Сюжеты · Общество

Подышите стронцием-90

В Брянской области продолжают гореть торфяники в зоне «чернобыльского следа». Несмотря на заявления МЧС о полной ликвидации пожара

Зинаида Бурская , Корреспондент
В Брянской области продолжают гореть торфяники в зоне «чернобыльского следа». Несмотря на заявления МЧС о полной ликвидации пожара
Фоторепортаж Зинаиды Бурской / «Новая газета»
Гореть начало не сегодня и не вчера. Добровольцы из противопожарного проекта «Гринпис», которые занимаются мониторингом торфяных пожаров во всей центральной России, обнаружили тлеющие очаги в Новозыбковском районе Брянской области еще 2 мая. То есть два месяца назад.
— Как вели себя тогда сотрудники МЧС? Как обычно: «Это не горит, это не пожар, это не торф», — объясняет руководитель противопожарного проекта Григорий Куксин.
— Но в итоге пожар признали — и отчитались о его полной ликвидации в тот же день, хотя работы не доделали. Правда, вместе с лесниками на словах обещали, что обязательно все дотушат «завтра».
Брянская область — наиболее пострадавшая от аварии на Чернобыльской АЭС на территории современной России. Новозыбковский район, граничащий с Белоруссией, — один из самых «грязных» в области. Здесь под принудительное отселение попали десятки деревень. Сегодня радиационный фон в районном центре — городе Новозыбкове — в норме. Небезопасными для человека по-прежнему остаются низинные болота и леса.
Куксин говорит, что лесоторфяные пожары нетипичны для Брянской области — обычно здесь выпадало много осадков, и осушенные и брошенные после Чернобыльской катастрофы торфяники не загорались. Но последние два года выдались малоснежными и маловодными. Прошлой осенью дым от тлеющих брянских торфяников дошел до Москвы. А в этом году горит уже не только в Брянской области, но и на загрязненных территориях в Украине и Белоруссии. В отличие от России, там информацию о пожарах не скрывают.
На сайте департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС белорусского МЧС прямо сказано: борьба с природными пожарами — одна из основных проблем содержания зон отселения и отчуждения.
Фото: Зинаида Бурская / «Новая газета»
В мае добровольцы «Гринпис» взяли пробы торфа на месте обнаруженного природного пожара и отдали на исследования на кафедру радиохимии химического факультета МГУ. По итогам анализов по содержанию стронция-90 и цезия-137 грунт был приравнен специалистами лаборатории к радиоактивным отходам (см. протокол исследования).
В воскресенье Григорий Куксин вместе со специалистами с кафедры радиохимии решили проверить, в каком состоянии находится официально потушенный весной торфяник, — и вновь обнаружили пожар.
— Не вижу оснований считать, что его тогда потушили, а сейчас он загорелся вновь. Прогары старые и глубокие, горит ровно в том же месте, — пытался он объяснить свою позицию прибывшим на место после его звонков пожарным, лесникам и главе поселения Старый Вышков, рядом с которым находится заросший березняком тлеющий торфяник.
МЧСовцы и лесники вызову не сильно удивились. От ответов на вопросы о том, почему два месяца ничего не делали с пожаром, увиливали и пытались переложить ответственность друг на друга.
Пока Куксин ждал пожарных и лесников, специалисты кафедры радиохимии начали заборы проб дыма на пожаре.
— Радиофобия опаснее радиации, — шутит Наталья Кузьменкова, которая проводила исследование проб торфа, — но, учитывая содержание цезия и стронция в грунте, нужно понимать, какое количество опасных элементов содержится в дыме и на какое расстояние вместе с дымом переносится ветром.
В 1993 году в этом же районе проводились исследования дыма лесных пожаров, но торфяными никто пока предметно не занимался. Известно, что цезий накапливается в мышцах и выводится за 30 дней. Стронций — в костях и костном мозге, и не выводится из организма вообще.
Сотрудники кафедры радиохимии работали на месте пожара в защитных костюмах, респираторах и перчатках. Пожарные и лесники — вообще без средств защиты. Их начальникам известно о степени загрязненности местных лесов, но они не выдают своим сотрудникам даже респираторы, — говорят, что их просто нет, или отшучиваются:
«Мы же у себя дома! Вот вы у себя дома будете в маске ходить?»
Уже в воскресенье вечером главное управление МЧС по Брянской области сообщило о полной ликвидации пожара рядом с селом Старый Вышков, но в понедельник пожар все еще продолжался.
Результаты радиохимических исследований будут готовы к концу недели.
Брянская область