Лидер проигравшей партии ГЕРБ, он же премьер Бойко Борисов. Фото: EPA
Президент Болгарии исполняет сугубо представительские функции. Тем не менее, очередные президентские выборы превратились в драматическую схватку между правыми и левыми силами, завершившуюся в минувшее воскресенье в ходе второго тура голосования. Победил новичок в политике, отставной генерал Румен Радев, поддержанный социалистической партией. Проевропейское коалиционное правительство во главе с премьером Бойко Борисовым подало в отставку.
Правящая партия ГЕРБ делает ставку на «народную маму»
Весной действующий президент Болгарии Росен Плевнелиев добровольно отказался выставить свою кандидатуру на второй срок, хотя имел на это полное право. На президентском посту он зарекомендовал себя ярым поборником укрепления связей Болгарии с Евросоюзом и НАТО, непримиримым критиком политики Кремля в отношении Украины и последовательным противником отмены западных санкций в отношении России.
Такая позиция снижала в преддверии президентских выборов возможности лидера ГЕРБ и премьер-министра Бойко Борисова для маневра. Левая оппозиция жестко критиковала правительство реформаторов за то, что оно, послушно выполняя директивы Брюсселя и Вашингтона, полностью свернуло сотрудничество с Москвой, что, по ее утверждению, нанесло ущерб национальным интересам. На фоне сделанных Борисовым летом этого года энергичных шагов к демонстративной нормализации отношений с Кремлем отказ жесткого европейца Плевнелиева баллотироваться на второй срок выглядел не совсем «добровольным». Возможно, он был продиктован волей руководства партии — сам президент категорически отказался назвать причины своего решения. В любом случае у ГЕРБ возникла проблема — кого предложить взамен?
Лишь в начале октября, за месяц до выборов, ГЕРБ, наконец, назвала своим выдвиженцем в президенты председателя Народного собрания Цецку Цачеву — представительную даму с юридическим образованием, которая явно предназначалась на роль «народной мамы». Так, по крайней мере, расценили партийный ход местные и международные наблюдатели, увязав его с общеевропейским трендом на гендерное равноправие в большой политике.
А острые на язык болгарские шутники тут же предположили, что «папа», как иногда называют Борисова за амбиции представлять себя отцом нации, решил обзавестись «мамой». В шутке содержался намек на то, что в «новой семье» будет господствовать патриархат, учитывая полную зависимость Цачевой от партийного лидера.
Предвыборный расклад
Республиканский избирком допустил к борьбе за пост президента 21 претендента, хотя желающих было в два раза больше. Проевропейские силы изначально исключили возможность выдвижения единого кандидата. ГЕРБ не отказалась бы от этого, если бы это был человек из ее рядов. Но такое условие не захотел принять партнер по правящей коалиции — Реформаторский блок (РБ). Политики РБ не одобрили намерений Борисова перезагрузить отношения с Москвой, а потому вышли на выборы со своим кандидатом.
Ведущая оппозиционная Болгарская социалистическая партия (БСП) также оказалась накануне выборов в непростой ситуации. Парламентские выборы 2014 года социалисты из-за череды коррупционных скандалов с треском провалили, получив чуть более 15% голосов. И хотя с тех пор дважды сменился партийный лидер, БСП никак не могла переломить тенденцию падения своего рейтинга, а желание вернуться во власть было слишком велико.
В этом смысле президентские выборы стали для социалистов тем уникальным случаем, когда они, вступив в бой за пост главы государства, могли бы в случае победы не только выбраться из затяжного кризиса, но и расколоть правящую коалицию. Дело оставалось за малым: найти подходящую кандидатуру в президенты, желательно, человека со стороны, ранее не замеченного в связях с БСП. И такой человек нашелся.
«Красный» генерал с американской начинкой
Генерал-майор авиации Румен Радев прошел путь от простого военного летчика до командующего ВВС болгарской армии. В 2015 году у него возник конфликт с министерством обороны. Профессиональный военный был не согласен с курсом коалиционного правительства на сокращение подведомственного ему рода войск.
Все началось с проблемы, где ремонтировать двигатели стоящих на вооружении болгарских ВВС «МИГов» еще советского производства. Правительство решило сэкономить и, отказавшись от услуг российского производителя, обратилось к полякам, у которых цены на ремонт были ниже. В ответ Россия пригрозила более не поставлять в Болгарию оригинальные запчасти к боевым самолетам и вообще снять все гарантии на авиационную технику.
Скандал разросся до парламентского уровня. Почти одновременно с этим была принята законодательная поправка, разрешающая в соответствии с так называемой натовской программой air policing участие союзнических ВВС в охране воздушного пространства страны.
Последнее возмутило генерала Радева более всего, поскольку, как он утверждал, никто из минобороны не спросил его мнения, а он считал недопустимым, когда роль болгарских боевых пилотов будет сведена до уровня обслуживающего персонала иностранцев. Командующий ВВС положил на стол рапорт об отставке. Генеральский поступок принес Радеву медийную известность, что и подвигло социалистов сделать ставшему безработным генералу предложение — включиться при их поддержке в президентскую гонку.
Как только новость об этом попала в прессу, то с подачи оппонентов из проправительственного лагеря за Радевым закрепилось прозвище «красный» — с намеком на его коммунистические убеждения и промосковские настроения. Справедливости ради стоит заметить, что хотя служебная карьера офицера начиналась в социалистическое время, он не был членом ни компартии, ни ее наследницы — БСП.
Также за Радевым не были замечены какие-то особые пророссийские симпатии. Его служебная карьера свидетельствует, скорее, об обратном. В 90-е годы болгарский офицер прошел в США курс подготовки командиров эскадрилий, а в начале нулевых с отличием окончил американское военное училище, получив степень магистра по специальности «Стратегическая аналитика». После вступления Болгарии в НАТО летчик неоднократно участвовал в совместных учениях с западными союзниками, а в должности командующего ВВС занимался разработкой планов углубления сотрудничества с Альянсом.
Болгары устали ждать и захотели перемен
Перед первым туром выборов предполагалось, что в финал выйдут кандидаты от ГЕРБ и БСП — Цачева и Радев. Так оно и вышло. Причем, поддержанный социалистами Радев на более, чем 4%, опередил протеже Борисова.
Примечательно, что активность избирателей в первом туре превзошла явку на предыдущих парламентских выборах — 53% против 48-ми. Причина, по мнению болгарских аналитиков, кроется в том, что наряду с президентским голосованием проходил референдум по реформе избирательного законодательства и закона о политических партиях. Референдум не набрал всего 12 тысяч голосов, чтобы быть признанным состоявшимся. Но около 3,5 миллионов избирателей поддержали избирательные реформы, ясно выразив недоверие нынешней политической системе. Не менее показательным стало и то, что в первом туре немалая часть сторонников ГЕРБ и РБ отдала свои голоса экс-командующему ВВС.
Это, полагают эксперты, вряд ли можно считать ренессансом социалистов, скорее, примером протестного голосования.
Болгарские избиратели устали от традиционных политиков и их постоянных обещаний лучшей жизни. Появление нового лица на политической сцене возродило призрачные надежды на перемены.
Лидер ГЕРБ, представляя в октябре кандидата своей партии, пообещал, если Цачева не выиграет первый тур, то он вместе с правительством подаст в отставку. Сразу после объявления результатов Борисов, сославшись на возможный политический хаос, отложил на неделю до второго тура исполнения данного слова, полагаясь, видимо, на чудо, а, скорее, на административный ресурс.
Чуда не состоялось, административный ресурс не сработал. Генерал Радев одержал во втором туре убедительную победу, получив почти 60% голосов, у несостоявшейся «народной мамы» — чуть более 36%.
Выход из кризиса — досрочные парламентские выборы
Формальная процедура выхода из политического кризиса прописана законодательно. Действующий президент предлагает крупнейшей парламентской партии сформировать новое правительство. В данном случае — ГЕРБ, которая уже объявила о своем отказе. На очереди — социалисты. Руководство БСП, не видя в нынешнем составе Народного собрания перспектив для образования прочной коалиции, также не желает брать на себя правительственную ответственность. Третьей по количеству депутатских мест идет партия этнических турок «Движение за права и свободы». И она вряд ли согласится принять президентское поручение на создание кабинета.
Тогда президент распустит парламент и назначит досрочные выборы, в ходе которых основные политические силы попытаются изменить соотношение сил в свою пользу.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»