Марин Ле Пен самый влиятельный российский лоббист 2014 года. Кто ее окружает? И за что эти люди так любят Россию?
«Блондинка, 46 лет, верная, политически аккуратная, христианского вероисповедания, из хорошей семьи, возьму кредит на ваших условиях», — могла написать Марин Ле Пен, прежде чем получить деньги из Первого чешско-российского банка. 9 миллионов дали в сентябре, еще 31 миллион «на подходе», сообщил французский сайт Mediapart. Чуть раньше, в апреле, 2 «русских» миллиона получил папа, почетный председатель «Национального фронта» Жан-Мари Ле Пен. Сообщения о «русских кредитах» вызвали скандал. Но что такого случилось? Почему семья Ле Пен не может получить деньги из России? «Мы давно держимся этой (пророссийской) линии, — говорит Марин. — Мы защищаем общие (с Путиным) ценности: христианское наследие и европейскую цивилизацию».
Общие ценности
Нынешняя европейская цивилизация (так называемая цивилизованная ее часть) почему-то все время отторгает семью Ле Пен. Кто-то называет деятелей «Нацфронта» фашистами, кто-то — просто крайне правыми.
Самой Марин это может казаться большой несправедливостью: ведь уже много лет она старательно отмывает лицо родной партии. Она называет этот процесс «дедемонизацией» (dédiabolisation).
Бронебойная дочь гораздо тоньше папы, который позволял себе циничные высказывания о Холокосте, называл Хиросиму «деталью воздушной истории войны» и надеялся, что проблемы с миграцией урегулирует «монсеньор Эбола».
Дочь, мечтающая сделать «Национальный фронт» полноценной третьей партией Франции, избегает провокационных заявлений, подавая ультраправые «идеи» под «республиканским» соусом… Она прекрасный полемист и демагог, по ней уже много лет плачет ТВ-камера. «Марин создали медиа. Она как скаковая лошадь: любители и профессионалы считают, что она имеет (необходимые) качества, и сами же ее продвигают», — говорил папа еще в начале 2000-х и просил дочь «ходить на все передачи».
Марин ходит, умело затыкает оппонентов, густым басом гипнотизирует зрителя, показательно увольняет соратников, которых кто-нибудь застукает за «зигованием» — в общем, проводит популярную «дедемонизацию».
А потом папа возьмет и за минуту перечеркнет долгую работу.
До поры до времени Марин всякий раз оправдывала Жана-Мари, но этим летом не сдержалась. Потому что папа сказал вот что (о певце Патрике Брюэле, еврее, который выступил против «Нацфронта»): «В следующий раз разожжем печь». Услышав это, вспыхнула Марин. Назвала папино высказывание «политической ошибкой».
В ответ папа написал «президенту «Национального фронта» открытое письмо. «Но Вы сами, не были ли Вы скомпрометированы своим высказыванием об «оккупации» улиц правоверными мусульманами1Марин сравнила мусульманскую «оккупацию» с немецкой. или присутствием в Вене на балу, который наши враги считают «нацистским»?» — спросил папа у дочери.
После бала
«Нацистский» бал корпорации австрийских студентов (Wiener Korporationsring Ball) состоялся во дворце Хофбург 27 января 2012 года. По случайному совпадению, это еще и день памяти жертв Холокоста2Еще одно совпадение: с балкона этого дворца Гитлер произнес речь по поводу аншлюса Австрии. Один из главных организаторов бала — тайная ультраправая «корпорация «Олимпия», прославившаяся тем, что выдвигала в 1987 году Рудольфа Гесса на Нобелевскую премию мира.. Визит Марин вызвал много шума, карикатуристы рисовали ее танцующей с Гитлером. Но она как-то освободилась из липких объятий: сослалась на происки Саркози, который хочет ее дискредитировать накануне выборов, назвала нацизм «вершиной варварства»…
31 мая 2014-го там же, в Вене, во дворце Лихтенштейнов прошел закрытый конгресс, приуроченный к 200-летию Священного союза. Конгресс, по сведениям швейцарской газеты Tages-Anzeiger, организовал российский «православный миллиардер» Константин Малофеев. В зале присутствовали Марион Марешаль Ле Пен3Внучка Жан-Мари и племянница Марин. 24 года. Имеет репутацию чуть более консервативного политика, чем тетя, и чуть более либерального, чем дедушка.; Эмерик Шопрад, евродепутат, международный советник Марин Ле Пен; «евразиец» Александр Дугин, народный художник Илья Глазунов, лидер ультраправой австрийской Партии свободы Хайнц-Кристиан Штрахе, лидер болгарской ультраправой партии «Атака» Волен Сидеров… Присутствующие, сообщает газета, нахваливали Владимира Путина и называли его «спасителем» и «перевоплощением Александра I». Они говорили о «фундаментальных ценностях христианской цивилизации» и о том, как «спасти Европу» от либерального и гомосексуального лобби. Мероприятие так понравилось собравшимся, что они договорились встретиться как минимум еще раз — в январе, в Москве.
«Да здравствует вечная Франция! Да здравствует Святая Русь!»
Присутствовавший на венском конгрессе Эмерик Шопрад является одним из главных «связных» партии «Национальный фронт» с Россией. Участвовал в Валдайском форуме-2013, в сентябре 2014-го приехал на международный форум «Многодетная семья и будущее человечества» (Наталья Якунина, Владимир Якунин, Елена Мизулина, Константин Малофеев…). 25 ноября выступал на круглом столе в Госдуме «от имени Марин Ле Пен». Среди прочего (критика оси зла США—НАТО—Евросоюз—Збигнев Бжезинский…) высокий гость еще раз напомнил, что после «государственного переворота», произошедшего на Майдане, у России «не было выбора» — пришлось защищать русских от «нелегального украинского правительства». Но вершиной ораторского искусства следует признать вот эту фразу: «Как француз, выступающий за свободу своей страны, ради которой в течение 1500 лет миллионы французов пали в боях, как сторонник великой капетингской политики Франции и как 80% французов, я приехал, чтобы сказать, что я хочу, чтобы Франция держала свое слово, я хочу, чтобы она выдала вертолетоносцы класса «Мистраль», потому что речь идет о нашем интересе развивать сильную кооперацию с вашей страной, потому что речь идет о доверии к нашей оборонной индустрии, где большинство акторов отказываются подчиняться американскому диктату, которому подвергнут президент Олланд».
Евродепутат Шопрад не зря упомянул «оборонных акторов»: он хорошо известен в армейских кругах как преподаватель высшей военной школы, уволенный министром обороны за высказывания об 11 сентября. В своей брошюре «Хроника шока цивилизаций» (2008) Шопрад предположил, что теракт был американо-израильским заговором. Во время выступления в Госдуме он раскрыл еще один «заговор»: Соединенные Штаты «работают», «чтобы ослабить Россию на мировой энергетической сцене». Сам Шопрад сошел со «сцены» Госдумы со словами: «Да здравствует вечная Франция! Да здравствует Святая Русь!»
Для «Святой Руси» Шопрад хорошо поработал весной, когда приехал на крымский референдум.
Там же в Крыму, только в августе, старший товарищ Шопрада, Филипп де Вилье, создатель «исторических парков» Puydu Fou, встречался с Владимиром Путиным.
Де Вилье — лидер ультраконсервативной партии «Движение за Францию», вандейский монархист (в молодости) — стал первым иностранным гостем, которого Путин принял в резиденции российских императоров, в Ливадийском дворце. Встреча прошла в атмосфере искреннего восхищения (Путиным). «Хочу сказать, что президент Владимир Путин в сердцах и в душах многих европейцев гораздо более уважаемая фигура, человек, которому они хотят гораздо больше подражать, чем большинству европейских лидеров и руководителей», — сказал де Вилье.
Беседа состоялась 14 августа, в горячую пору украинской войны, когда оценки «видного французского политика и бизнесмена» приобретали повышенную стоимость. Оценки совпали с подписанием протокола о взаимопонимании относительно строительства — в Крыму и в Подмосковье — двух «исторических парков» («Царьградов»), которые компания де Вилье возведет при участии «православного миллиардера» Малофеева.
После встречи с Путиным де Вилье стал ходячим франкоязычным каналом Russia Today. «Свободный и независимый мир — на Востоке, порабощенный — под американским доминионом — отныне на Западе», — говорил он. И дальше — про «российский» Крым, «российский» Донбасс, «фашистский» Киев.
Стандартный набор «Национального фронта»-2014, представленный, в том числе, и на сайте Realpolitik.tv, создателем которого считается господин Шопрад.
Редактор сайта — бывший парашютист и настоящий друг Шопрада господин Ксавье Моро, обитающий в Москве последние лет 15 и владеющий здесь охранной конторой «Сокол». С началом войны в Украине господин Моро сделался плодовитым «военным аналитиком», «известным французским политологом», выступающим из каждого официального утюга. Вот заголовки некоторых его трудов на сайте Шопрада: «Банановая республика Украина» (сериал), «Феодальная республика Украина», «Евросоюзу грозят раскол и сепаратизм», «Украина постепенно исчезает», «ЕС прагматично покинет Украину»…
За заслуги перед Отечеством
Шопрад наблюдал за крымским референдумом, а Жан-Люк Шаффхаузер — еще один депутат Европарламента и соратник Марин Ле Пен — ездил на выборы в ДНР и ЛНР.
Выборы состоялись в ноябре, кредит 9 (40?) миллионов от Первого чешско-российского банка, в получении которого помогал Шаффхаузер, одобрен в сентябре. За посреднические услуги депутат получил от 140 000 (версия, которую он сам подтвердил «Медиапарту») до 450 000 евро (версия газеты Canardenchaîné).
Теперь глава Европарламента Мартин Шульц представил досье Шаффхаузера на суд внутреннего парламентского комитета. Впрочем, вряд ли наказание будет серьезнее, чем выгода (духовного свойства), которую истовый католик и деловой депутат Шаффхаузер уже 20 с лишним лет извлекает от сотрудничества с Россией. Как сообщает официальный сайт депутата, сотрудничество началось в 1991 году, когда он приехал в нашу страну, чтобы «начать диалог между Ватиканом и Православной церковью».
Приезд на донбасские выборы-2014 депутат называл своей частной инициативой. Правда, эта версия, скорее всего, предназначалась для западного зрителя (например, для коллег по Европарламенту). В России приезд Шаффхаузера комментировали иначе: «Несмотря на заявления Киева о незаконности выборов в Донбассе, в Европарламенте, как выясняется, вовсе так не считают…» — так начинался сюжет программы «Вести».
Зато «наши люди» в Европарламенте считают хорошо: деловой депутат Шопрад, наблюдавший за крымским референдумом, вероятно, стал посредником в деле выдачи кредита микропартии Жан-Мари Ле Пена.
Международный «интернационал консерваторов»
Все эти сообщения о «российских деньгах», которые поступают на различные счета «Национального фронта», вызвали скандал и обернулись репутационными потерями. Причем как для семьи Ле Пен, так и для российской власти (если говорить о французском «общественном мнении»). «Национальный фронт» в этой комбинации — подкупленная иностранным капиталом партия; российская власть — спонсор крайне правой силы.
Скандал с «Нацфронтом» укладывается в цепочку сообщений, поступающих в течение всего года: о помощи, которую Кремль оказывает радикальным националистическим партиям и движениям в Италии, Германии, Австрии, Болгарии… Вспоминают Наталью Нарочницкую (с 2008 года возглавляет в Париже «Институт демократии и сотрудничества»), которая называет Путина лидером европейского консерватизма. Наверняка Наталья Алексеевна понимает под консерватизмом что-то доброе и вечное, а вовсе не расизм, клерикализм и гомофобию. Только вот интерпретируют ее слова — и действия российских властей — иначе.
Например, приехали депутат Исаев и сенатор Климов на съезд «Национального фронта» в Лион (29 ноября), на котором присутствовали делегаты еще 7 радикальных партий, и почти все французские СМИ увидели в этом очередное подтверждение тенденции: Кремль продолжает формирование «ультраправого интернационала». Иначе и подумать нельзя: Климов — зампред Комитета Совета Федерации по международным делам, Исаев — вице-спикер Госдумы. Никогда прежде столь высокопоставленные российские чиновники не принимали участия в подобных мероприятиях.
Конечно, можно вспомнить о том, что: а) семья Ле Пен имеет связи с Россией с 1968 года (о чем недавно признался журналу Nouvel Observateurхудожник Илья Глазунов, ставший первым русским «связным» создателя «Национального фронта»); б) у семьи всегда были соответствующие влиятельные друзья в России — от Жириновского до Рогозина; в) «Национальный фронт» мог и раньше получать помощь из Москвы.
Но никогда раньше: а) эти связи не были столь крепкими; б) эти «влиятельные друзья» семьи Ле Пен не диктовали в России политическую повестку; в) российская помощь «Национальному фронту» не была столь щедрой.
В 2014 году «Нацфронт» вел массированную информационную поддержку любых действий российских властей. А «Нацфронт» никогда и ничего не делает просто так.
Бедная партия, богатая семья
В 1976 году Жан-Мари Ле Пен стал миллионером, унаследовав обширное состояние своего поклонника и друга Юбера Ламбера. Как минимум с тех пор семья вела жизнь образцово-показательных буржуа — особняк, прислуга…
И все-таки на выборах Марин Ле Пен, профессионально сочувствующая «простому народу», предпочитает выдвигаться не в 7-м округе Парижа, а в депрессивном шахтерском городке в Нор-Па-де-Кале. Внутри партии тоже хватает противоречий. «В «Национальном фронте» люди (партработники.— Ю. С.) жили плохо», в то время как почти вся семья Ле Пен была на хлебных должностях, «и это являлось причиной напряженности в партии», — рассказывает Лорран де Сен-Аффрик, бывший советник (1984—1994) Жан-Мари Ле Пена4«Marine Le Pen. L'heritiere», Caroline Fourest et Fiammetta Venner / France 2, 15.12.2011.. В 1997 году Марин не избрали в центральный комитет «Национального фронта», и папа сделал это сам — по «божественному праву» создателя партии. С тех пор из партии убрали всех сколько-нибудь недовольных, и теперь она является образцовым семейным предприятием. Недавнее избрание 24-летней Марион Марешаль Ле Пен главой ЦК «Нацфронта» и почти 100-процентный результат президента Марин Ле Пен (господам Исаеву и Климову как раз посчастливилось видеть волнительный триумф) еще раз это доказывают.
Благодаря «дедемонизации», Марин вывела семейное предприятие на новый уровень рентабельности. Ведь крайний национализм продается в крайне ограниченных объемах. А солидная третья партия Франции может выходить на широкий международный рынок. И получать кредиты на выгодных условиях.
«Кредиты» — честнее идеологии. И надежнее пустых мечтаний. Потому что, при всех разговорах о президентстве Марин Ле Пен, его никогда не будет. Даже сегодня Франция слишком далека от того, чтобы сойти с ума.
Так что «Нацфронт» в ближайшие годы просто продолжит борьбу за расширение рынка. А в этом году — бинго! — руководство России готово платить большие деньги за свою «дедемонизацию».
«Не надо демонизировать Россию», — сказала Марин Ле Пен после очередной встречи в Москве со своим политическим партнером Сергеем Нарышкиным.
Настоящие ультраправые
И под занавес — несколько цитат, проливающих свет на то, союзником чьих союзников сделалась нынешняя российская власть, которая борется в Украине с «фашизмом».
Вице-спикер Госдумы Исаевна съезде «Национального фронта» (29.11.2014): «На Украине к власти пришли «радикальные силы, идеологические наследники Украинской повстанческой армии, союзницы Гитлера».
Марин Ле Пен— министру экономики Франции Пьеру Московиси (телевизионная «дуэль» в феврале 2014 года): «На Украине французское правительство поддерживает оппозиционеров… Среди этих оппозиционеров есть движение, которое называется «Свобода»… И вот — это ультраправые! Настоящие!»
Депутат Шаффхаузер(выступление в Европарламенте, июль 2014-го): «Называемые фашистами «Свобода» и «Правый сектор» были поддержаны Западом и Соединенными Штатами».
«Мы счастливы вас принять, дорогие друзья. Мы имеем, очевидно, много точек соприкосновения, много общих идей, и мы думаем, что наше более обстоятельное сотрудничество поможет французам лучше знать Украину, а украинцам лучше знать Францию…» — говорит Жан-Мари Ле Пен 25 ноября 2009 года, подписывая соглашение о сотрудничестве с лидером радикально-националистической партии «Свобода» Олегом Тягнибоком. Стороны троекратно целуются. «…Мы сошлись на том, что наша общая цель — это построение Европы свободных наций…» — говорит Тягнибок после поцелуя. Ле Пен благодарно прижимает руки к груди.
«Мы глубоко озабочены позицией вашей партии по отношению к ситуации в Украине… К несчастью, представленные аргументы аналогичны тем, что мы слышим со стороны руководителей Российской Федерации, и мы должны подчеркнуть, что они целиком фальшивы…» — пишет в марте 2014-го вице-президент «Свободы» Олег Панькевич «не помнящим родства» руководителям «Национального фронта».
«Дорогой Андрей,
Я бы хотела сердечно поблагодарить Вас за то, что Вы посетили XV съезд «Национального фронта». Вы оказали нам большую честь своим участием в качестве политического союзника, а также в качестве друга в нашей борьбе за Европу Наций и Свобод…» — это обращение Марин Ле Пенв адрес зампреда Госдумы05.12.2014 публикует на своем сайте «Единая Россия». Заголовок: «Марин Ле Пен: У сотрудничества «Единой России» и «Национального фронта» великое будущее».
Cправка «Новой»
22 ноября в статье «Национальный фронт» получает русские миллионы» сайт Mediapart сообщил о том, что партия Марин Ле Пен получила первый транш кредита на общую сумму 9 млн евро от Первого чешско-российского банка (ПЧРБ). Посредниками при получении кредита якобы выступили депутат Европарламента Шаффхаузер и депутат Госдумы, спецпредставитель президента России по взаимодействию с организациями соотечественников за рубежом Александр Бабаков.
100 процентов акций ПЧРБ теперь принадлежат Роману Якубовичу Попову, который работал начальником финансового управления ОАО «Стройтрансгаз».
26 ноября Mediapart сообщил, что 9 млн для «Нацфронта» — лишь часть общего кредита в 40 млн евро. 29 ноября — о том, что в апреле 2014 года микропартия Жан-Мари Ле Пена Cotelec получила кредит 2 миллиона от компании Vernonsia Holdings Ltd, зарегистрированной на Кипре на имя Юрия Кудимова.11 декабря Жан-Мари Ле Пен заявил о еще одном кредите — 20 млн евро.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»