Сюжеты · Политика

Таблица лицемерия

Как вертикаль власти уже 12 лет подгоняет избирательное законодательство под свои нужды

Как вертикаль власти уже 12 лет подгоняет избирательное законодательство под свои нужды
Фото - РИА НОВОСТИ
На прошлой неделе Госдума совершила очередной законодательный трюк. На этот раз она вернула возможность избрания в свой состав депутатов по одномандатным округам (половина депутатского корпуса), которую с той же решительностью ликвидировала девять лет назад. Причем и тогдашнее «изгнание» одномандатников из своих рядов, и нынешнее их восстановление в правах (см. «Новую» от 17.02.2014) объяснялось высшими политическими соображениями, общественной пользой и, конечно же, иностранным опытом.
Этот come back — пока последний в цепочке фрикционных колебаний нашего избирательного законодательства, идущих на протяжении последних 12 лет. И вызванных лишь одной, но фундаментальной причиной: желанием исполнительной власти создать безотказную и удобную в управлении машину для голосования.
Но поскольку время не стоит на месте, то и создать такую машину раз и навсегда невозможно. А потому по ходу эксплуатации надо вносить в нее конструктивные изменения. Это, конечно, хлопотно, но что сделаешь, если главный узел этой машины — партия власти — уже не справляется с нагрузкой, поизносился и потерял всякое к себе доверие со стороны массового потребителя.
Мы решили напомнить нашим читателям, как избирательное законодательство перестраивалось под текущие нужды власти. Сначала — для обеспечения безраздельного и открытого господства в Госдуме «Единой России», а также укрепления своих позиций в регионах, а потом — чтобы замаскировать доминирующую роль этой поднадоевшей российским гражданам политической структуры в сохраняющемся механизме принятия выгодных власти законов и решений.
Первым шагом в процессе законодательной подстройки законов под конкретные запросы исполнительной власти стали многим тогда показавшиеся безобидными изменения, внесенные в июне 2002 года в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». По этим поправкам не менее 50% депутатов законодательных органов регионов должны были теперь избираться по пропорциональной системе.
Была также установлена «парламентская льгота» — партии и блоки, прошедшие в Госдуму, освобождаются от сбора подписей или внесения залога на следующих выборах.
Официальное объяснение было такое: необходимо, мол, развивать партийную систему. Эксперты и представители многих партий разглядели, однако, истинную мотивацию: стремление системы обеспечить «Единой России» более высокий результат в регионах (ведь во многих регионах, кроме «ЕР» и еще КПРФ, по сути, не было никаких других партий) и закрепление стартового преимущества за «старыми» парламентскими партиями.
В дальнейшем опасения по поводу того, что началась эпоха политического наперсточничества, подтвердились. Свидетельство тому — составленная нами таблица.
Циничная прагматика этих колыханий в выборном законодательстве очевидна не только после сравнения мнимых и истинных мотивов приведенных выше изменений в законах. Но и после того, как мы проследим, какие из запретительных изменений последних 12 лет не оказались отменены.
Самое главное: не отменен введенный еще в мае 2005 года запрет на создание избирательных блоков. Понятно: малые оппозиционные партии — как старые, так и новообразованные — могут весьма эффективно объединиться, не теряя своей «отдельности», и составить партии власти и другим системным партиям серьезную конкуренцию на выборах.
Не отменена также норма, запрещающая включать в партийные списки на выборах представителей других партий (своего рода «блоки-лайт»), — по той же причине.
Не отменен запрет на денежный залог при регистрации кандидатов, идущих не от партий, — как избирательные комиссии умеют манипулировать «недостоверными» подписями при регистрации нежелательных кандидатов, мы, увы, хорошо знаем.
Не отменен запрет на работу на выборах наблюдателей от общественных организаций, а не исключительно от партий, зарегистрированных на выборах. Тоже понятно — чем меньше наблюдателей, особенно от безбашенных правозащитников, тем спокойнее фальсификаторам и мухлевщикам.
Не отменен более чем нелепый запрет на агитацию в телеэфире одних кандидатов и партий против других кандидатов и партий — понятно, что он направлен против оппозиционных политиков, которым фактически запретили в ходе избирательной кампании критиковать тех, кто находился у власти, за допущенные ими ошибки и злоупотребления.
Мы будем и далее следить за избирательными законами и, возможно, пополнять нашу «Таблицу лицемерия».