Эксперты должны быть вне политики и получить максимальный доступ к уликам, только так можно избежать будущих катастроф
Катастрофа Boeing-777 «Малайзийских авиалиний» в небе над Украиной стала крупнейшей по количеству жертв за последние 10 лет. Она же стремительнее, чем какая-либо другая, обрастает «подробностями», слухами и версиями. Почему — понятно. Слишком больно и страшно — а потому крайне привлекательно для использования в пропагандистских целях любой стороной, имеющей свой интерес в вооруженном конфликте на юго-востоке Украины.
Главная цель авиационных специалистов в расследовании любой авиакатастрофы — не в том, чтобы найти и наказать виновных (этим традиционно занимаются органы следствия), а в том, чтобы выяснить, как именно произошла трагедия, и понять, как сделать так, чтобы подобное больше никогда не повторялось.
Для того эксперты должны быть вне политики — это раз. И им должен быть обеспечен максимальный доступ ко всем уликам.
Однако на момент подписания номера информации о том, что ополченцы допустили на место трагедии авиационных специалистов, так и не появилось.
17 июля пассажирский Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines должен был выполнить рейс MH17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия). В 14.14 по московскому времени самолет вылетел из аэропорта Schiphol с 283 пассажирами и 15 членами экипажа на борту. В 18.15—18.20 связь с лайнером была потеряна. Через некоторое время появилась информация о том, что в районе деревни Грабово Донецкой области обнаружены обломки самолета — очень быстро стало понятно: под Донецком упал малайзийский «Боинг».
Радиус разброса обломков — около 15 километров. Основная локализация — в 50 километрах от российско-украинской границы. Шансов выжить ни у одного из 298 человек, находившихся на борту в момент крушения, не было.
По информации, которая появилась через несколько часов, малайзийский самолет связывался с российскими авиадиспетчерами в Ростове-на-Дону, однако госкорпорация по ОРВД (государственная корпорация по организации воздушного движения) сразу же опровергла это, заявив, что в момент катастрофы борт находился в зоне ответственности украинских диспетчеров из Днепропетровского района полетной информации.
Действующие пилоты также подтвердили «Новой», что факт связи экипажа «Боинга» с российскими диспетчерами маловероятен: «Зона перехода на управление Ростовским центром находится практически на границе».
Представители авиакомпании Malaysia Airlines уже распространили информацию о том, что самолет перед рейсом был полностью технически исправен.
Воздушный коридор
Небо над непризнанными Луганской и Донецкой республиками не было полностью закрыто. На время проведения АТО были запрещены полеты ниже 320-го эшелона (то есть на высотах ниже 32 000 футов, или 9750 метров). Это означает, что воздушное пространство Донбасса могли пересекать только транзитные суда.
Boeing-777 должен был двигаться на 350-м эшелоне — на оптимальной для воздушных судов этого типа высоте. Однако в момент катастрофы он находился на 330-м. Но вряд ли это существенно сказалось на том, что произошло дальше.
Некоторые авиакомпании отказались от полетов в зоне боевых действий еще до трагедии с малайзийским самолетом. Несмотря на то что в небе над непризнанными республиками проходит несколько воздушных трасс, которые используют на европейско-азиатских маршрутах, British Airways и Air France пускали свои воздушные суда в обход (севернее или южнее) территории Украины. Malayasia Airlines, KLM, Lufthansa и Thai Airways продолжали летать напрямую.
Как позже заявили представители Malaysia Airlines, у авиакомпании не было оснований для изменения маршрута: потенциально опасным было признано пространство над Крымом, а в том, что касается полетов над Донбассом, перевозчик действовал в соответствии с разрешением ИКАО (Международной организации гражданской авиации).
Спустя несколько часов после крушения, «Евроконтроль» (Европейская организация по безопасности воздушной навигации) полностью запретила полеты пассажирских воздушных судов над Луганской и Донецкой областями.
В зоне боевых действий
«Во время активной фазы антитеррористической операции в Чечне воздушное пространство, разумеется, закрывали, — сообщил источник «Новой» в авиационных кругах. — Но там не было большого количества трасс».
Воздушное пространство над Сирией и Ливией на период активных боевых действий также полностью закрывали, рассказал руководитель Шереметьевского проф-союза летного состава Игорь Дельдюжов. «Небо над Афганистаном, напротив, давно открыто. Через Кабул следуют многие самолеты. Я сам регулярно пересекал воздушное пространство этого государства. Но, насколько мне известно, авиационные власти всегда предупреждают, что все риски, связанные с полетами в таких зонах, авиакомпания должна брать на себя», — пояснил Дельдюжов.
Расследование
Кто именно будет руководить расследованием авиационной составляющей катастрофы, пока неизвестно. Межгосударственный авиационный комитет, которому 11 государств бывшего СССР — в том числе Украина — передали полномочия по расследованию авиационных происшествий, осторожно заявил, что орган может принять участие в расследовании, если это потребуется. Когда появилась информация о том, что ополченцы хотят передать найденные на месте крушения черные ящики в Москву, МАК выступил с заявлением о необходимости создать специальную комиссию под эгидой ИКАО и передавать материалы, имеющие отношение к катастрофе, туда.
Расследованием катастрофы также готовы заняться украинские чиновники: была сформирована специальная комиссия, которую возглавил вице-премьер Владимир Гройсман.
Что необходимо для нормального расследования трагедии? Доступ на место крушения и «нетронутость» следов катастрофы. И с тем, и с другим пока не очень. В районе места падения на утро субботы находилось 30 наблюдателей от ОБСЕ, которым ополченцы не предоставили полного доступа к месту крушения. Как заявил спикер Информационно-аналитического центра СНБО Украины Андрей Лысенко, в районе поисковых работ находится около 200 украинских спасателей. Из 35 квадратных километров, на которых ищут фрагменты самолета и тела погибших, обследовано больше 18. Украинская сторона уже сообщила об обнаружении 192 тел погибших. Андрей Лысенко также заявил о том, что ополченцы вывезли 36 тел в Донецк и что будто бы черные ящики также находятся у представителей ДНР (подробнее — на стр. 6).
Комментарии
«Новая газета» обзвонила ведущих европейских авиаперевозчиков, чтобы выяснить, как изменятся их маршруты после крушения малайзийского «Боинга»
Михаил Бойчук,
Антон Пронюшин
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»