Рабочие, строившие космодром «Восточный», так и не увидели своих денег
Фото: SpaceRu
Рабочие Тихоокеанской мостостроительной компании — одного из крупных субподрядчиков на строительстве космодрома «Восточный» — до сих пор не могут получить заработанные деньги. ТМК должна им около 108 миллионов рублей. В компании говорят, что смогли бы расплатиться с рабочими, если бы Приморский край рассчитался с ними за объекты, построенные к саммиту АТЭС во Владивостоке, а Дальспецстрой — за выполненные работы на космодроме.
— 31 декабря у нас закончился контракт на обслуживание Низководного моста и моста через бухту Золотой Рог. Это были последние деньги. Порядка 22 миллионов ТМК получила. Закрыли март месяц по зарплатам. И еще порядка 300 человек получили деньги за апрель. Это был последний источник дохода для компании. Больше нам зарабатывать негде и нечем — так описывает ситуацию один из работников ТМК Антон Тюришев.
Тихоокеанская мостостроительная компания строила мосты и дороги к саммиту АТЭС во Владивостоке. С 2012 года работала на объектах космодрома «Восточный». Проблемы с выплатой зарплат начались еще в 2014 году. В марте 2015-го строители не выдержали и на крышах бытовок написали краткое, но внятное обращение к президенту: «Уважаемый Путин В.В.! Мы четыре месяца без зарплаты! Спаси рабочих! Мы хотим работать!» Разразился скандал. Тюришеву предложили поучаствовать в прямой линии с президентом. Он поучаствовал. Президент пообещал, что все выплатят. Через несколько недель вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил Путину, что все выплачено.
В конце декабря 2015 года рабочие оправили еще одно обращение Путину — на этот раз обычное, написанное на бумаге, в котором уведомили президента о том, что готовы «возобновить волнения, аналогичные волнениям, которые были весной 2015 года», потому что вопрос с зарплатами так и не решен.
Сейчас ТМК проходит через процедуру банкротства. Одного из бывших руководителей компании Виктора Гребнева обвиняют в хищении 288 млн рублей через «заключение заведомо невыгодных договоров поручительства», сейчас он находится под домашним арестом. Другого бывшего руководителя — Игоря Нестеренко — арестовали как раз за долги по зарплате, а теперь также обвиняют в хищении 108 млн рублей. Однако, даже несмотря на все это, у компании теоретически есть возможность расплатиться с рабочими. Но для этого нужно взыскать деньги с тех, кто должен уже ТМК.
Крупнейшие должники — департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края и Дальспецстрой.
Департамент транспорта до сих пор не расплатился с компанией за мост через бухту Золотой Рог. Еще в 2014 году краевой арбитражный суд вынес решение о взыскании с департамента 276 млн в пользу ТМК. По словам одного из юристов компании, эти деньги даже не закладывались в краевой бюджет — ни в 2015, ни в 2016 году.
Сумма только этого долга превышает задолженность перед рабочими более чем в два раза. Представители компании также утверждают, что департамент должен ТМК еще 64 млн за работы по строительству тоннеля под Нарвинским перевалом.
Еще 442 млн рублей компании должен Дальспецстрой — генподрядчик на строительстве космодрома «Восточный». Это если говорить только о тех работах, которые были полностью приняты. В ТМК говорят, что Дальспецстрой отказывается принять работы еще примерно на три миллиарда.
— Я смотрю федеральные каналы… Там все хорошо. Про Дальний Восток вообще молчат. Как будто его не существует. Только одна Украина, только одна Сирия, только Путин со своими отношениями где-то там… Сказали, что всех работников ТМК трудоустроили (полгода назад в ТМК сократили больше тысячи человек.— З. Б.). Не было такого! Да, на учет ставят на биржу труда, даже отдельный кабинет выделили под работников ТМК, — объясняет Антон Тюришев. — А люди уезжают. Уезжают на Сахалин, Камчатку, в Якутию уезжают. Потому что ближе работы не найти.
По данным прокуратуры Приморского края, долги по зарплате в регионе уже выросли до 400 млн рублей. На грани банкротства владивостокский завод «Радиоприбор», который в последние годы выполнял гособоронзаказ, он задолжал своим сотрудникам больше 140 миллионов рублей. В марте попадут под сокращение две с половиной тысячи работников горно-химической компании «Бор», градообразующего предприятия города Дальнегорска. В декабре должны были начаться сокращения в «Примавтодоре» (крупнейшем предприятии по обслуживанию дорог в крае), но их не смогли провести — не хватило денег на компенсационные выплаты увольняемым.
— Очень плохое настроение у людей, несдержанность, озлобленность, — говорит Тюришев. — У нас в Уссурийске (база ТМК находится именно в этом городе) еще картонный комбинат закрывают. Масложиркомбинат — очень крупный, краевой — он тоже к банкротству подходит. Столько компаний, разом… Когда мне раньше рассказывали, что люди с Дальнего Востока уезжают, я не верил. А теперь пальцев не хватит посчитать, сколько именно моих знакомых уехало. В Новосибирск, в Питер, в Калининград. И возвращаться не планируют.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»