EPA/MARTIAL TREZZINI
Гуманитарная катастрофа в Нигерии, где правительство ведет беспощадную (в том числе, по отношению к гражданскому населению) войну с терроризмом, почти не привлекает внимания «международного сообщества»
В Ранне, на северо-востоке Нигерии в эти минуты продолжается эвакуация людей, попавших утром 17 января под бомбы правительственных самолетов. С момента трагедии прошло чуть более суток, но еще 55 раненых не отправлены в госпитали, — рассказал «Новой» гендиректор организации «Врачи без границ» (MSF) Бруно Йохум. — Более десятка находятся между жизнью и смертью».
«Бомбежка лагеря, в котором находилось более тысячи человек (Эдвард Каллон, координатор ООН в Нигерии, говорит, что всего в Ранне, расположенном у самой границы с Камеруном, находятся 43 тысячи беженцевЮ.С.) произошла утром 17 января, — рассказывает Бруно Йохум. — Мы еще не выяснили досконально всех подробностей, но, судя по первым рассказам, на лагерь сбросили две бомбы». «В этот же момент правительственные войска вели бои с террористической группировкой Boko Haram в нескольких километрах от лагеря».
Вечером 17-го нигерийский президент Мохаммаду Бухари принес извинения за «прискорбную ошибку».
Официальное число погибших на данный момент (середина дня 18 января) — 52 человека, ранены — более 120. «Но итог, скорее всего, будет гораздо более страшным», — говорит Йохум.
Через несколько минут после нашего разговора «Межуднародный Красный Крест» сообщил, что погибли «не менее 70 человек», ранены «более ста».
Но еще вечером 17-го неназванные «правительственные источники» сообщали о «более, чем сотне погибших».
Погибли трое сотрудников камерунского предприятия, которых «Врачи без границ» наняли для обеспечения лагеря водой, погибли как минимум шестеро сотрудников нигерийского «Красного Креста»…
«Шокированных выживших сотрудников той медицинской команды мы сейчас заменили другими», — говорит Йохум и рассказывает, что первая гуманитарная миссия смогла пробиться в этот лагерь (до того «недоступный из-за сезона дождей») только в прошлую субботу — то есть, за три дня до трагедии.
Трагедии, объяснить которую тем более трудно, учитывая, что лагерь «полностью контролировала нигерийская армия».
Так что президент Нигерии недоговаривает: ошибка вышла не только прискорбная, но, по всей вероятности, еще и раздолбайская — вызванная полным отсутствием координации между своими.
Глава «Врачей без границ» никого не обвиняет: он просто сообщает, что охраной лагеря занимались войска правительства, а спустя сутки 55 раненых все еще не эвакуированы.
«Более десятка из них — между жизнью и смертью». Эвакуацией (на вертолетах) занимаются государственные службы вместе с представителями ООН. Первые вертолеты прилетели за ранеными утром 18-го января. «Люди стараются сделать максимум для того, чтобы все были эвакуированы как можно скорее. Лагерь чрезвычайно труднодоступен», — повторяет глава MSF.
Как, впрочем, и многие другие лагеря в Нигерии, где жертвами гуманитарной катастрофы, вызванной войной правительства с террористической группировкой Боко Харам, «стали уже миллионы людей».
«Жесточайший гуманитарный кризис в северно-восточном штате Борно (ставшим главной «ареной» этой войныЮ.С.) продолжается больше года, — напоминает Йохум. — Люди голодают, не хватает воды, чрезвычайно высокая смертность… Уровень насилия…Гражданское население в этой битве с терроризмом имеет вторичное значение. Люди гибнут не только от рук террористов Boko Haram, но и становятся жертвами наступления со стороны правительственных войск…».
Не хватает гуманитарной помощи, не хватает волонтеров — даже если от MSF в Нигерии работает «несколько сотен человек».
Ранн. Google.maps
— Внимание «мирового сообщества» приковано к Сирии, но о Нигерии почти не говорят. Хотя там, как я понял из вашего рассказа, ситуация так же катастрофична…
— Мы пытаемся привлечь внимание к гуманитарному кризису в Нигерии, — кризису, который мы считаем одним из самых тяжелых в мире… Но, конечно, есть недостаток внимания — и политического, и со стороны медиа. Прошлым летом мы несколько раз сообщали о том, что ситуация со смертностью в Нигерии — одна из самых тяжелых, с какими нам приходилось сталкиваться в течение многих последних лет… Нужно привлекать к этому внимание и срочно. Нужно, чтобы судьба этих людей стала приоритетом — как для нигерийских властей, так и для международного сообщества.
Днем 18 января министерство иностранных дел Франции выразило «свое потрясение» трагедией в Ранне, а также соболезнования и поддержку всем пострадавшим и родственникам погибших.
Осуждения действий нигерийских властей не последовало. Ошибка…