На «Первый канал» в Казахстане подали в суд за пропаганду — против коллег выступило даже профессиональное сообщество. Все происходит на фоне усиления протестной активности в стране и обысков у оппозиции.
На «Первый канал» в Казахстане подали в суд за пропаганду — против коллег выступило даже профессиональное сообщество. Все происходит на фоне усиления протестной активности в стране и обысков у оппозиции.
13 мая в эфире новостей «Первого канала Казахстана» — франшизе российского медиахолдинга — появилось видео, сразу наделавшее много шума не только на территории Казахстана. Ведущие в студии — Аймира Шаукентаева, Руслан Смыков и Алуа Кетегенова, — заявили, что у них есть видеодоказательства «проплаченности» митингов протеста по вопросу передачи земли в частную собственность иностранцам, которые идут в Казахстане около месяца. Ранее эти же ведущие утверждали, что всем вышедшим на протесты по стране некие «организаторы» платят от 50 до 150 долларов. Возмущенная общественность тогда потребовала доказательств, и теперь «Первый канал Казахстана» эти «доказательства» нашел.
«Вот вам видеоподтверждение! В интересах Родины мы показываем его сейчас!» — добавив в голос пафоса, произнесла на камеру Шаукентаева, и в кадре появляется изображение чьих-то ног в джинсах. Из кармана этих джинсов вытаскиваются деньги (доллары, разумеется), отсчитывается 150 «зеленых» — после чего камера возвращается в студию. Изображение дерганое — создается эффект скрытой камеры. При этом сразу обращает на себя внимание тот факт, что снималось видео минимум с двух планов. Но ведущих это не смущает.
«Все видели? Если видели — обязательно распространите среди жильцов вашего ЖЭКа!» — патетически вскинув руку, говорит Руслан Смыков — ведущий и редактор информационного вещания канала. После этого видео повторяется еще трижды и в перерывах между очередным показом сопровождается фразами вроде: «И вот так они продают нас с вами. И заметьте: даже не за казахстанские тенге, не в национальной валюте, а за доллары. Понятно, кто заказчик?». Очевидно, в виду имеется Запад и «пятая колонна». В этот момент остальные ведущие кивают.
Видеосюжет о «проплаченных» митингах произвел эффект разорвавшейся бомбы — но разорвавшейся в руках у самих ведущих. Уже на следующее утро соцсети страны пестрили насмешливыми картинками и видеоколлажами по мотивам этого откровения. В профильной группе «Журналисты Казахстана» на Facebook профессиональное сообщество страны отозвалось возмущенным гулом голосов, а информацию о сюжете — с плохо скрываемым ехидством — дало большинство СМИ, включая лояльные к государству. «Первый канал Казахстана» тут же обвинили в пропаганде, призвали к бойкоту всех рекламодателей канала и даже упомянули о том, что фамилия гендиректора канала — Киселев (хотя и не Дмитрий).
Дальше всех пошел юрист из Карагандинской области Нурхан Жумабеков, который 16 мая подал в суд иск на канал. «Шаукентаева опорочила мою самооценку общественного значения этих событий. Мое чувство сопереживания с народом, мое чувство согласия с теми требованиями, которые были изложены на митингах, были оскорблены Шаукентаевой. Со слов Шаукентаевой, я становлюсь потенциальной жертвой пятой колонны, внутренних врагов, если пожелаю выступить на митинге в защиту земли моих предков и моих потомков», — цитирует юриста электронный журнал Exclusive. Иск принят судом, но решение о том, будет ли он рассматриваться или будет отклонен, еще не вынесено.
Юристы и журналисты, наблюдающие за ситуацией, признают, что шансов у такого иска немного, однако отмечают, что речь идет, по сути, о прецеденте, когда общество восстало против пропаганды. Правда, обольщаться не стоит — разговоры о том, что вся оппозиция в Казахстане продалась с потрохами и давно хочет устроить Майдан, идут в эфире большинства крупных каналов едва ли не каждый день. В данном случае сработало лишь то, насколько топорно сделана была пропаганда — глупее показа ног и заднего кармана джинсов придумать, пожалуй, ничего было нельзя.
К слову, «Первый канал Казахстана» (известен также как «Первый канал Евразия») не отступил от своих слов. Более того, уже в понедельник в своей новостной колонке «В общем» Аймира Шаукентаева, рассказывая о работе казахстанских полицейских, привела в пример США, где полицейские «винтят» всех, «когда кто-то пытается посеять смуту, прибегает к откровенной лжи и играм с чувствами патриотов» (все это сопровождалось кадрами с разгона массовых беспорядков — правда, не совсем понятно, в какой стране). Других комментариев от телеканала нет вообще. Стоит отметить, что 20% доли канала принадлежит российскому «Первому». Остальные 80% — собственность национальной телерадиокорпорации «Казахстан».
Социальная ситуация в Казахстане тем временем продолжает ухудшаться. С 24 апреля в стране периодически вспыхивают акции протеста против поправок в Земельный кодекс, согласно которым земля может передаваться в аренду иностранным гражданам на срок до 25 лет (раньше — до 10 лет). Протестующие в каждом городе — от нескольких десятков до предположительно нескольких тысяч в западном Атырау, — заявили, что земля будет отдана китайцам, и это угроза независимости страны. Под давлением общественности президент Нурсултан Назарбаев объявил мораторий на поправки до 2017 года и создал земельную комиссию для разъяснения новых поправок. Со своих постов слетело два министра — национальной экономики и сельского хозяйства. Об отмене поправок речи не шло.
Большую часть протестующих это не убедило, и они объявили о желании выйти на общенациональный митинг протеста 21 мая (почти все заявки отклонены местными мэриями — акиматами). После этого власть не только включила пропагандистское оружие (под эти — в том числе — цели даже создали целое министерство информации и коммуникаций), но и начала точечное давление на активистов. В понедельник ночью прошли обыски у активистов в Уральске — якобы они распространяли призывы идти на митинг через WhatsApp, — а также у бывшего кандидата в президенты Уалихана Кайсарова в его доме в Астане — искали незарегистрированное оружие. Поступают сигналы о вызовах активистов в прокуратуру и Комитет национальной безопасности и в других регионах Казахстана.
В ночь с 17 на 18 мая как минимум 7 активистов в разных регионах страны были арестованы на 15 суток по ст. 488 Уголовного кодекса Казахстана за нарушение правил организации проведения митинга. Митинга, который еще не состоялся. Суды над активистами проходили после полуночи, активистам не давали адвокатов, а некоторых из них вообще задерживали и уводили из дома босиком. Некоторые уже отметили схожесть с одной не такой далекой исторической эпохой. Ночные обыски, суды, приводы — картина узнаваемая. Повестки из прокуратуры пришли и известным журналистам, но их пока не задерживают.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»