Сюжеты · Политика

Виновные известны, но не установлены

В Германии завели уголовное дело по незаконному прослушиванию мобильного телефона Меркель

Александр Чурсин , собкор на Балканах
Ровно года назад, 6 июня 2013 года, газета The Washngton Post опубликовала первые разоблачительные материалы Эдварда Сноудена о тотальной слежке американских спецслужб за информационными коммуникациями с помощью проектов Prism, X-Keyscore и Tempora
Ровно года назад, 6 июня 2013 года, газета The Washngton Post опубликовала первые разоблачительные материалы Эдварда Сноудена о тотальной слежке американских спецслужб за информационными коммуникациями с помощью проектов Prism, X-Keyscore и Tempora.
Год прошел. Сенсация от Сноудена, повторив судьбу скандальных материалов от WikiLeaks, стала рутиной. Американская администрация заверила европейских партнеров, что призовет к порядку свои спецслужбы. В Европе политики и чиновники, удовлетворившись этими обещаниями, постарались если не забыть совсем, то, по крайней мере, сделать вид, что ничего страшного не произошло. Только различные общественные организации пытались как-то активизировать сопротивление наступившей эре всеобщего электронного шпионажа.
Так, в Германии, в феврале этого года компьютерный клуб Chaos, Международная лига защиты прав человека и объединение Digitalcourage подали исковое заявление в немецкую прокуратуру с требованием расследовать факты незаконного вторжения иностранных спецслужб в частную жизнь. Учитывая размах дискуссии в обществе, бундестаг также не смог остаться в стороне и образовал собственный парламентский комитет, получившей в прессе имя «комитет АНБ-афёры».
Деятельность комитета не задалась с самого начала. На второй день его существования председатель от правящей коалиции добровольно ушел в отставку. После того как наконец-то удалось преодолеть организационные трудности, работа увязла в затяжном споре: представители оппозиции требовали пригласить Сноудена для дачи свидетельских показаний в Германию и обязать правительство гарантировать его неприкосновенность; а депутаты от ХДС и СДПГ считали, что достаточно опросить его под видеозапись в Москве или провести прямой видеомост. В конце концов решили навестить Сноудена на московской земле.
В последних числах мая ряду ведущих немецких СМИ стало известно, что генеральная прокуратура Германии не проявляет особого служебного рвения, чтобы выяснить все обстоятельства нарушений прав граждан ФРГ по защите персональных данных. И вообще, якобы немецкие блюстители законности в ходе предварительного изучения материалов не выявили состава преступления в действиях АНБ США и британских спецслужб, осуществлявших масштабное прослушивание мобильной телефонной связи на территории Германии.
Эта новость возмутила общественное мнение. Журналисты и известные юристы поставили под сомнение профессиональную компетентность прокуратуры Германии, в бундестаге представители оппозиционных партий выступили с требованием отставки генерального прокурора Харальда Ранге, а в интернете даже дошло до угроз в его адре
На фоне общественного возмущения генеральный прокурор Ранге в минувшую среду заявил, что открывает следствие «в отношении неустановленного события в связи с подозрением на секретную агентурную деятельность специальных служб». При этом речь идет только о незаконном прослушивании мобильного телефона канцлера Ангелы Меркель.
На вопрос журналистов: а как быть с нарушением прав остальных граждан Германии, — Ранге заявил, что пока какие-либо процессуальные действия не планируются, будет продолжен накопительный сбор материалов, а для расследования преступлений в электронной коммуникационной сфере создан специальный отдел. Также немецкая прокуратура не считает Сноудена свидетелем, чтобы допросить его в этом качестве, и не намерена в ближайшее время беспокоить потерпевшую Меркель.
Добьется ли немецкая прокуратура реальных результатов и дойдет ли дело до суда, покажет время, хотя, как полагают западные наблюдатели, политическая целесообразность исключает в нынешних условиях осложнение отношений между Берлином и Вашингтоном