В Санкт-Петербурге на выборы 14 сентября зарегистрированы только пятеро кандидатов, включая врио губернатора Георгия Полтавченко. При этом четверо его соперников технические кандидаты, «собравшие» подписи депутатов для прохождения «муниципального фильтра» исключительно по воле Смольного. Впрочем, именно для того, чтобы допускать к выборам только тех, кому позволит власть, в свое время и создавался «муниципальный фильтр».
В Санкт-Петербурге на выборы 14 сентября зарегистрированы только пятеро кандидатов, включая врио губернатора Георгия Полтавченко. При этом четверо его соперников — технические кандидаты, «собравшие» подписи депутатов для прохождения «муниципального фильтра» исключительно по воле Смольного. Впрочем, именно для того, чтобы допускать к выборам только тех, кому позволит власть, — в свое время и создавался «муниципальный фильтр».
Одно время в Петербурге говорили о возможности «московского варианта» — при котором, как на прошлогодних выборах мэра Москвы, могли дать зарегистрироваться реальным претендентам. Но опыт Сергея Собянина (который допустил к выборам Алексея Навального, Сергея Митрохина и Ивана Мельникова и чуть не поплатился за это вторым туром) был, без сомнения, внимательно изучен в Смольном и признан рискованным. Поэтому принцип «Уйти, чтобы остаться», когда губернатор подает в отставку, чтобы тут же испросить у президента позволения баллотироваться на собственное место, — как можно предположить, был дополнен принципом «Чужие здесь не проходят». То есть не проходят даже процедуру регистрации в кандидаты.
Относительно первого принципа стоит заметить, что, если губернатор подает в отставку, это значит, что он не может или не хочет занимать эту должность. Не справляется с работой, не может делать то, что он считает нужным, слаб здоровьем, устал, утратил интерес и так далее. Во всех вариантах он не должен претендовать на свое бывшее место. При этом российское законодательство вводит именно такой запрет для «отставников», ограничивая их пассивное избирательное право! Президент, ушедший в отставку, не имеет права баллотироваться на назначенных в связи с этим досрочных выборах. Мэр, ушедший в отставку, — тоже. А губернатор — может, если разрешил президент. Что не только лукаво, но и, как представляется, незаконно: избирательные права граждан не могут зависеть от занимаемой должности…
Что касается второго принципа, то главную сложность в преодолении «муниципального фильтра» в Петербурге составляла не столько необходимость набрать 10% подписей от муниципальных депутатов (156), сколько необходимость «охватить» три четверти муниципалитетов (84 из 111). И было ясно, что единороссы (имеющие подавляющее большинство муниципальных депутатов) применят тактику «блокирующего пакета»: заставят всех депутатов из 28—29 муниципалитетов подписаться за Полтавченко и выбранных им спарринг-партнеров. После чего никто больше выдвинуться не сможет даже теоретически.
В итоге, не желая договариваться о милости со стороны единороссов, лидер «яблочной» фракции в Законодательном собрании Григорий Явлинский отказался баллотироваться вообще, а депутат Госдумы от эсеров Оксана Дмитриева сделала попытку собрать подписи без договоренностей. Но неудачную: даже переданные ей подписи муниципалов от «Яблока» и части независимых депутатов не позволили и близко подойти к «проходному барьеру».
Стоит отметить, что представители единороссов с самого начала уверенно говорили, что «Дмитриеву на выборы мы не пустим». Их опасения были понятны: у Дмитриевой были шансы если не обыграть Полтавченко (который никогда в жизни публичным политиком не был и в прямой дискуссии потерпел бы сокрушительное поражение), то уж точно довести дело до второго тура.
Тот факт, что выборы без участия Дмитриевой превращались в фарс, как и то, что происходящее — признак откровенной трусости в Смольном, был уверенно проигнорирован. Как и обвинения в сомнительной легитимности того, что 14 сентября будет именоваться «выборами губернатора».
По всей видимости, сверху поступила команда обходиться без соблюдения приличий: главное — результат, а как он достигнут — не важно. Видимо, если президент поддержал — это и есть легитимность…
Примечательно, кто был допущен на губернаторские выборы в качестве спарринг-партнеров Полтавченко.
Это бывший таможенный чиновник, а ныне пенсионер, Тахир Бикбаев (доселе никому в городе, включая специалистов, не известный в качестве политика).
Это лидер городского отделения очередного «путинского спецназа» — партии «Родина» — Андрей Петров, ставший представителем «Луганской республики» в Петербурге и немедленно занявшийся сбором для нее радиостанций, бронежилетов, биноклей и прочего снаряжения, «необходимого для ведения боевых действий».
И это два депутата городского парламента — Ирина Иванова от КПРФ и Константин Сухенко от ЛДПР. Оба они — милейшие люди, но никакой опасности для Полтавченко не представляют, да и назвать их оппозиционерами было бы слишком смелым утверждением. Иванова, впервые избравшаяся депутатом в 2011 году, в качестве городского политика известна пока лишь очень узкому кругу лиц, а Сухенко, хоть и отбывает уже четвертый депутатский срок, вместе со всей своей фракцией образует нерушимый блок с единороссами и голосует в Законодательном собрании практически неотличимо от них…
Точно так же приличия оказались полностью отброшены на муниципальных выборах, которые в Петербурге пройдут в один день с губернаторскими.
Сперва оппозиционеров не допускали в избиркомы, попросту не давая им сдать документы, — комиссии превращались в засекреченные и неприступные крепости, или запертые на амбарные замки, или охраняемые откровенными «братками».
Затем оппозиционерам, которые все-таки прорвались в комиссии и смогли сдать документы, начали отказывать в регистрации по абсурдным обстоятельствам. От неуказания в финансовом отчете адреса отделения Сбербанка, где открыт избирательный счет (притом что это отделение определяет сама избирательная комиссия, посылая туда кандидата открывать счет), и до отсутствия в подписном листе названия района, где живет кандидат в депутаты. Зато единороссы, ясен пень, никаких проблем с регистрацией не имеют.
Опять же, и это прогнозировалось: именно для этих целей и писались безумно длинные и запутанные избирательные законы, где выдвижение кандидатов обставлено необходимостью выполнения множества явно избыточных бюрократических процедур и заполнения множества документов. С очевидным расчетом на то, что оппозиционеры где-нибудь да ошибутся, не заметят в законе какой-нибудь хитро расставленной ловушки, не выполнят какой-нибудь формальности.
Например, в одной статье закона предписано сдать в избирком финансовый отчет, а в другой, отстоящей от нее на десятки страниц, — дополнительно указано, что отчет надо представить не только на бумаге, но и в «машиночитаемом виде», то есть на диске или флешке. Не представил? Не будешь зарегистрирован…
Понятно, что таким путем готовятся к следующим выборам губернатора: чтобы и через пять лет никто из «чужих» не смог преодолеть «муниципальный фильтр». Хотя никто не знает точно, что будет через пять лет: еще ни разу выборы дважды подряд не проходили по одним и тем же правилам.
Ну а о чем вспоминается с ностальгией — так это о выборах 1990 года, когда для выдвижения кандидатом в депутаты любого уровня достаточно было принести в избирательную комиссию кроме паспорта и справки с работы протокол собрания отдела или лаборатории о своем выдвижении. Этим формальности и ограничивались.
Правда, результат тех выборов в Ленинграде для КПСС оказался разгромным. О чем их преемники из «Единой России» (в большинстве своем состоявшие в той партии) хорошо помнят. И никаких вольностей сегодня стараются не допустить.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»