Сюжеты · Политика

Болгарию припугнули Россией

Кто знает, какой исход имели бы досрочные парламентские выборы, так нужные впавшей в кризис республике, не выступи ее президент с разоблачительной речью о Путине

Александр Чурсин , собкор на Балканах
Кто знает, какой исход имели бы досрочные парламентские выборы, так нужные впавшей в кризис республике, не выступи ее президент с разоблачительной речью о Путине
В советские времена Болгарию часто называли 16-й республикой СССР. Четверть века спустя после крушения социалистического режима перелом в общественном сознании болгар еще не достиг того уровня, когда можно было бы однозначно сказать: страна прочно встала на путь экономических, политических и социальных преобразований, чтобы не номинально, а полноправно входить в Евросоюз. Об этом свидетельствуют нестабильность в экономике, качели в настроениях избирателей и неспособность политических партий консолидировать вокруг своих программных целей значимые общественные силы.
Политический кризис, начавшийся зимой 2013 года с отставки коалиционного правительства во главе с партией «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ), принял затяжной характер, когда летом 2014 года правительство, сформированное Болгарской социалистической партий (БСП), не смогло справиться с банковским кризисом, и достаточно аргументировано опровергнуть обвинения в коррупции. В итоге управление страной перешло к третьему за последние два года кабинету министров, так называемому служебному правительству.
Попыткой преодолеть патовую ситуацию должны были стать досрочные парламентские выборы 5 октября. На этот раз на 240 депутатских мест в Народном собрании, которое избирается на 4 года, претендовали 18 партий, 7 коалиций и пять независимых кандидатов.
Затяжной политический кризис в значительной степени повлиял на ход нынешней избирательной кампании, в которой наглядно проявились и общий пессимизм избирателей — 54% не верят в перемены к лучшему, и их усталость от политиков и коррупционных скандалов, и откровенно популистские обещания некоторых партий типа: национализировать поставщиков энергии, создать два миллиона новых рабочих мест, обеспечить всех квалифицированным и доступным медицинским обслуживанием.
Наряду с внутренними проблемами ведущее место в избирательных программах и дискуссиях занимали вопросы дальнейшей европейской интеграции Болгарии и отношения с Россией. Стремление соответствовать законодательным, экономическим и социальным стандартам Евросоюза означают для страны дальнейшее движение по пути реформ, которые и сегодня реализуются нелегко, а в будущем сопряжены с новыми трудностями. Тем не менее, большинство политических сил понимают, что другого выбора у Болгарии не будет. Сложнее с Россией: во-первых, на 87-90% болгарская энергетика зависит от поставок российского газа, а, во-вторых, прошлые достижения русской науки и культура, давние исторические связи по-прежнему обладают для многих болгар притягательной силой.
Эта тема стояла в предвыборной кампании настолько остро, что в канун дня голосования слово взял президент республики Росен Плевнелиев, [выбрав в качестве трибуны](http://www.faz.net/aktuell/politik/ausland/bulgariens-staatspraesident-plewneliew-russland-ist-ein-nationalistischer-aggressiver-staat-13188295.html) авторитетную газету Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ), чтобы довести свою точку зрения и позицию болгарских реформаторов как до Брюсселя, так и до Москвы.
В интервью немецкому изданию Плевнелиев, не сглаживая острых углов, откровенно сказал:
«Мы все хотим видеть страну, давшую миру Чайковского, Толстого и Достоевского, в качестве партнера. Однако факты свидетельствуют, что сегодня мы вынуждены иметь дело с другой Россией — националистическим агрессивным государством под руководством президента, который видит в лице Европы не партнера, а противника».
Владимир Путин, по мнению болгарского президента, воспринимает падение Берлинской стены и крушение Советского Союза как катастрофу, и, исходя из этого, формирует такую интерпретацию истории, которая принципиально противопоставляется Европе и европейским ценностям. В мире президента Путина все должно идти как в 19 веке, когда существовали великие державы и подчиненные им периферийные государства.
«Россия должна научиться иметь партнеров, — считает Плевнелиев, — а не только вассалов и подданных».
Подробно остановился болгарский президент и на газовой проблеме, заявив, что Болгария в вопросе строительства «Южного потока» будет строго придерживаться соблюдения Энергетической хартии Евросоюза и «Россия, наконец, должна понять, что в Европе есть сильное правительство и достаточная воля, чтобы соблюдать правовые процедуры». К тому же после обнародования переходным служебным правительством секретных соглашений предыдущего кабинета министров с «Газпромом» стали известны факты, когда российский концерн выдавал прямые рекомендации министерству экономики Болгарии о том, как обойти европейские ограничения, и какие следует для этого подготовить и принять законопроекты. В дальнейшем, отметил Плевнелиев, сотрудничество по строительству «Южного потока» будет возможным только после одобрения со стороны Евросоюза и подписания соглашения о гарантированных доходах болгарской экономики за транзит российского газа.
**Читайте также:**
[«Южный поток» болгарской политики. Российский газ как решающий фактор избирательной кампании в Болгарии](http://www.novayagazeta.ru/politics/65498.html)
Так вот негативное отношение к политической линии Кремля, а также действия «Газпрома», фактически ведущего собственную внешнеполитическую деятельность, олицетворяются со всей Россией, становятся главным аргументом в ходе политической борьбы и избирательных кампаний, и наша страна, по сути, уже превратилась в пугало, которым теперь стращают западных обывателей и бывших друзей по соцлагерю. Потом мы будем удивляться, почему русских не любят на пространстве от Балтики до Черного моря, от берегов Днепра до берегов Темзы.
Вечером в воскресенье стало ясно: несмотря на все пессимистические ожидания, выборы в Болгарии состоялись — в голосовании участвовало около половины всех избирателей. В Народное собрание по предварительным оценкам прошли восемь партий. Ведущей политической силой, набрав более 33 процентов голосов, стала партия ГЕРБ. Социалисты, понеся по сравнению с предыдущими выборами существенные потери — более 10% голосов, остались на втором месте. Традиционный коалиционный партнер обеих партий «Движение за права и свободы», представляющее интересы этнических турок, чуть нарастил свои позиции — более 15%. Известная своими пророссийскими симпатиями партия «Атака», не досчитав около 3% голосов, все-таки преодолела 4-х процентный барьер и прошла в парламент.
Расклад основных сил, конечно, претерпел изменения, но не столько радикальные, чтобы уверенно утверждать: болгарские избиратели выдали окончательный мандат на реформы в европейском духе. Новым является то, что к прежним игрокам добавились еще четыре партии: Реформаторский блок — почти 9%, Патриотический фронт — примерно 7,5%, «Болгария без цензуры» — около 6% и АБВ (Альтернатива Болгарское Возрождение) — 4,2%. Упростит это или усложнит задачу реформаторам по созданию парламентской коалиции, достаточной для формирования правительства, покажет ближайшее время.