Сюжеты · Политика

Франция показала Брюсселю язык Марин Ле Пен

О чем говорят результаты выборов в Европарламент

Юрий Сафронов , обозреватель «Новой», журналист RFI, Париж
О чем говорят результаты выборов в Европарламент
Партия «Национальный фронт» победила на выборах в Европарламент (25,4 %), и теперь займет там 22 из 74 положенных Франции мест. Эту победу предсказывали, но все равно она шокирует многих. В ближайшие пять лет страну «равенства и братства» в Брюсселе будет символизировать мадам «бей чужих, спасай галлов».
Мадам, изображающая спасительницу Франции, выжала все возможное из своей роли. И сделала это в подходящий момент.
Во-первых, рейтинг правящих социалистов достиг дна (и даже популист Вальс пока ничего не сделал на посту премьера; и сделает ли – никто не знает).
Во-вторых, главные противники социалистов -- партия UMP («Союз за Народное движение») после ухода Саркози не имеют авторитетного лидера и внятной программы действий (кроме возвращения Саркози; но вернется ли он -- никто не знает).
В-третьих, в стране сейчас кризис, сопровождающийся самым высоким в истории уровнем безработицы. Когда закончится кризис, и упадет ли уровень безработицы – тоже никто не знает.
Социалисты валят все на предшественников из UMP, предшественники говорят об импотенции социалистов, а Марин набирает очки.
Кто занимает рабочие места французов, спрашивает Ле Пен, и ответ напрашивается: чужие. Кто играет на стороне корпораций, забывая о человеке труда? И ответ снова простой: у нас за спиной с корпорациями договаривается не только UMP, но и социалисты, которые в последние месяцы смягчили «антикапиталистическую» риторику, назвались социал-демократами, а ведут себя как право-либералы.
«Простой человек» все понял, и высказался – 43% рабочих проголосовали на этих выборах за «Нац. фронт».
Понял он и другое. «Простой человек» давно чувствует, что бюрократы из Брюсселя – это не просто чужие (как, например, сантехник из Польши или консьержка из Португалии), это чужие, диктующие нам, представителям великой Франции, свои условия и кормящие за наш счет «дотационные регионы».
Франция дает 17,6% бюджета Евросоюза (Германия – еще 19,5%, Италия – 13,4%, Великобритания – 11,9%), а ведь в союзе 28 государств. При этом государства-доноры имеют в Европарламенте непропорционально малое количество мест: Франция – 74 (9,85% от общего числа депутатов), Германия – 96 (12,8%), Италия и Великобритания по 73. Для сравнения, Румыния, вкладывающая в копилку ЕС чуть больше процента, имеет 33 места, Венгрия, дающая 0,85%, имеет 22. И т.д.
Так что Марин Ле Пен, обещающая уничтожить Евросоюз, легко нашла отклик в сердцах людей, знающих толк в справедливости. И не знающих, зачем им этот Евросоюз.
Ведь мало того, что европейская махина, включающая в себя такие разные страны как Франция и Болгария, Германия и Греция, чудовищно неповоротлива, так она еще и непонятно чем занимается.
И Марин воспользовалась благоприятным фактором №5 – многие не пришли на голосовать за то, что им кажется бессмысленным. Да, может быть, это их ошибка, да, Европарламент – это уже серьезнее, чем национальные парламенты, но это еще не стало фактом массового сознания.
Так что еще за месяц до выборов все опросы предрекали низкую явку.
И победу Марин Ле Пен.
В таких условиях сторонники ультраправых мобилизовались -- как фанаты захолустной команды накануне финала Еврокубка, в котором им будут противостоять зажравшиеся и потерявшие кураж «звёзды».
А противники ультраправых не сделали ничего, чтобы исправить тенденцию.
К тому же – и это фактор №6 -- Ле Пен наверняка получила долю протестных голосов от социалистов и право-либералов. Побеждающая Ле Пен – хорошая фига при плохой игре двух команд, попеременно управляющих Францией. Именно фигой можно объяснить четырехкратный рост «Национального фронта» в регионе Иль-де-Франс (Париж и окрестности)*, а также 30-процентный результат партии среди избирателей младше 35 лет.
Впрочем, сколько бы факторов я не вспоминал, чтобы оправдать выбор французов, не дает покоя один факт: за ультраправых проголосовало почти 5,4 миллионов граждан.
Оптимисты из лагеря гуманистов успокаивают: на президентских выборах-2012 Марин Ле Пен собрала 6,4 миллиона.
Это, конечно, утешает, но слегка.
Ведь все равно это первые в истории Франции выборы, на которых ультраправые заняли первое место.
Полные результаты выборов можно найти по ссылке.
___
* По сравнению с результатами выборов в Европарламент в 2009 году.