20 октябряВладимир Путин прилетел в Берлин. За непростыми переговорами в «нормандском формате» по поводу урегулирования конфликта на украинском востоке последовал «жесткий» (слова канцлера Меркель) разговор по сирийской проблеме. Визит российского президента в Германию был краткосрочным, уже на следующий день Путин был в Москве. А в немецких СМИ стали появляться комментарии. Каким увидели «новую политику» русских немецкие чиновники, политики и общественные деятели?
Норберт Реттген
председатель комитета бундестага по внешней политике, представитель ХДС
«Евросоюз должен занять твердую позицию по отношению к России. В противном случае европейцы не смогут реально воздействовать на ситуацию в сирийском регионе. Если проанализировать оба кризисных очага — Восточную Украину и Сирию, то вывод будет однозначным: мы имеем дело с новой политикой России, суть которой составляет экспансия милитаристского национализма. При этом он базируется не на мощи государства, а на внутриполитической слабости. Москва перед лицом экономической депрессии и на фоне подавления оппозиции стремится произвести впечатление силы, чтобы ее опять воспринимали наравне с Америкой».
Клаус Зегберс
профессор по международным отношениям, Свободный университет, Берлин
«Политика России не диктуются, как принято считать, геополитическими интересами, а базируется на экономических проблемах. Цены на нефть драматично упали, аннексия Крыма и интервенция в Сирии стоят много денег, госбюджет слишком перегружен. Внешнеполитическая активность России нацелена на то, чтобы отвлечь население от внутренних проблем. И это срабатывает. Поэтому переговорный процесс с Россией не имеет смысла. Полагать, что Москва в нем заинтересована — заблуждение. К общению с Россией надо подходить строже, отдавая предпочтение холодным тонам. Страна необходима Европе только энергоресурсами, не обладает «мягкой силой», находится в тяжелой экономической ситуации и слишком далека от того, чтобы считаться мировой державой».
Вольфганг Ишингер
руководитель Мюнхенской конференции по безопасности
«Считаю верным, что Меркель пытается говорить с Путиным. Еще более важным представляется восстановление диалога между Белым домом и Кремлем. Стремление Путина к стратегическому противостоянию с США следует обсуждать за столом переговоров. Но сами по себе разговоры не принесут результатов, тем более в такой ситуации, как сейчас, когда нельзя исключать никакие варианты, в том числе и новые санкции. Однако мы, к сожалению, часто склонны проявлять слабость, которую Путин успешно монетизирует в свое преимущество».
Карл Шлегель
публицист
«Я поддерживаю твердость и решимость в обращении с Россией, прежде всего, из-за российской агрессии против Украины. Путин играет с Западом, он мастер создания кризисных ситуаций, знает западные слабости и пытается противопоставить европейцев и американцев. Санкции надо оставить в силе. В этом Германия и ЕС должны продемонстрировать единство, как и в вопросе натовской защиты Восточной Европы, прежде всего, Прибалтики и Польши. Разговоры о новой холодной войне не состоятельны, вместо биполярного мира давно существуют другие центры силы».
Мартин Ванслебен
главный управляющий Немецкой торгово-промышленной палаты (DIHK)
«Экспорт немецких товаров в Россию сократился вдвое по сравнению с 2013 годом. Падение цен на нефть, управленческие ошибки, а также санкции ЕС обострили экономическую ситуацию в России — за три года экономика потеряла примерно одну десятую ВВП. Ясно, что в вопросе санкций действует примат политики. Договоренности соглашения Минск-2 должны быть шаг за шагом реализованы, только потом можно переходить к отмене санкций. Но также ясно, что санкции ЕС и русские контрмеры ложатся тяжелым грузом на двусторонние деловые отношения».
Сабина Фишер
немецкий фонд «Наука и политика»
«Идущие в России интенсивные дебаты о мировой роли США показывают, как много даже после окончания холодной войны значит Америка для самоутверждения русских. Москва после объявления тех бывших советских республик, которые не примкнули к НАТО и ЕС, зоной своего влияния теперь тестирует границы возможного в отношениях с Западом. Российская военная интервенция в Сирии демонстрирует первую попытку выйти на новый уровень».
Харальд Куят
генерал в отставке, бывший генеральный инспектор бундесвера
«После окончания холодной войны глобальная ситуация изменилась фундаментально. Сегодня мы видим, как Россия пытается из однополярного мира во главе с США сделать многополярный или, по крайней мере, восстановить биполярный. Ситуацию надо видеть в целом. Тогда, возможно, появится понимание, что в интересах стабильных международных отношениях было бы разумным решать локальные и региональные конфликты через соотношение интересов США и России».
Катрин Геринг-Эккардт
глава фракции партии «зеленых» в бундестаге
«Если в итоге переговоров с Путиным не будет прекращены бомбардировки гражданского населения в Сирии, то усиление санкций против России является единственным решением. Первейшим делом следует покончить с поддержкой бесчеловечного режима Асада со стороны России и Ирана. Путин пробует, как далеко он может пойти. Он играет ради сохранения своей власти. Для людей в Украине, Сирии и даже в России эта игра имеет тяжкие последствия, поэтому верным остается то, что надо дать опор политике Путина».
(Оригинал)
справка
Der Tagesspiegel — ежедневная газета, в 2014 году признавалась газетой года в Германии. Характиризуется высопрофессиональным уровнем журналистики. Аудитория издания — преимущественно западные районы страны.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»