Довелось как-то недавно на трассе София-Бургас встретить впечатляющую процессию: впереди — полицейский автомобиль с мигалкой, следом — группа байкеров в черных кожаных прикидах на сверкающих никелированными деталями и грозно рычащих мотоциклах, обвешанных российскими триколорами, клубной и прочей атрибутикой — «Ночные волки». Местные автомобилисты, притормаживая, опасливо жались к пустынной обочине — никто из окрестных городов и селений не вышел приветствовать цветами и хлебом-медом (вместо соли дорогим гостям по болгарской традиции подают мед) посланцев известного, пожалуй, теперь всей Европе после прошлогоднего скандального марша на Берлин байкерского клуба из России.
Нынешний вояж под названием «Славянский мир» «волки» решили совершить по Балканам, планирую, по их собственным утверждениям, «укреплять диалог между славянскими народами, напоминать о вековой дружбе народов, об общих страницах истории». Правда, старт «миролюбивого» мотопробега по болгарской земле ознаменовался потасовкой между противниками и сторонниками российских байкеров, а в столице страны их встретили небольшая толпа поклонников человек в 50 и превосходящий их раз в пять митинг протеста. Массовую драку между ними удалось предотвратить только благодаря полиции.
Остальная часть болгарского населения просто не заметила душевного порыва россиян на мотоциклах к диалогу о дружбе народов и исторической памяти. Могло ли быть иначе в той атмосфере информационно-пропагандистской избирательности, когда о балканских странах от Румынии до Словении официозные российские СМИ рассказывают редко, сухо и в основном с негативным подтекстом?
Румынские власти, мол, не замечая бедственного положения собственного народа, заботятся лишь о том, как расширить присутствие американской и натовской военщины на своей территории. В Белграде сербские граждане якобы активно протестуют против курса правительства на ускоренное вступление в Евросоюз. Энергетика Болгарии находится на грани коллапса из-за отказа болгар достроить с российской помощью атомную электростанцию. В центре Софии неизвестные хулигански опять раскрасили памятник советским воинам, а местные власти своим бездействием потворствуют преступникам, оскорбляющим память об освободителях.
Удивляться такой информационной политике не приходится — ведь тон ей задают в Кремле и на Смоленской площади. Достаточно вспомнить газопровод «Южный поток», когда на самом высшем российском уровне болгарские власти обвинили в срыве проекта, упуская при этом важную деталь: Болгария с 2007 года входит в Евросоюз, где действует неудобный для «Газпрома» жесткий закон о разделе коммерческих интересов поставщика энергоресурсов и транспортировщика их конечному потребителю.
Другой пример назидательных поучений официального представителя российского МИД в адрес соседней страны вообще возвращает во времена давно сгинувшего имперского величия. Только успел болгарский парламент создать временную комиссию по расследованию вмешательства России и Турции во внутриполитические процессы в стране (кстати, так и не преступившую к работе), как из Москвы последовали обвинения в том, что болгары забыли, кто их освободил от турецкого ига и фашизма.
А какая буря разразилась в российском депутатском и чиновничьем корпусе по поводу приглашения Черногории вступить в НАТО! Один из вице-премьеров, демонстрируя своеобразное остроумие, знания классика советской литературы и ничуть не заботясь о последствиях своих слов, оскорбил суверенное государство, назвав его «мальчишом-плохишом, которого позвали в буржуинство». Не отстали от него и другие должностные лица из Госдумы, правительства и администрации президента РФ, пугая маленькую балканскую страну большими неприятностями.
Сознательно искажать и передергивать исторические факты, односторонне оценивать и освещать текущие международные события, стращать негативными последствиями и угрожать репрессивными мерами соседним государствам — это стало доминирующей чертой внешнеполитического стиля Москвы. Его пропагандистская подача через прокремлевские медиа чувствительно бьет как по имиджу страны за ее пределами, так и внутри создает извращенную информационную картину мира. Так, например, только 4 процента российских граждан в этом году назвали Болгарию среди друзей России (в 2013 году было 10%). И это тогда, когда русские, как ни одна другая нация, по-прежнему остаются в бытовом сознании болгар самые достойные приятели (по-болгарски «приятел» — друг).
Хотя ситуация меняется не в нашу пользу. Если среди болгар старшего поколения является не редкостью владение русским языком, пусть и в рамках подзабытой школьной программы, то нынешняя молодежь все более ориентируется на изучение английского, французского и немецкого языков, намереваясь получить высшее образование не в российских, а европейских ВУЗах.
Случаются и такие эпизоды, какой однажды довелось наблюдать в болгарском аэропорту. Молодой упаковщик багажа (к слову, чемоданы в пленку пакуют только пассажиры российских рейсов) отказался взять оплату в евро у туриста из России. Грузный мужчина в возрасте злился, ругался матом на весь зал и настойчиво пихал валютную купюру. «Только левы», — невозмутимо настаивал болгарин. «Так это же евро, а не ваши бумажки!», — возмутился русский пассажир. В ответ упаковщик вообще отказался его обслуживать.
Российская пропаганда работает с обратным эффектом не только в Болгарии. Знакомый сербский профессор-политолог как-то в разговоре заметил, что — да, в Сербии есть еще пока те, кто считают Россию союзницей. Однако их ряды в последние годы значительно убавились. Виной тому — навязчивые на словах заверения Москвы в дружбе, на деле — пренебрежительное отношение к сербским интересам и поддержка националистов времен югославских войн, последствия которых страна стремится морально и политически переоценить и преодолеть. Среди же молодых людей — это он знает хорошо на примере собственного сына — от былых пророссийских симпатий не осталось и следа: мы, мол, понимаем отцов и прощаем им преклонение перед Москвой, но нам ближе и интереснее Европа.
Жесткая агрессивность российской пропаганды, скупость и однобокость информации о ситуации на Балканах вкупе с такими проявлениями «мягкой силы», как, например, славянский мотобросок «Ночных волков», неуклонно сокращают последних наших симпатизантов. И уж точно эти методы и действия не могут конкурировать в той же Болгарии с многочисленными табличками на объектах общественного и культурного назначения, на остановках транспорта, на городских маршрутных автобусах: построено, восстановлено, приобретено на средства или при содействии Евросоюза.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»