Сюжеты · Политика

Регистрационная ситуация

Казахстан ввел временную регистрацию для граждан, покидающих свое жилище на срок более 10 дней

Фото: РИА Новости
Первого января жители Казахстана, не живущие не в своих родных городах, узнали, что они превратились в людей, временно пребывающих в стране. В рамках борьбы с терроризмом и экстремизмом президент Назарбаев подписал пакет так называемых «антитеррористических поправок», в числе которых оказалось введение такого понятия, как «временная регистрация». Теперь любой гражданин страны, отбывающий из места своего постоянного проживания больше, чем на 10 дней, обязан пройти процедуру временной регистрации в центре обслуживания населения: заплатить госпошлину, выстоять дикую очередь и получить адресную справку в том месте, куда он приехал. При этом совсем не важно куда: это может быть соседняя квартира, больница или вахтовый поселок — везде теперь нужна регистрация. За ее отсутствие сначала положено предупреждение, а потом штраф и человеку без регистрации, и собственнику жилья, который вас у себя поселил.
Когда до людей дошло, что их, по сути, обложили дополнительным налогом и необходимостью проходить ненужные проверки, в обществе поднялся шум. Казахстанцы начали задавать вопросы: как это поможет бороться с терроризмом, если террористы, например, приедут на девять дней? А заодно начали составлять памятки о том, что это нарушение Конституции, и как можно превратить жизнь участкового в ад: не открывать ему дверь, вести прямую трансляцию беседы с ним в Facebook и так далее. Самые инициативные стали собирать голоса под петицией на сайте avaaz.org за отмену этого закона.
После того как было собрано 90% голосов, необходимых для того, чтобы петиция была отправлена правительству, сайт оказался заблокирован на территории страны и не открывался даже через прокси-серверы.
Но казахстанские журналисты и общественные деятели посчитали, что против временной регистрации через интернет высказались больше 55 тысяч человек.
Власти страны первые несколько дней молчали (параллельно в Карагандинской области из-за парового котла взорвался дом: погибло девять человек, среди них — трое маленьких детей; но депутаты промолчали и там, ссылаясь на новогодние отпуска). Затем комментировать ситуацию принялись силовики. Они откровенно путались в показаниях, противореча друг другу, но общий их посыл сводился к тому, что это поможет и борьбе с терроризмом, и выведению арендодателей из серой зоны рынка арендного жилья в стране.
Между тем наступило 7 января, когда закон вводился в действие, и, несмотря на то, что это была суббота, уже с утра во многих домах Алма-Аты и Астаны начались масштабные проверки.
Полицейские настолько ретиво взялись за дело, что переписывали даже кошек и собак, живущих в домах, а жителей начали штрафовать вопреки заявлениям о том, что сначала будут только предупреждать.
В Алма-Ате департаменту внутренних дел даже пришлось приносить публичные извинения оштрафованному горожанину после того, как участковый лейтенант Есимханов постановил, что вице-министр Ерлан Тургумбаев, считающий, что гостям и родственникам регистрация не нужна, не вправе трактовать закон, и выписал штраф.
Ситуация накалилась после того, как в центрах обслуживания населения (ЦОНах) образовались гигантские очереди — вместо положенных 2—5 минут на приобретение талончика многим приходилось ждать по 2—2,5 часа. Фото очередей в интернете назвали «зомби-апокалипсисом». К тому же выяснилось, что половина подзаконных актов и документов по новому закону в принципе не готова. В итоге не выдержали даже лояльные власти комментаторы, которые призвали чиновников одуматься и отменить или хотя бы приостановить закон. Публично высказался омбудсмен по правам человека Аскар Шакиров, который, хоть и поддержал закон, но заметил, что нужен переходный период для «адаптации» к новым положениям, и штрафовать пока никого нельзя. Известный казахстанский борец MMA Куат Хамитов пообещал «похоронить» любого, кто спросит его о временной регистрации.
В итоге власть начала медленно отступать. Так, премьер-министр страны Бакытжан Сагинтаев публично отчитал министра внутренних дел Казахстана. «Введение временной регистрации является правильной, необходимой мерой, это однозначно. Вся проблема в том, как мы организовали эту работу. В этой связи мы еще раз на те же грабли наступили. Принимаем законы, которые касаются людей, и не доводим до них основные положения», — заметил Сагинтаев, имея в виду ситуацию апреля прошлого года, когда из-за поправок в Земельный кодекс на улицы страны с протестами вышло несколько тысяч человек (поправки в итоге заблокировали до 2021 года). На интернет-ресурсах одно за другим начали появляться интервью полицейских начальников о том, что первый месяц не будут трогать вообще никого — и не надо переживать. Некоторые депутаты настолько осмелели, что даже заявили о необходимости отмены этого закона.
Когда волна возмущения, казалось, начала идти на спад, в ЦОНе в Алматинской области во время процедуры регистрации умер 60-летний мужчина. Он простоял в очереди пять с лишним часов, ему стало плохо в душном помещении, и он скончался на глазах жены и детей.
Закон о временной регистрации появился в момент, когда параллельно были отменены въездные визы в Казахстан для жителей 48 стран накануне Универсиады и ЭКСПО-2017. Кроме того, с 2021 года, согласно тем же антитеррористическим поправкам, все совершеннолетние граждане страны обязаны будут сдать отпечатки пальцев, и юристы уже уверены, что это приведет к многочисленным фальсификациям уголовных дел в стране: можно будет «найти» на месте преступления любые «пальчики».
Все это происходит на фоне полнейшего молчания президента Назарбаева о происходящем. Официально он ушел в отпуск. Как шутят, чтобы пройти временную регистрацию в Астане.