После очередной правки закона губернаторы-долгожители смогут править не вечно, но еще очень долго
Российская Госдума собирается «уточнить» положение закона о запрете губернаторам занимать свои посты более двух сроков подряд. Но не думайте, что депутаты беспокоятся о регулярной сменяемости региональной власти. Все наоборот: целью «уточнения» является максимальное оттягивание этой несменяемости.
Речь идет о внесении изменения в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ», в которой записано, что высшее должностное лицо региона избирается на срок до пяти лет и может занимать свою должность не более двух сроков подряд. При этом избирать губернатора могут как жители, так и региональные депутаты (если это предусмотрено уставом субъекта Федерации).
Но как отсчитывать эти два срока — если учесть, что большая часть губернаторов успела поруководить регионом еще в статусе президентского назначенца (с 1 января 2005 г. до 1 июня 2012 г.)? Идут ли «в зачет» эти годы? Прямого ответа на этот вопрос в федеральном законе нет.
Между тем он отнюдь не праздный: если сроки «руководства по назначению» засчитывать, то часть губернаторов-долгожителей сразу же теряет право на избрание.
Проект закона, о котором идет речь, разрешает эту коллизию, конечно же, в пользу действующих губернаторов.
Предлагается считать первым сроком, идущим «в зачет», лишь тот, на который губернатор был избран (неважно, гражданами или депутатами) после 1 июня 2012 г. — вступления в силу закона о выборности глав регионов. Все, что было раньше, не учитывается.
И, например, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, который успел дважды побыть избранным (в 2000 и 2004 гг.) и дважды назначенным (в 2007 и 2012 гг.), по этому закону сможет спокойно избираться еще дважды, доведя при удаче число своих сроков до шести, а время пребывания у власти — до 27 лет.
Аналогичная ситуация у другого «долгожителя», калужского губернатора Анатолия Артамонова, который тоже дважды (в 2000 и 2004 гг.) избирался на этот пост и дважды (в 2005 и 2010 гг.) назначался президентом. И он сможет избираться еще дважды и, если повезет, будет править регионом 25 лет.
А вот рекордсмену среди губернаторов — Евгению Савченко, который руководит Белгородской областью с 1993 г. и за это время успел дважды побыть назначенцем и четырежды избраться, «светит» только один новый срок, поскольку его последние выборы прошли в октябре 2012 г. и нынешний срок идет в «зачет». Тем не менее, если он сумеет избраться еще и в 2017 г., то будет править до 2022 г., то есть просидит на хозяйстве 29 лет.
Также «в зачет» пойдет нынешний срок губернатору Липецкой области Олегу Королеву, руководящему регионом с 1998 г. и избранному в последний раз в сентябре 2014 г. (теоретически он может переизбраться в 2019 г. и продлить свой стаж работы до 26 лет).
Курский губернатор Александр Михайлов, руководящий областью с 2000 г., тоже был избран в сентябре 2014-го и теоретически может править до 2024-го, то есть почти четверть века…
Напомним, что «правило двух сроков» (ретранслирующее конституционную норму, вводящую ограничения для президента) впервые появилось в российском законодательстве в октябре 1999 г., когда был принят упомянутый ФЗ «Об общих принципах организации представительной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации». И сразу же большая группа губернаторов, привыкших к своей принципиальной несменяемости, начала борьбу против «лимита». Надо сказать, успешную: в начале 2001 г. по предложению преданного «лужковца», депутата Георгия Бооса, Госдума приняла поправки к закону, согласно которым «в лимит» засчитывались лишь те сроки правления, на которые губернатор заступил на выборах, прошедших после октября 1999 г.
В итоге Юрий Лужков, бессменно управлявший Москвой с лета 1992 г., а формально избиравшийся в первый раз мэром в июне 1996 г., начинал свой первый срок правления лишь с декабря 1999 г. и мог спокойно править до декабря 2007 г. Ну а потом — в 2004 г., после Беслана — выборы губернаторов были отменены и «правило двух сроков» вместе с ними.
После возвращения выборов вернули и это правило — но, как мы теперь видим, хотят его «уточнить» так, чтобы сменяемость власти в регионах максимально оттянуть.
Между тем именно обеспечение принудительной сменяемости власти и вызвало к жизни «правило двух сроков» — и не только в России. И с точки зрения решения этой задачи абсолютно все равно, каким путем губернатор получил власть — был он назначен или избран.
Главное — чтобы он не засиживался на своем месте больше двух положенных сроков и после них был вынужден уступить место другому, не оправдываясь тем, что он «еще не подготовил сменщика», или тем, что надо «завершить начатое».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»