Российский спорт на грани изоляции из-за допинговых скандалов, наша футбольная сборная на 52-м месте, Сочи-2014 из символа успеха может превратиться в апофеоз позора, и только Виталий Мутко ушел на повышение
Теперь уже кажется, что Виталий Мутко российским спортом руководил всегда. И будет руководить дальше, только с более высокой точки — специально под Виталия Леонтьевича введена должность вице-премьера по вопросам спорта, туризма и молодежной политики. А должность министра (или главы федерального агентства, это уж как повезет с возможной реорганизацией ведомства) займет Павел Колобков — олимпийский чемпион и неоднократный чемпион мира по фехтованию, в последние годы работавший заместителем Виталия Мутко.
Официальная логика главного назначения идет вразрез с логикой неофициальной, согласно которой Виталий Мутко заслуживает по меньшей мере отставки с поста министра, а по мнению многих — и с поста президента Российского футбольного союза. Но у Владимира Путина, который соратников не бросает, — другое мнение. По тому, что говорил его протеже на недавнем форуме «Россия — спортивная держава», можно было судить: Мутко и не сомневался в своем будущем.
Если бы Виталий Леонтьевич пошел на понижение, то нашлось бы немало людей, которые высказали бы вполне искреннее сожаление по поводу ухода. А что — на фоне большинства его коллег, которых за восемь лет сменилось немало, Мутко был самым доступным и общительным. Исключительная занятость не мешала министру объяснять свою позицию в любой аудитории, даже если перед ним сидел один человек (ранг собеседника мог не иметь значения).
Завидная словоохотливость в сочетании с откровенной простотой рождали перлы, над которыми потешалась вся страна. Однако считающие экс-министра человеком, мягко говоря, несерьезным, заблуждаются. Получивший закалку в кабинетах районной советской, а после и городской российской власти (и не где-нибудь, а в мэрии Санкт-Петербурга), при случае может прикинуться простачком, а при необходимости — простачком слегка неуклюжим, но искренним. Его знаменитое «летс ми спик фром май харт» в декабрьском Цюрихе 2010-го на презентации российской заявки на проведение чемпионата мира по футболу-2018 — ярчайший образец умелого лицедейства. Над ним смеялись, и ему же аплодировали. Вполне по-доброму.
Но лицедейские качества начинавшего свою рабочую жизнь матросом-мотористом Виталия Мутко — дело, конечно, хоть и важное, но десятое. Тем более что годы и новые обязанности неизбежно добавляют солидности, да и на вице-премьерской должности не сильно пошутишь. Тут распоряжения отдавать надо, а не перед публикой красоваться. Отвечать тоже придется, но Мутко не привыкать брать все на себя без опасения быть уволенным, то есть просто отбрехиваться. Фактически начальник у Мутко один, и никто Виталия Леонтьевича лучше не понимает, чем Владимир Путин.
…Орденов у него целых четыре. Видимо, больше, чем выговоров. «За заслуги перед Отечеством» III степени — за сочинскую Олимпиаду как вершину карьеры в качестве министра спорта. Правда, Сочи может аукнуться совсем в другом плане, но орденов, в отличие от олимпийских медалей, если лишают, то по-тихому, и Виталию Мутко это не грозит.
Сочи-2014 — символ грандиозного успеха вот-вот может стать символом позора. Но этот позор, если он случится, Виталий Леонтьевич уже встретит в другой должности.
Возможно, назначение такую цель тоже преследовало — вывести из-под удара человека, под которого на Западе «копают», которого считают причастным к так называемой «системе государственного поощрения допинга» и которому якобы было известно о манипуляциях с допинг-пробами во время домашних победных Игр.
Но «враги», скорее всего, документально ничего не докажут, а если и докажут, то наши своего вице-премьера в обиду не дадут. Мутко уже над схваткой.
Конечно, для всех злопыхателей новая должность почти нерукопожатного министра (Виталий Мутко был лишен аккредитации на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро по совокупности инкриминируемых ему деяний) будет еще одним свидетельством: борьба с допингом и его укрывателями в России имеет весьма странные формы. И даже вероятнее всего, это отнюдь не поспособствует восстановлению подпорченной репутации российского спорта. Это даже можно рассматривать как вполне демонстративный акт российских властей, говорящий о том, что им плевать на чьи-то подозрения. Что тоже укладывается в тенденцию — защищаясь, наступать, пусть и себе во вред.
Виталий Леонтьевич не устает повторять, что Министерство спорта проделало колоссальную работу, признанную эффективной. Что после провала в Ванкувере-2010 Россия вернула себе статус великой спортивной державы. Что проблемы есть, но страна на правильном пути. Что надо работать 24 часа в сутки, и все получится.
…Орденов у него целых четыре. Видимо, больше, чем выговоров
Учит своим примером. Степень занятости Мутко феноменальная, кабинетным работником его не назовешь. Он сам недавно жаловался на то, что по полгода в командировках, «не говоря уже про все эти кофе-брейки, тусовки, собрания, заседания, исполкомы, комитеты, вручения «Золотых мячей», жеребьевки, чемпионаты там и здесь…».
Для кого-то он знающий, активный и позитивный руководитель, настоящий профессионал, лучший друг и защитник спортсменов. Для кого-то — «краснобай и баламут». Хотя это все вполне совместимо в кипучей натуре новоиспеченного вице-премьера.
Он же еще и президентом РФС остается. И председателем оргкомитета «Россия-2018». И членом исполкома ФИФА. И еще кем-то, всего не перечислишь. Ему бы одного футбола за глаза хватило. Но и здесь далеко не все специалисты, не говоря уже о критически настроенной общественности, рады его возвращению на пост главного футбольного начальника.
…Еще во время первого срока в должности президента РФС разработанная организацией десятилетняя программа развития футбола обещала возвращение России в первую десятку рейтинга ФИФА. И пусть на исходе нулевых Мутко был вынужден покинуть футбольный пост ради того, чтобы остаться в кресле министра (такое было тогда дано указание о вреде совместительства), любимое дело без покровительства он не оставил.
В числе главных заслуг за ним числятся приглашение Гуса Хиддинка главным тренером сборной России и завоеванная долгожданная бронза на Евро-2008. В числе главных проколов — приглашение на пост наставника сборной Фабио Капелло, и особенно перезаключение контракта с итальянским специалистом. На сумму, чудовищная огромность которой всплыла только при вынужденном досрочном расторжении договора. Во время эпопеи с выплатой неустойки Виталий Леонтьевич непостижимым образом всякий раз поворачивал дискуссию в другую сторону, морально и материально не пострадал и, можно сказать, вышел сухим из воды. Но осадочек-то остался.
И кстати, именно в 2016 году Россия вместо обещанной первой десятки согласно рейтингу оказалась в десятке шестом (на 52-м месте). Теперь принята новая программа развития с обещанием снова вернуться в число футбольных топ-стран — но не сразу, а постепенно.
Я одного не могу понять — он что у нас, единственный? Без него мы ну совсем никуда?
…Не собираюсь во всем обвинять Мутко, боже упаси. Я готов согласиться с тем, что он сделал немало полезного и в качестве президента футбольного клуба «Зенит», и в качестве сенатора в Совете Федерации, и на всех дальнейших, уже исключительно связанных со спортом, многочисленных должностях. Можно не обращать внимания на его эскапады, нелепости и привычную риторику. Я одного не могу понять — он что у нас, такой один-единственный, чтобы сидеть сразу на нескольких стульях? И без него мы ну совсем никуда?
Выходит, что так. А ведь в том страшном, что случилось с российским спортом за последний год, есть и его немалая заслуга. Мы оказались на грани полной изоляции из-за бесконечных допинговых скандалов, в которых виноваты не столько темные силы, сколько мы сами. И не столько из-за того, что плохо защищались (хотя и это присутствует), а из-за нежелания осознать глубину проблемы и заниматься ею не на словах, а на деле. Вместо этого мы слышали от Виталия Леонтьевича как главы спортивного ведомства в основном о кознях и происках.
Теперь он сосредоточится на подготовке чемпионата мира-2018, для чего, оказывается, и нужны были более широкие полномочия. И на курировании «близких сфер» в лице туризма и молодежной политики, чем он уже занимался, когда его министерство пребывало в расширенном состоянии.
Незаменимость подчеркнута новым назначением. У матросов нет вопросов.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»