Решение по делу ЮКОСа пока не мешает вкладывать деньги в пропаганду российской духовности – строить православный центр в Париже
Арест земли под будущим центром (см. 3D-модель) никак не сказался на строительстве
Фото: Wilmotte
Новость об аресте святой земли, на которой возводится Российский духовно-культурный православный центр в Париже (далее — РДКПЦП), прозвучала как дурное знамение. Казалось, это может означать, что полтора года богоугодных работ и одиннадцать лет надежд и чаяний российского руководства идут насмарку. А вместе с ними и 160-175 миллионов евро бюджетных денег (по данным разных источников).
Но пока волноваться не о чем. Решение об аресте земли, как сообщает РБК, хотя и было принято парижским судом, но оно предполагает только запрет на распоряжение – т.е., например, на продажу.
Адвокаты бывших акционеров ЮКОСа пытались приостановить и строительство, но парижский суд первой инстанции отклонил это требование, и «работы по возведению духовно-культурного центра ни разу не были приостановлены», рассказал «Новой» Андреа Пинна, адвокат конторыDe Gaulle Fleurance&Associés,представляющей интересы РФ во Франции по этому делу.
Решение вынесено 22 января 2016 года, суд сослался на то, что рассмотрение подобного требования находится в компетенции судьи по исполнению судебных решений в области гражданского права (juge d'exécution).
Сам juge d'exécution 24 июля 2015 года решил, что участок под строительство обладает дипломатическим иммунитетом.
Аресты российской собственности во Франции начались после 1 декабря 2014 года, когда парижский суд первой инстанции выдал истцам ордер на принудительное исполнение вердиктов гаагского арбитража, согласно которым Российская Федерация должна выплатить бывшим акционерам ЮКОСа чуть больше 50 миллиардов долларов.
Ордер позволяет арестовывать собственность без санкций судов, но РФ может в каждом конкретном случае (таких случаев во Франции уже не менее 150) обжаловать решение об аресте.
Как сообщал в середине января «МК», все решения об арестах уже оспорены в судах первой инстанции и теперь нужно ждать.
Адвокаты, представляющие интересы РФ, пытались оспорить и сам исполнительный ордер – до вынесенияокончательного вердикта– но 17.12.2015, по даннымFrance-Presse, «апелляционный суд Парижа отказался приостановить аресты российского имущества во Франции, производимые бывшими мажоритарными акционерами ЮКОСа (холдингGML)».
«Окончательный вердикт», на который ссылались «российские» юристы, – это решение окружного суда Гааги, который 9 февраля начал рассмотрение жалобы России на постановление гаагского арбитража о взыскании 50 млрд. Если окружной суд Гааги подтвердит предыдущее решение, «российским» юристам ничего не останется, как продолжать войну буквально за каждую пядь родной земли и за каждый российский доллар. Отбивая через суд каждое конкретное решение об аресте.
Еще одна проблема в том, что имущество может быть арестовано в 155 странах, связанных Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, как рассказывал этим летом русской службе RFI адвокат Эмманюэль Гайар**Признан лучшим адвокатом Франции-2015 в области международного арбитража., представлявший во Франции интересы Group Menatep Limited (GML).
Впрочем, все вышесказанное может не иметь никакого отношения к российскому духовному центру, если суды всех инстанций посчитают его (и землю под ним) защищенными дипломатическим иммунитетом. Вполне вероятно, что все именно так и будет.
Духовность растет на глазах
Работы на набережной Бранли продолжаются, около шести вечера в понедельник (когда появилась новость об аресте) я встретил открывающих деревянную калитку стройплощадки испуганных русскоговорящих строителей. Охранник за забором тоже был из наших, сначала мы пять минут говорили по-французски, а потом бросили валять ваньку и перешли на язык Победоносцева. Охранник, который отказался называть свое имя (все-таки режимный объект), доложил, что работы идут по плану и 19 марта золоченые маковки РДКПЦП должны быть торжественно освящены.
Маковок – пять штук: одна большая (12Х12) и четыре 6Х6. На украшение маковок пойдет 90000 «лепестков» золота.
Общая площадь всех построек, возведенных из традиционного для Парижа бургундского камня – 4672 м2. Под крышей РДКПЦП официально разместятся Храм Пресвятой Троицы (на 500 душ),духовная семинария, библиотека, культурный центр (с кафетерием) и начальная российско-французская школа на 150 мест.
В строительной компанииBouygues BâtimentIle-de-France Construction рассказали, что строительство идет «с хорошей крейсерской скоростью», а сдача объекта состоится в октябре 2016 года.
Странные сближения
Если это долгожданное событие состоится, российские власти, которые вынашивали проект духовного центра в Париже как минимум с 2005 года, смогут перекреститься с облегчением. Осознав, что после череды нервотрепок (старый проект зарубили, пришлось обращаться к другому архитектурному бюро и заново проходить все круги бюрократического ада) наши православие, самодержавие и народность, наконец, пустят корни под боком у дворца Альма, где живут многие ближайшие сотрудники президента Франции. И даже если предположить, что в рамках РДКПЦП не найдется ни одного местечка для шпионов, все равно постройка центра на этом месте -важнейшее событие с многовекторной смысловой нагрузкой.
Золотые маковки новой Церкви возвысятся над мостом Альма, который Наполеон III велел построить в честь победы в Альминском сражении (Крымская война). Таким образом, эту печальную страницу своей истории мы крепко приложим бургундским камнем. Ну, и на лице Парижа, в 800 метрах от Эйфелевой башни появится крупная русская черта. И изменит открыточные виды.
Далеко не всем парижанам эта черта нравится, но на презентации проекта (январь 2014) в российском посольстве мне рассказали, что «есть одна точка, с которой РДКПЦП вообще не разглядеть».
Позже, когда Центр будет достроен, я сообщу читателям «Новой» точные координаты этой точки.
P.S.А французский бизнесмен Бернар Лозе как-то сообщал «Форбсу», что помог российским властям выиграть конкурс на покупку земли для постройки духовного центра. С видным российско-французским духовно-политическим деятелем Владимиром Якуниным бизнесмена Лозе познакомил как раз владелец фирмы, которая строит центр – Мартин Буиг. Он же – друг Саркози.
Постройка РДКПЦП была символом невиданной коммерческой дружбы между российскими и французскими элитами, которая расцвела пышным цветом после «миротворческой миссии» Саркози в Грузии. Таким же символом был и контракт на поставку «Мистралей». Говорят, эти две сделки косвенно связаны.
Конечно, «Мистрали» нам не поставили, но отнимать у «русского мира» духовный центр никто в здравом уме не решится.
Кстати, Бернар Лозе когда-то был членом совета директоров НК «ЮКОС».В 2009 году он дал свидетельские показания в рамках второго уголовного дела нефтяной компании и назвал обвинения в неуплате налогов необоснованными.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»