Сюжеты · Политика

Еще одни путчисты под еще одни выборы

Черногория заявила о срыве попытки госпереворота с участием пророссийских сил. Как с таинственным балканским путчем связаны визит Патрушева и съезд «Ночных волков» с «казаками»

Александр Чурсин , собкор на Балканах
Фото: Reuters
В Сербии со 2 ноября начались военные учения «Славянское братство-2016». В течение недели десантники из России, Сербии и Белоруссии будут отрабатывать боевое тактическое взаимодействие в десантировании, разведывательных операциях, штурме базы террористов. В учениях участвуют 212 российских военнослужащих, 56 белорусов и 450 сербов.
Вроде бы ничего особенного. Мало ли проводится в последнее время военных учений. Но два обстоятельства придают этому, казалось бы, рядовому событию далеко неординарный смысл.
Первое. В соседней Черногории в это же время проходят военные учения. Натовские. В них задействованы 680 солдат и офицеров. Что интересно, в балканскую страну своих военнослужащих направили Австрия, Финляндия, Израиль, Босния и Герцеговина, которые в НАТО не входят. Задачи черногорских учений носят, если можно так сказать, более гражданский характер — ликвидация последствий наводнений, других стихийных бедствий и химического заражения местности.
Второе. Натовские учения и «Славянское братство» проводятся в то время, когда Черногория, как и Сербия, по-прежнему сильно взбудоражены недавними событиями, которые из-за недомолвок официальных властей и слишком противоречивой информации в прессе обросли многочисленными версиями.

Несостоявшийся переворот обрастает новыми подробностями

В канун парламентских выборов полиция Черногории задержали 20 заговорщиков, которые якобы намеревались захватить здание республиканского парламента, блокировать казармы местного спецназа, устроить массовые беспорядки со стрельбой и свергнуть законную власть. Все несостоявшиеся путчисты оказались гражданами соседней Сербии, а во главе их стоял бывший руководитель сербской жандармерии Братислав Дикич, создавший после увольнения со службы пророссийский «Патриотический фронт Сербии».
Предвыборная ситуация в Черногории складывалась не в пользу правящей Демократической партии социалистов (ДПС) во главе с бессменным с начала 90-х годов лидером и действующим премьером Мило Джукановичем. ДПС по всем прогнозам получала большинство голосов, но не абсолютное, чтобы в одиночку сформировать правительство. По этой причине еще в ходе избирательной кампании Джуканович и другие партийные функционеры делали упор на то, что их главный соперник — «Демократический фронт» — финансируется из Москвы и намерен «в интересах Кремля» сорвать вступление Черногории в НАТО.
Разоблачение заговора, в котором, как тут же намекнули социалисты, прослеживаются участие «Демфронта» и «русский след», могло бы стать хорошим подарком в день голосования для Джукановича и его партии, чтобы получить дополнительные голоса избирателей. Об этом, выразив сомнения в реальной угрозе переворота, заявили оппозиционеры. По их мнению, за организацией показательных задержаний стояла сама власть. Сторонники этой идеи требуют не объявлять окончательные итоги выборов, пока не будут представлены веские доказательства того, что переворот действительно готовился.
У теряющего народную поддержку Мило Джукановича был свой интерес обнаружить «русский след» в несостоявшемся путче. Фото: Reuters
Тем временем белградская газета Blic со ссылкой на собственные информированные источники сообщила, что сербского экс-жандарма Дикича якобы наняли черногорские власти «поиграть в террориста». Сумма гонорара — 100 тысяч евро. На момент задержания отставной генерал открыто проживал в одной из гостиниц Подгорицы, оружия при нем не было. Позже через адвоката предполагаемый руководитель переворота сообщил, что во время ареста полицейские подкинули ему в карман ключ от тайника с оружием.
Далее слово взял представитель черногорской прокуратуры. В акции, по его утверждению, были задействованы пять вооруженных групп общей численностью в 60 человек. Наряду с захватом парламента и организацией беспорядков предполагалось арестовать ряд руководителей государства, в том числе и Джукановича. Всех боевиков задержать не удалось — они скрылись за границей.
Это прокурорское заявления вызвали очередные скептические сомнения — как 60 террористов смогли бы захватить здание парламента, нейтрализовать спецназ и арестовать руководителей Черногории? Но неожиданная поддержка версии официальных властей пришла со стороны премьер-министра Сербии Александра Вучича. Он сообщил журналистам, что правоохранительные органы страны выявили группу лиц, которая продолжительное время следила за главой черногорского правительства, располагала значительными финансовыми средствами и спецтехникой. Собранная информация передавалась третьей стороне, которую Вучич, как и национальную принадлежность следивших за Джукановичем людей, сославшись на закон, отказался назвать.

Сербы что-то знают о «русском следе», но не спешат открывать все карты

Дальнейшие события завертелись с нарастающей скоростью. Пресса сообщила о высылке из Сербии нескольких российских граждан. В Белград прилетел секретарь Совбеза России Николай Патрушев якобы для того, чтобы замять дело об участие Москвы в попытке черногорского переворота. Сербская служба безопасности обнаружила неподалеку от дома, где часто проводит свое свободное время премьер, машину, набитую оружием, и заявила о готовящемся покушении на Вучича.
Что касается депортации россиян, то информацию не подтвердили ни официальные власти Сербии, ни российское посольство в Белграде. Хотя вряд ли бы они стали этим афишировать, если бы даже высылка состоялась на самом деле.
Приезжал ли Патрушев тушить пожар, пока он не разгорелся? Не исключено.
Правящая Сербская прогрессивная партия Вучича взяла, конечно, курс на европейскую интеграцию и планирует привести страну в Евросоюз, но на это уйдут годы переговорных согласований с евробюрократией. Поэтому вполне разумно сохранять на этот период имеющиеся политические и экономические связи с Россией, которым громкие скандалы не нужны. К тому же это дает хороший рычаг давления на Брюссель для ускорения процесса приема в ЕС.
Приезжал ли Патрушев тушить пожар, пока он не разгорелся? Не исключено. Тем более что повод для официального визита — обсудить рабочие моменты подготовки документа о сотрудничестве в области безопасности — представляется не очень убедительным.
Сербия остается для Кремля практически единственной страной на Балканах, где еще сохраняется возможность, учитывая наличие десятков пророссийских партий и движений, влиять не внутриполитические процессы. А намеки Вучича на российское вмешательство в черногорские дела (так их однозначно оценили местные и международные наблюдатели) грозили предъявлением конкретных фактов.
То, что они есть у сербских властей, сомнения не вызывает. Как и понятна политическая причина того, что Белград не стал сейчас их публично озвучивать — козырную карту лучше придержать для иного кризисного случая. Ведь речь шла о «русском следе» в соседней Черногории, а если дойдет очередь до самой Сербии?
Какими же доказательствами могут располагать сербы?

«Балканские казаки», Союз добровольцев Донбасса, сербские радикальные националисты — звенья одной цепи?

В черногорском Которе 11 сентября было объявлено о создании «Балканского казачьего войска» (БКВ). Такое решение приняли 26 делегатов «казачьих центров» из Сербии, Республики Сербской в Боснии и Герцеговине, Болгарии, Македонии, Черногории и Греции. Каждый делегат уверял, что представляет не менее 50 казаков. Симптоматично, что в церемонии участвовали байкеры из клуба «Ночные волки», оказавшиеся, видимо, по случайному совпадению, в нужном месте в нужное время.
Но не это главное. Верховным атаманом БКВ был избран Виктор Заплатин — фигура более чем интересная. Бывший офицер-десантник повоевал во всех известных региональных конфликтах 90-ых годов — от Приднестровья и Абхазии до Боснии, где он, кстати, командовал так называемым казачьим батальоном. Впоследствии Заплатин щедро делился мемуарами о «подвигах» своего отряда, уничтожившего, по его словам, не один десяток боснийских мусульман.
Виктор Заплатин и его переводчик на казачьем съезде в Черногории. Кадр Youtube
В 2013 году Заплатин был избран первым заместителем атамана московского городского казачьего общества. На следующий год труба позвала казачьего полковника на Донбасс — он стал замкомандующего пограничными войсками самопровозглашенной ЛНР.
Вообще, деятельность Заплатина — многогранна. То он в качестве председателя благотворительного фонда «Славянская духовность» совместно с ООО «Офицеры России» организует для подростков военно-патриотические игры в Подмосковье, то подведомственный ему ЧОП избивает московских активистов, протестовавших против застройки парка «Дружба». Наконец, Заплатин — уполномоченный Союза добровольцев Донбасса (СДД) на Балканах.
Новоиспеченному атаману «балканского казачества» прислали свои поздравления с пожеланиями успехов в деятельности руководители СДД Александр Бородай и Андрей Пинчук. Основное направление этой деятельности сразу же было обозначено на проведенном после казачьего круга митинге, где «казачки» поклялись бороться против НАТО и западного влияния на Балканах.
Другой аспект. На востоке Украины на стороне ополченцев воевало много сербов-добровольцев. Их число, по свидетельству одного из сербских волонтеров, в прошлом служившего в элитном подразделении спецназа МВД Сербии, могло доходить до сотни. Кое-кто, несмотря на уголовное преследование по закону о наемничестве, уже вернулся на родину. Само собой, они далеко не разделяют политику нынешних властей на сближение с ЕС и НАТО, считая, что официальный Белград тем самым предает национальные интересы.
Один такой возвращенец с Донбасса — Александр Синджелич, — известный крайне радикальными националистическими убеждениями, по данным прокуратуры Черногории, якобы активно участвовал в подготовке переворота. Он продолжал поддерживать связь с представителями самопровозглашенных ДНР и ЛНР и после возвращения в Сербию, вербовал добровольцев в ряды донбасских ополченцев. Из Подгорицы ему удалось скрыться. Черногорские правоохранители объявили Синджелича в международный розыск.

P.S.

P.S. Были ли реальными планы пророссийских сил Сербии дестабилизировать ситуацию в соседней Черногории, покажет следствие. Хотя сомнительно, что его результаты в части возможной причастности граждан России получат широкую огласку. В любом случае цель (независимо от того, ставилась ли она путчистами по собственной инициативе или по чьему-то указанию извне) — изменить вектор черногорской политики — сорвалась. Более того, Мило Джуканович, ставший главным раздражителем для оппозиции, покинул пост премьера, уступив место своему первому заму Душко Марковичу, в прошлом возглавлявшему Агентство национальной безопасности страны. Местные наблюдатели считают такую рокировку сильным ходом, поскольку Маркович, по их мнению, владеет всей конфиденциальной информацией как на своих коллег по партии, так и на оппозиционных лидеров. Его уже успели прозвать «Путин из Мойковаца» (городок на севере Черногории, откуда родом Маркович), намекая на то, что он без колебаний уберет со своей дороги любого противника.