В московских Раменках продолжается противостояние между строителями и местными жителями
Народный сход в Раменках 6 февраля. Фото: Зинаида Бурская / «Новая газета»
В престижном и тихом столичном районе Раменки, в нескольких километрах от главного здания МГУ, люди ложились под строительную технику. Жители выступают против строительства многополосной трассы, которая должна пройти вплотную к территориям школ, детских садов и жилых домов. Городские власти в переговоры с протестующими принципиально не вступают. Хотя диалог — главное требование жителей.
«Не трогайте меня руками, мужчины непонятные!»
— Проснулась, как обычно, занималась своими делами, — рассказывает муниципальный депутат Марина Ивлиева. — Тут муж: «Посмотри в окно». Посмотрела. Увидела строительную технику. Дальше — быстрее одеваться. Красный «боевой» пуховик, теплая шапка с флисом — я ее называю «депутатской». И бегом вниз…
Марина живет в доме 39 по Мичуринскому проспекту. Это многоэтажка на окраине квартала, сразу за ней начинается роща, потом речка Раменка, дальше — Парк 50-летия Октября. Тут же, вплотную к дому, должна пройти новая трасса длиной в один километр, которая соединит Мичуринский и Ломоносовский проспекты. Зачем эта дорога нужна, жители не понимают. Местные власти, вероятно, понимают, но объяснить не могут или не хотят.
К приезду строительной техники жители окрестных домов подготовились заранее. Утром 3 февраля — именно об этом дне рассказывает Ивлиева — трактор не сразу смог заехать в парк, на территорию будущей строительной площадки. Он уперся в противотанковые ежи, бетонные плиты и огромную заледеневшую гору снега.
— Ну да, сами все поставили, — подтверждает житель соседнего дома Алексей Болотин. — Ежи сварили, плиты купили-привезли. Петли с них срезали — чтобы было сложнее сдвинуть. Арматуру там еще хитро приварили — ну чтобы совсем никак. Мы понимали, что технику это надолго не остановит, но нам нужно было иметь в запасе хотя бы 15—20 минут — на то, чтобы выбежать из дома и обзвонить соседей.
Самодельные фортификационные сооружения не помогли. Застройщик оказался хитрее. Или наглее. Вместе со строительной техникой в квартал прибыло подкрепление: два микроавтобуса с крепкими молодыми людьми в «невнятных» черных куртках. Кто эти парни — жители до сих пор не знают. Они представлялись строителями из Рязани и Брянска и говорили, что просто хотят кормить семьи. А еще искренне не понимали, зачем москвичи выпендриваются и не дают строить дорогу: «Вам что, жалко что ли»?
— Я встала перед трактором на колени, — рассказывает Марина. — Кричала: уезжайте или покажите проект производства работ! Наташа Чернова карабкалась на кучу снега. Ее начали стаскивать, тянуть вниз эти, которые в черных куртках. Она кричит, падает, опять взбирается. В это время экскаватор начинает работать ковшом. Сбегаются жители, наши мужчины пытаются оттеснить тех, в куртках, но жителей блокирует полиция: «Не нарушайте общественный порядок!» Наши люди встают в цепь, чтобы не дать заехать технике, а эти переодетые «бычки» начинают их выдергивать по одному, бросать на снег, отталкивать женщин. Потом пытался заехать КамАЗ со строительными бытовками. Перед ним легла Юля Кожевникова и часа два лежала. Ее сменил пожилой муниципальный депутат Владимир Ветров.
— Боевики нас оттаскивали, — активист Андрей Зубко называет молодых людей в черных куртках исключительно так, — потасовки случались каждые две-три минуты. Учитывая то, что все это происходило с одиннадцати утра до четырех вечера, таких эпизодов было несколько десятков. Полиция на этих боевиков никак не реагировала. Ни у кого из них даже документы не проверили.
Жители рассказывают, что «боевики» и полиция сохраняли полный обоюдный нейтралитет.
Вскоре на помощь полицейским из местного УВД «Раменки», которые находились на стройплощадке с самого начала конфликта, приехали их коллеги из округа, подогнали автозак.
— Отвезла детей в школу, возвращаюсь домой, а тут такое, — вспоминает Ирина Сенцова. Ее, маленькую и хрупкую, маму четверых детей, запихнули в автозак одной из первых. — Я села на ограждения, которые привезли строители. Эти парни в куртках пытались меня стащить. Мне было больно и страшно. Кричала, как ненормальная: «Не трогайте меня руками, мужчины непонятные!» В какой-то момент я поскользнулась и грохнулась в лужу. Подошли полицейские, подняли и увели в автозак.
Иру и еще троих участников сопротивления, которых доставили в УВД «Раменки», отпустили через несколько часов, всем вменили нарушение порядка проведения митинга (статья 20.2 КОАП, за ее неоднократное нарушение можно получить реальный уголовный срок). Два человека попали в больницу: Наталья Чернова, которую стаскивали с кучи снега, с черепно-мозговой травмой, молодой мужчина — с отбитыми почками. Четверым оказали помощь на месте, в каретах «скорой помощи». Пожилой женщине сломали ребро. У еще одного пенсионера сотрясение мозга. Одному из жителей сказали, что за предыдущую неделю именно из этого квартала в травмпункт обратились несколько десятков человек.
Как разбудили Раменки
У проектируемого проезда 3538, против которого выступают жители Раменок, большая предыстория: она началась еще до развала СССР. Но в конце 80-х — начале 90-х, когда в Раменках шло бурное жилищное строительство, кварталы начали возводить ближе друг к другу, чем было предусмотрено (так меньше денег уходило на подведение коммуникаций, что в те времена считалось очень критичным), и для дороги просто не осталось места.
Проект воскресили несколько лет назад из-за планов по строительству огромного жилого комплекса в роще на берегу речки Раменки, так как без него к стройке просто не было бы подъездных путей. Но жителям удалось отстоять парк. Разговоры о дороге утихли на несколько месяцев, а потом на ее строительство внезапно выделили бюджетные деньги.
У жителей к дороге несколько претензий. Во-первых, непонятно, зачем она вообще нужна и как может помочь улучшить транспортную ситуацию в районе.
— Нам ни разу не представили никаких расчетов. Только голословные утверждения: «разгрузит», «улучшит», «поможет». Кому конкретно? На сколько? — говорит Андрей Зубко.
Во-вторых, трасса пройдет вплотную к ограждениям детских садов и школ. Именно в этих кварталах много образовательных учреждений. Жители говорят, что каждое утро тут фактически в одном направлении идут две тысячи школьников и еще тысяча тех, кого ведут в детские сады. Правда, власти пообещали, что оградят образовательные учреждения четырехметровыми шумозащитными экранами и построят подземный переход.
В-третьих, есть претензии к соблюдению обязательных для любой стройки процедур.
— У строителей нет главного документа — проекта планировки и межевания территории, а без него нельзя даже проектировать. Еще нет проекта организации строительной площадки, без которого нельзя начинать саму стройку, — говорит Марина Ивлиева.
На сходе 6 февраля были задержаны восемь человек. Фото: Зинаида Бурская / «Новая газета»
Год назад активисты обращались в федеральный Минстрой. В ответе за подписью замминистра было сказано: стройка без проекта планировки незаконна. Минстрой также отправил письмо с разъяснениями в правительство Москвы, но это никак не отразилось на действиях столичных властей.
По проектируемому проезду 3538 не проводилось публичных слушаний — подтвердил «Новой» глава управы района Раменки Владимир Хихленко: «В них не было необходимости, проект дороги очень старый». Стоимость трассы — больше миллиарда рублей, это значит, что тендер на строительство должен был проходить через процедуру общественного обсуждения закупок, но и этого удалось избежать: стройка была разделена на два этапа, по каждому провели отдельный конкурс.
Жители Раменок дважды выходили на митинги — летом и осенью. Писали во все возможные инстанции от управы района до президента. Рабочие несколько раз пытались начать стройку, но у них не было на руках всех необходимых документов и их изгоняли, причем при поддержке полиции. В декабре жители установили круглосуточное дежурство на въезде в парк, тогда же поставили противотанковые ежи. В конце месяца удалось договориться с управой, префектурой и департаментом строительства о временном перемирии на новогодние праздники: одни не строят, а другие не дежурят.
— В ночь с 11 на 12 января строители заехали в парк, поставили бытовку и быстренько уехали. А что было 3 февраля, вы уже знаете.
Но на этом «боевые» действия не прекратились. Утром 6 февраля жители домов, рядом с которыми должна пройти новая дорога, вышли на народный сход к мемориалу памяти погибших в Великой Отечественной. Люди поставили его сами, на свои деньги — по Раменкам проходил один из рубежей обороны Москвы. Рядом высадили кусты сирени. Дорога должна пройти как раз по этому «бульвару».
— Во-первых, я хотела бы перед вами извиниться, — начала Марина, выйдя в центр круга, который образовали зрители. — За то, как вела себя на днях. Матом громко ругалась… — и сразу сорвала аплодисменты. — А во-вторых, я хотела бы еще раз сказать, что во всех наших встречах и действиях нет никакой политической составляющей. Мы «пятая колонна»? Нет, мы нормальные! Те, кто покрывает это строительство, — вот «пятая колонна». Дестабилизирует ситуацию в стране перед выборами…
С самого начала вокруг места схода дежурила полиция. Обсудив ситуацию, собрав подписи под обращениями во все возможные ведомства и повесив на забор, который ограждает стройплощадку, детские игрушки (чтобы напомнить, какой угрозой для детей является дорога), жители решили идти к строителям. Блокировали технику, заставили приостановить работы. Потом начали разбирать забор. Полицейские созванивались с начальством: «Кого задерживать? Тех, кто ломает? Так они все ломают!» Потом попробовали увести в припаркованный прямо на стройплощадке автозак одного из активистов — на глазах его жены и троих детей. Жители побежали отбивать пленника. Депутат Госдумы Владимир Родин (он тоже приехал на сход) вел с полицией переговоры, предлагая бартер: вы отдаете нам человека, а мы все уходим. Договориться не получилось. В автозак затолкали еще семерых жителей. Приехал начальник УВД «Раменки», покрутился минут пять на площадке и уехал. Задержанных отвезли в отделение.
Проверка связи
— Все, что произошло, это очень серьезный звонок, — рассуждает Марина Ивлиева. — Я вообще сторонник малых дел, мирного решения вопросов. Но люди начинают звереть. Во время всей этой стычки я ругалась матом, мне хотелось кого-то схватить за горло…
— Мне еще говорили, что вы в геодезиста плевались.
— Плевалась, конечно. Только не в геодезиста, а в замдиректора строительной компании.
Чтобы было понятно: Ивлиева — юрист, преподаватель МГУ.
— У нас был тишайший район, — продолжает Марина. — Глубочайше безразличный ко всему, как проспект Вернадского. Аполитичный, пенсионно-сонный и прочее. Его разбудили в 2011-м, когда попытались наш парк тронуть. Но сейчас полностью отсутствует диалог с властью. У нас уже были конфликтные ситуации в районе, но всегда организовывались встречи, обсуждения на уровне префектуры. А в этот раз с их стороны не было ни одной попытки выйти на переговоры. Полная глухая стена. А людям все это настолько надоело, что они уже готовы выходить драться и только ждут повода — вот это страшно.
Глава управы района Раменки Владимир Хихленко сообщил «Новой», что уже в декабре проходили встречи с жителями, но повлиять на вопрос с дорогой управа не может. Полицейские, которые теперь несут круглосуточное дежурство у стройплощадки, тоже не в восторге от происходящего. Жалуются, что пенсионерки обзывают их то «бандеровцами», то «беркутами».
Фото: Зинаида Бурская / «Новая газета»
— Они используют нас, чтобы привлечь внимание! Чтобы была реакция! Орут: «Продажные менты!» Все с мобильными телефонами, все снимают, потом выкладывают. Мы всегда самые крайние. А как что — убийство или кража — ведь нам будут звонить, — возмущался один из полицейских, дежуривших вечером 4 февраля.
— Так люди говорят, что у строителей нет необходимых документов для проведения работ.
— Все у них есть!
— Вы лично видели?
— Я — нет. Но наш начальник приезжал, лично проверял.
— А кто они такие, чтобы решать, быть тут дороге или нет? Пусть они у себя в квартире решают, — вмешивается в разговор молодой парень, без формы и нагрудного жетона, но в бронежилете.
— Они — граждане…
— Какие граждане? Мы рабы. Все на начальника работают. Все без нас решают.
— Люди имеют право решать.
— Решают те, у кого большие деньги есть.
— Если честно, уже хочется взять ружье и всех тут перестрелять, — подключается еще один полицейский. Он говорит, что их дежурство длится уже 15 часов. А предыдущая смена отстояла здесь почти сутки.
— Мы и дальше будем бороться, — говорит Андрей Зубко, один из тех, кого 6 февраля забрали в УВД. — Тут речь ни о каких-то эфемерных материях. Тут речь идет именно о жизни тысяч жителей и детей. Нет, ну а что я своим сыновьям скажу? Что папа молодец, во всем прав, но дяди, у которых есть деньги, сильнее?
Куда ведет дорога
В 2011 году рощу за домом 39 по Мичуринскому проспекту передали во временное пользование Академии ФСБ, а та отдала ее компании «Монарх-Центр», которая в то время занималась строительством новых корпусов для академии (а до этого также строила Мосгорсуд, здания районных судов и префектур, участвовала в реконструкции «Лужников» и Большого театра). ГК «Монарх» планировала возвести на месте рощи огромный жилой комплекс. Но к будущей стройплощадке не было дороги, и в 2013-м правительство Москвы выделило деньги на проектирование проезда 3538. Усилиями местных жителей строительство домов удалось остановить. И трасса, как казалось, стала не нужна.
Но в 2015 году городской департамент строительства объявил два открытых конкурса на строительство проезда 3538. Генподрядчиком стала ОАО «Монолитное строительное управление — 1» (МСУ-1). На стройку она получила 1,1 млрд рублей. Работы должны быть полностью завершены уже в июне.
Кроме того, в ближайшее время в этой части Раменок должна начаться по-настоящему крупная стройка — технологическая долина МГУ, в которую (согласно документам, которые оказались в распоряжении газеты РБК) 2,6% необходимых средств вложит город, а все остальное — инвестор.
5 февраля рабочие начали рубить деревья на территории строительной площадки. Фото: Зинаида Бурская / «Новая газета»
Это не первый масштабный инвестпроект на территории МГУ. Новые здания Фундаментальной библиотеки, а также Шуваловский и Ломоносовский учебные корпуса (этот комплекс зданий возведен на новой территории университета и отделен от главного здания Ломоносовским проспектом) были построены с привлечением средств тогда еще принадлежавшей Елене Батуриной компании «Интеко». В обмен на это «Интеко» получила возможность возвести на землях университета два крупных жилых комплекса бизнес-класса — «Шуваловский» и «Доминион». Когда-то говорили, что в этих домах получат квартиры преподаватели МГУ, но по факту этого не произошло.
Проект развития квартала, в который входят новые территории университета, представленный на общественные слушания летом 2015-го, также предусматривает масштабное жилищное строительство — не менее 704,05 тысячи квадратных метров жилья. Однако на официальном сайте МГУ сообщают, что общая площадь квартир, «включая арендное жилье для преподавателей, профессуры, аспирантов и гостей университета», составит около 190 тысяч квадратных метров.
Разница в цифрах объяснима. Через общественные слушания единым проектом был проведен план развития не только территории, предназначенной для новых корпусов университета, но и всех земель между проспектами: Ломоносовским, Мичуринским, Вернадского и Парком 50-летия Октября (исключая существующую жилую застройку). На слушаниях проект лично представлял главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Марина Ивлиева говорит, что активным жителям Раменок удалось собрать около 4 тысяч подписей под замечаниями к проекту, но ни одно из них не было учтено.
190 тысяч квадратных метров — площадь квартир, которые будут построены именно на территории МГУ. Остальное — на участках, примыкающих к технологической долине и прошедших через слушания «паровозом».
Руководство университета уходит от ответа на вопрос, какие именно компании инвестируют в строительство нового кампуса. Пока единственным очевидным участником строительства является компания «Интеко» (сейчас де-юре принадлежит Михаилу Шишханову), которая строит общежитие для студентов и школу-интернат для одаренных детей.
Какие именно компании выступят застройщиками соседних территорий и имеют ли они отношение к технологической долине, также неизвестно. Теоретически, в квартал может вернуться компания «Монарх», которая пыталась построить жилой дом в роще рядом с Парком 50-летия Октября. Бывший руководитель «Монарха» Марина Гребнева с 2010 года возглавляла департамент городского заказа капитального строительства Москвы, а в 2013-м стала проректором и начальником управления капитального строительства МГУ.
Наконец, можно ожидать прихода инвесторов со стороны Центра национального интеллектуального резерва (ЦНИР), участвующего в разработке концепции технологической долины.
Дорога, против которой выступают жители Раменок, важна именно для новой жилой застройки рядом с территорией МГУ, а не для самой технологической долины, — считает Марина Ивлиева и некоторые другие активисты:
— Новой территории университета будет достаточно хорды, которая соединит Раменский бульвар и проспект Вернадского. А проезд 3538 нужен именно вот этой, смежной территории.
Официально
«Новая» обратилась за комментариями в префектуру Западного административного округа. Нам ответили, что решения по дороге от них не зависят: «Мы к ней отношения не имеем. Это чисто городское событие. Все решает вышестоящее руководство. Встречи с главами управ, на которых в том числе будет обсуждаться вопрос с дорогой, будут проходить по графику. Никаких внеплановых встреч с жителями пока не запланировано».
От редакции
«Новая газета» будет следить за развитием событий — слишком много осталось вопросов. Например:
— для чего все-таки нужна это дорога: для обустройства технологической долины или для «присосавшейся» к ней коммерческой застройки?
— кто истинный бенефициар планируемых жилых комплексов?
— кто были те молодые люди, похожие на «братков», которые устроили побоище в Раменках?
Мы направили запросы в государственные органы. Ждем ответов.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»