В Париже открылся величественный — и по размеру, и по стоимости — Российский духовно-культурный православный центр (РДКПЦП). Долгожданное событие, на котором должен был присутствовать президент Владимир Путин (и даже, может быть, президент Олланд), в итоге прошло под присмотром министра культуры РФ Владимира Мединского.
Новость о том, что Путин не приедет в Париж на открытие главного заграничного символа «величия русского мира», свалилась 11 октября на головы организаторов торжественной церемонии тяжким грузом неизвестности.
Это видно по противоречивым заявлениям, последовавшим сразу после: сначала спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил, что центр «начнет свою работу без официального открытия» (а точную дату открытия «не уточнил»); на следующий день, 13-го числа, помощник президента РФ Юрий Ушаков сказал, что церемония состоится, как и планировалось, 19-го октября, но кто будет возглавлять российскую делегацию «пока не решено» и, наконец, чуть позже в тот же день кандидат был подобран — им оказался министр культуры Мединский, знаменитый теперь уже ученый, историк, ниспровергатель мифов, автор бессмертных мемов «рашка-говняшка» и «мрази конченые».
Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»
Впрочем, на церемонии открытия духовного центра господин Мединский держался молодцом.
Это было не так уж и трудно: требовалось всего лишь зачитать разборчивым голосом короткое послание от Владимира Путина.
«Создание этого уникального комплекса стало зримым свидетельством прочности российско-французских культурных и гуманитарных связей. Свидетельством обоюдного стремления народов наших стран к конструктивному диалогу и сотрудничеству», — заявил Путин устами своего министра культуры.
Теми же устами президент РФ также выразил надежду, что духовный центр в Париже поможет развитию российско-французских связей.
Так получилось, что этот центр стал символом меняющихся отношений между Россией и Францией, в частности, и между Россией и Западом в целом.
Сначала постройка РДКПЦП явилась знаком невиданной коммерческой дружбы между российскими и французскими элитами, которая расцвела пышным цветом после «миротворческой миссии» Саркози в Грузии. Таким же символом был и контракт на поставку «Мистралей». Говорят, эти две сделки косвенно связаны.
Теперь, в день открытия центра, французский президент принимает в Елисейском дворце делегацию из Алеппо, а вечером едет в Берлин на очередные переговоры «нормандской четверки».
«Центр открывает свои двери для всех, кто интересуется историей нашей страны, ее научными и культурными достижениями…», — еще одна цитата из поздравительной телеграммы Путина.
Но так уж получилось, что начиная с февраля 2014 мир говорит, в основном, о наших «ратных подвигах».
И сейчас трудно представить, что звон колоколов свежеоткрытой церкви Святой Троицы заглушит сообщения о новых смертях на Донбассе.
Вчера французский министр иностранных дел Эйро приветствовал приостановку бомбежек Алеппо, но связал это не с проявлением «доброй воли» Кремля, а с оказанным на российскую власть давлением. Давление пока нужно сохранять, сказал министр.
Ну, а в РДКПЦП сегодня царила натянутая атмосфера праздника. Известный журналист делал селфи с иконой; представитель космического ведомства целовал ручки батюшке; дорого одетые женщины силиконовыми губами бескомпромиссно шептали что-то, крестясь внутри белоснежной церкви, которую еще предстоит расписать; а в выставочном зале среди фотографий, символизирующих франко-российское сотрудничество, мелькали кадры со встреч «нормандской четверки».
«В этом храме будет совершаться ежедневная молитва о России, о Франции и о дружбе между нашими народами», — заявил от имени патриарха Кирилла его викарий, епископ Богородский Антоний.
И добавил: «Мы расцениваем этот храм и этот культурный центр как дар российского народа русской православной церкви».
«Дар», по разным оценкам, обошелся российскому народу в 160–175 млн евро.
Во сколько обойдется дальнейшее содержание этой жемчужины, знают, наверное, только небожители.
«Особенно благодарим президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, без личного участия которого этот проект, наверное, никогда бы не состоялся», — сказал викарий святейшего патриарха.
Остается только добавить: как и все остальное.
Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»
справка
Что такое Российский духовно-культурный православный центр в Париже (РДКПЦП)
РДКПЦП построили в чрезвычайно респектабельном районе Парижа, на месте бывшего здания французской метеослужбы, в 800 метрах от Эйфелевой башни и через дорогу от моста Альма, который Наполеон III велел построить в честь победы над Россией в Альминском сражении (Крымская война).
Кроме того, здание выросло под боком у дворца Альма, где живут многие ближайшие сотрудники президента Франции. Этот факт вызвал в свое время демарши французской разведки, которые ни к чему не привели: на дворе стояли золотые времена деловых отношений российских властей с президентом Николя Саркози.
Под крышей РДКПЦП официально размещаются: Храм Святой Троицы (на 500 душ), духовная семинария, начальная российско-французская школа на 150 мест, культурный центр и здания епархиального управления с концертным залом и жилыми помещениями для священников и сотрудников культурной секции посольства.
Общая площадь построек, возведенных из традиционного для Парижа бургундского камня — 4665 м2. Разработкой проекта занимался архитектор Жан-Мишель Вильмотт со своим бюро Wilmotte & Associés, строительством — компания Bouygues Construction, владельца которой Мартена Буига (ум. в 2015 г.), французские СМИ называли «лучшим другом» Николя Саркози.
Проект постройки «опорного» духовного пункта в Западной Европе российские власти вынашивали, как минимум, с 2005 года, а в феврале 2010 им удалось выиграть тендер на покупку земли, перебив цену Саудовской Аравии и Канады. После череды нервотрепок (старый проект зарубили по требованию мэрии Парижа, пришлось обращаться к другому архитектурному бюро и заново проходить все круги бюрократического ада) строительство началось в апреле 2015 года. Изначально предполагалось, что закладка первого камня пройдет в июне 2014-го. Но так совпало, что в том июне Владимиру Путину пришлось приезжать на французскую землю не для закладки камня, а на первые переговоры в «нормандском формате».
Зимой 2016 года стало известно, что землю под РДКПЦ арестовали в суде бывшие акционеры ЮКОСа, но это не помешало завершению работ.
Стоимость работ по строительству РДКПЦП вице-премьер Приходько этой весной оценил в 90 млн. евро. Общая стоимость проекта, по разным неофициальным данным, оценивается в 160–175 млн.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»