Вашингтон объявил о приостановке всех контактов с Москвой по Сирии, а Владимир Путин подписал Указ о выходе России из договора об уничтожении оружейного плутония.
Эксперты полагают, что это только начало ядерного шантажа. Сотрудничество двух стран по ядерному разоружению ранее выдерживало испытания временными кризисами в отношениях двух стран. Теперь оно под вопросом и стало предметом торга.
Россия отмечает, что не собирается применять плутоний в военных целях, но выполнение соглашения от 2000 года увязывает с исполнением США ряда требований.
«Магнитский» и Ко
Казалось бы, что общего между «законом Магнитского» и соглашением об утилизации оружейного плутония?
«Закон Магнитского», принятый американским Конгрессом в 2012 году в одном пакете с отменой поправки Джексона—Вэника, был направлен против российских чиновников, виновных в гибели юриста Сергея Магнитского. Им запрещен въезд в США, а финансовые активы здесь должны быть арестованы. Позже аналогичные меры были приняты рядом других стран. А в США законодатели с тех пор работают над модификацией закона, предусматривающей расширение его действия на все страны мира, а не только на Россию. Президент США может включать в список иностранных граждан, виновных в коррупции, пытках, преследовании правозащитников и тех, кто разоблачает преступления своих правительств. Законопроект «глобальный Магнитский» был утвержден Сенатом и передан в Палату представителей.
«Закон Магнитского», вызвавший ответную, «несимметричную» реакцию российских депутатов в виде «закона Димы Яковлева», запрещающего усыновление российских детей в США, был направлен против конкретных чиновников. Узок их круг. Но, судя по тому, что этот закон назван в Указе президента РФ, он остается сильнейшим раздражителем для российской политической элиты. Только это не Обама, а Конгресс добился принятия «закона Магнитского».
Другие условия В. Путина гораздо масштабнее: снятие всех санкций, введенных после аннексии Крыма и событий в Донбассе; сокращение американских войск и военной инфраструктуры, развернутых в странах Балтии и Восточной Европы (отдельно было отмечено, что сюда входит отказ американцев от размещения в этом регионе элементов ПРО); возмещение ущерба от санкций и ответных шагов, введенных Кремлем, и представление плана по «необратимой утилизации избыточного плутония».
До этого демарша президента российские официальные лица и федеральные СМИ постоянно подчеркивали, что санкции Запада и российские «ответные санкции», запрещающие западные товары — от испанского хамона до польских яблок, — в конечном счете дадут мощный стимул российской экономике, позволят провести модернизацию и импортозамещение. Над словами президента Обамы о том, что санкции «разрывают российскую экономику в клочья», откровенно насмехались в прямом эфире российские телеведущие и их команда экспертов.
Теперешнее требование компенсации выглядит запоздалым признанием того, что санкции нанесли урон абсолютно всем гражданам России, за которую президент несет ответственность как высший чиновник государства.
Задумался даже Трамп
Белый дом сдержанно отреагировал на выход Москвы из соглашения по плутонию. Пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест: «Мы разочарованы этим заявлением, но мы были разочарованы целым рядом предыдущих решений России, включая отъем Крымского полуострова у Украины и срыв мирного соглашения по Сирии, все эти шаги только увеличивали изоляцию России от международного сообщества».
Американских конгрессменов — и демократов, и республиканцев — задел ультимативный тон российского президента. «Если президент Путин думает, что он может запугивать Соединенные Штаты, он сильно ошибается, — сказал конгрессмен-демократ Элиот Энгел из Нью-Йорка. — В очередной раз это (Указ президента РФ. — А. П.) подтверждает, что американские санкции оказывают значительное влияние на российскую экономику, и то, что г-н Путин не может противостоять им, угрожая другим, действуя против интересов своей страны».
Председатель Комитета по иностранным делам Палаты представителей республиканец Эд Ройс, как и российские комментаторы, винит во всем Обаму, но, естественно, с других позиций: «Горы пустых слов, произнесенных этой администрации по разным вопросам: от Сирии до Украины, похоже, убедили Путина, что он может позволить себе все».
«Задиристым лидером» назвал российского президента кандидат на пост вице-президента от Республиканской партии губернатор Индианы Майк Пенс. «Российские провокации должны быть встречены силой Соединенных Штатов, — заявил в ходе телевизионных дебатов 4 октября напарник Дональда Трампа. — Американская экономика в 16 раз крупнее российской, наша политическая система неизмеримо совершенней «коррумпированного кумовского капитализма. Мы также должны развернуть щит противоракетной обороны в Чешской Республике и в Польше, от которых отказались Барак Обама и Хиллари, чтобы не обижать русских, в 2009 году».
В ходе дебатов с оппонентом из Демократической партии Пенс всячески старался дезавуировать комплименты в адрес российского лидера, ранее звучавшие из уст Трампа. Позицию Москвы раскритиковал и сам Трамп. Выступая на митинге в Аризоне, он заявил, что «Россия нарушила соглашение о перемирии в Сирии, этому следует положить конец, и сделать это быстро. «Взаимная приязнь Путина и Трампа» под угрозой — это еще одна цена ядерного шантажа Москвы, отмечают здешние наблюдатели.
Российские СМИ часто приводят оценки экспертов из аналитической компании Stratfor, базирующейся в Остине, штат Техас. Бывшие разведчики зачастую дают жесткие оценки тем или иным шагам американской администрации. В данном случае аналитики отмечают, что соглашение по оружейному плутонию не является краеугольным камнем российско-американского сотрудничества и практический эффект от выхода России из сделки является довольно ограниченным. Но то, что перед Америкой поставлен целый ряд жестких требований, несет «огромный символический смысл»: «Указ Путина свидетельствует о том, что другие направления сотрудничества между Россией и США в области ядерного разоружения рискуют быть сорванными. Это решение похоже на попытку показать цену отказа от диалога по Сирии и других существующих разногласий».
Спустя всего сутки Россия объявила о приостановке соглашения с США о сотрудничестве в научных разработках в ядерной и энергетических сферах, заключенного 3 года назад в Вене.
По сути
Соглашение об утилизации оружейного плутония (PMDA) сегодня выглядит сигналом из иных времен, когда Россия и США могли эффективно сотрудничать, несмотря на противоречия. В 2000 году его подписали премьер-министр России Михаил Касьянов и вице-президент США Альберт Гор. Во времена «перезагрузки» (перегрузки) отношений двух стран в 2010 году главы внешнеполитических ведомств Сергей Лавров и Хиллари Клинтон подписали протокол к PMDA с новыми обязательствами. Объем переработки остался прежним — 34 тонны плутония с каждой стороны (его хватило бы на 17 тысяч боеголовок). Уточнили способ утилизации. Предполагалось, что плутоний пройдет обработку в реакторах. Документ обязывал стороны «действовать параллельно».
Проблемы возникли с реализацией соглашения. Россия построила специальный завод по утилизации плутония в Железногорске, в сентябре прошлого года «Росатом» объявил о начале переработки там оружейного плутония. В США должны были возвести аналогичный завод по производству MОКС — смешанного оксидного топлива в Саванне, штат Южная Каролина.
Но американская сторона отстала по срокам (завод будут строить аж до 2048 года), стоимость проекта подорожала на глазах (по оценке Национального управления по ядерной безопасности NNSA, необходимо потратить на $12,5 млрд больше, чем было вложено в строительство), и министерство энергетики приняло решение заморозить стройку под предлогом борьбы с бюджетным дефицитом. В проекте бюджета на 2017 год президента Обамы предложено вообще отказаться от переработки оружейного плутония на этом предприятии. Вместо того чтобы преобразовывать плутоний в ядерное топливо, объект на реке Саванна будет использоваться для разбавления плутония, который в дальнейшем будет утилизироваться в Карлсбаде, штат Нью-Мексико, и размещаться в хранилище ядерных отходов.
Госдеп полагает, что такое изменение не нарушает договор и позволяет утилизировать плутоний «на десятилетия раньше». Россия убеждена, что предложенный США метод теоретически позволяет повторно использовать плутоний для создания оружия. 7 апреля Владимир Путин назвал решение Обамы отказаться от переработки плутония на предприятии в Южной Каролине «нарушением соглашения». Это нарушение, полагают эксперты, стало одной из причин отказа Путина посетить саммит по вопросам ядерной безопасности 31 марта — 1 апреля в Вашингтоне.
В США решение Обамы было встречено неоднозначно. Бывший министр энергетики Билл Ричардсон заявил, что этот шаг подрывает доверие к американской стороне в выполнении других соглашений по нераспространению ядерного оружия. Генеральный прокурор Южной Каролины Алан Уилсон выдвинул иск против министерства энергетики, а сенатор от этого штата Линдси Грэм пытается блокировать план администрации в Конгрессе и добиться продолжения строительства завода по производству МОКС-топлива из оружейного плутония.
Зато выход России из соглашения (PMDA) приветствовал Союз обеспокоенных ученых (UCS) Америки. В заявлении Эда Лаймена, одного из руководителей этой общественной организации, объединяющей 200 тысяч специалистов, отмечается, что выход России из соглашения является «устранением последнего аргумента в поддержку программы переработки оружейного плутония в топливо», который, по мнению ученых, таит опасность попадания ядерных материалов в руки террористов. «Есть более дешевые, быстрые и безопасные альтернативы. Нужно разбавить плутоний и разместить его в подземном геологическом хранилище. Больше ни один доллар налогоплательщиков не должен тратиться на технологию МОКС», — говорится в заявлении, размещенном на сайте UCS. Мнение политиков и физиков могут не совпадать.
Если целью демарша Кремля было заставить США обратить внимание на весь комплекс претензий к Америке, то цель достигнута лишь отчасти. Путину и политике России действительно была посвящена значительная часть телевизионных дебатов кандидатов в вице-президенты, а в ближайшее воскресенье вечером во 2-м раунде Клинтон и Трамп, как ожидается, снова вернутся к Сирии, хакерам и сотрудничеству в рамках НАТО по сдерживанию России. Вторые дебаты пройдут в формате «ответов на вопросы»: из зала и из социальных сетей. Там и увидим, насколько российская тема действительно интересна американскому избирателю.
Россия снова в заголовках здешних СМИ, но вот призывов выполнить хотя бы одно из требований «в списке Путина» в Вашингтоне не прозвучало. Впрочем, еще не вечер и, как полагают эксперты Stratfor, ядерный шантаж может быть продолжен.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»