Через месяц она закроет свои аэропорты для российских гражданских самолетов
Фото: РИА Новости
Авиасообщение между Россией и Украиной может полностью прекратиться. «Аэрофлот» и «Трансаэро» должны остановить полеты в соседнюю страну с 25 октября — такое заявление сделал премьер-министр Украины Арсений Яценюк в конце прошлой недели. Министр транспорта России Максим Соколов незамедлительно отреагировал — пообещал принять «зеркальные меры».
Крупнейший украинский перевозчик «Международные авиалинии Украины» оценивает свои потери от возможных авиасанкций в $35 млн в год, аэропорт «Киев» (Жуляны) прогнозирует сокращение доходов на 30%. Российские авиакомпании пока делают вид, что ничего не происходит: отказываются от комментариев и не вносят корректировки в зимнее расписание, ссылаясь на то, что никаких официальных документов от украинской стороны еще не получили.
Более 20 российских авиакомпаний попали в новый санкционный список, подготовленный Совбезом Украины и утвержденный президентом Петром Порошенко в середине сентября, в том числе вся «большая тройка»: «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Сибирь». По мнению Совбеза, российские перевозчики «создают реальные и/или потенциальные угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, способствуют террористической деятельности <…>, приводят к оккупации территории». В последних фразах — прозрачный намек на полеты российских компаний в Крым. В качестве ограничительной меры Совбез предлагал применить к компаниям «частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины».
Гендиректор крупнейшего киевского аэропорта «Борисполь» Евгений Дыхне тогда сказал, что санкции касаются только пролета через территорию Украины, но не ограничивают рейсы в украинские города. И ошибся.
«Нечего делать российским самолетам с российскими триколорами в украинских аэропортах!» — заявил в пятницу премьер-министр Украины Арсений Яценюк.
Речь идет не только о прекращении полетов, но и о запрете транзита, если на борту российского перевозчика находятся товары военного назначения, двойного назначения или «российская военная живая сила».
Госавиаслужба Украины утверждает, что уже начала информировать попавшие под санкции компании о том, что им не выданы разрешения на полеты в украинские города в зимнюю навигацию 2015/2016. Но ни одна из попавших в список компаний получение официального документа пока не подтвердила. «Все по расписанию, официальной информации от правительства мы пока не получали», — сообщили «Новой» на горячей линии авиакомпании «Сибирь». В колл-центре «Аэрофлота» сказали, что полеты на Украину продолжаются, и предложили выбрать один из шести рейсов, запланированных на 25 октября.
Маршрут «Москва—Киев» по-прежнему остается одним из самым популярных международных направлений в России, даже несмотря на боевые действия на востоке Украины.
«Международные авиалинии Украины» (МАУ), которые выполняют по 20 рейсов в неделю по маршруту «Киев—Москва» и 13 рейсов Киев—Санкт-Петербург, заявили, что в случае введения ответных санкций только из-за простоя воздушных судов будут терять по $850 тысяч в месяц, а убытки от запрета транзита через территорию России уже составляют $6,4 млн в год. Потери «Аэрофлота» и «Трансаэро» от запретов транзитных полетов над Украиной в прошлом году оценивались в 200 млн рублей.
Если МАУ оценивает убытки от запретов на полеты в города России суммарно в $35 млн в год, то «Аэрофлот» и «Трансаэро» могут потерять кратно больше. В зимнем расписании у двух крупнейших авиакомпаний России запланировано суммарно 60 рейсов в неделю из Москвы в Киев — то есть в три раза больше, чем у МАУ. У «Сибири» — 14 рейсов в неделю. Кроме того, в расписаниях есть десятки других рейсов: Санкт-Петербург—Киев, Калининград—Киев, Москва—Одесса, Москва—Харьков. Украинские перевозчики планировали летать в Москву из Запорожья, Днепропетровска, Ивано-Франковска.
Единственная крупная российская компания, не попавшая в санкционный список, — «ЮТэйр», которая планирует выполнять по 14 рейсов Москва—Киев в неделю. Но даже если Россия не введет, как уже пообещала, «зеркальных мер», МАУ с «ЮТэйром», очевидно, не смогут вдвоем обслужить всех пассажиров, привыкших перемещаться между двумя столицами по воздуху.
По оценке Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, только за первые шесть месяцев 2015 года российские компании перевезли по украинским маршрутам 590 тысяч человек.
Правда, у пассажиров еще есть железная дорога — с января по август этого года поездами на Украину и обратно воспользовались около полутора миллионов человек. Пока они есть.
Зинаида Бурская
Украина уже ошибалась с запретительными списками
На указ президента Петра Порошенко с названием «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 2 сентября 2015 года «О применении персональных специальных экономических и других ограничивающих мер (санкций)», точнее — на поименный список лиц, кому на год запрещен въезд на территорию страны, раньше остальных отреагировала британская телерадиокорпорация «Би-би-си». Трое ее журналистов попали в этот перечень, да еще с пометкой — «действия… представляют угрозу национальным интересам, суверенитету и целостности Украины, нарушают права и свободы граждан, приводят к оккупации территории…».
«Би-би-си» возмутилась. Назвала то, что произошло, «неуместным и необъяснимым» по отношению к своим сотрудникам, передающим из Украины вполне объективные и беспристрастные репортажи. Петр Порошенко срочно поручил СНБО изъять фамилии журналистов корпорации из санкционного реестра, а министр информационной политики Юрий Стець сказал, что, со своей стороны, предложит Совбезу «помиловать» еще нескольких представителей зарубежных СМИ, которые, на его взгляд, придерживаются стандартов. Кто включил журналистов в перечень пропагандистов и смешал грешное с праведным — осталось загадкой.
Ольга Мусафирова, Киев
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»