Расследования · Политика

Это не заказчик

В Москве арестован Павел Сопот, по мнению «Новой газеты» и следствия, непосредственно причастный к убийству нашего журналиста Игоря Домникова

Сергей Соколов , замглавного редактора
В Москве арестован Павел Сопот, по мнению «Новой газеты» и следствия, непосредственно причастный к убийству нашего журналиста Игоря Домникова
С убийства Игоря прошло ровно 13 лет. 12 мая 2000 года его забили молотком в подъезде. Он прожил еще чуть-чуть и, не приходя в сознание, скончался. Убийцы и организатор нападения осуждены — практически неслыханное для России дело в случае расправы над журналистом.
Но 13 лет «Новая газета» добивается того, чтобы в зону были отправлены заказчики и посредник. Мы публиковали много раз их фамилии. Павел Сопот лично весной 2000 года передал главарю банды Тагирьянову нашу газету с публикацией Домникова и сказал, что с этим журналистом надо разобраться. Газету эту Сопот получил в Липецке из рук вице-губернатора Доровского, который не мог не знать, к кому обращается. Остается вопрос, на который у нас пока нет ответа: ставил ли Доровской в известность о своих действиях по-прежнему действующего губернатора области Королева?
Все эти фамилии были известны и следствию. Давно известны. Сопот задерживался — к нему были вопросы и по другим эпизодам убийств, совершенных тагирьяновской ОПГ. Но неожиданно стал свидетелем. Доровского даже снимали с поезда для опроса. Но и он остался свидетелем, а потом вообще не явился в суд.
Что говорят эти персонажи. Сопот: что не имел в виду ничего плохого, просто исполнил просьбу знакомого, который попросил «поговорить с журналистом и убедить его приехать в Липецк для правильного понимания ситуации в области». Только зачем с такой просьбой обращаться к серийному убийце, управляющему бандой головорезов, которые НИКОГДА не оставляли в живых ни свидетелей, ни заложников?
Доровской уверяет: не знал, как пообщаться с журналистом, попросил помочь Сопота. То есть вице-губернатор, фактически курировавший липецкие СМИ, понятия не имел, что существуют пресс-службы, телефон, факс и возможность написать в редакцию официальное письмо на бланке. И у него не было под рукой ни одного подчиненного, кроме дельца, связанного с бандитами, занимавшегося, по нашим предположениям, выбиванием долгов.
Все это — ложь. Но в эту ложь верили многократно: и прокуратура, и СК, и милиция — раз за разом отказывая в возбуждении уголовного дела. Даже тогда, когда Доровской перестал быть вице-губернатором, даже тогда, когда Доровской зажил жизнью упакованного пенсионера.
У нас есть предположения — почему. «Новой» известно, что Павел Сопот имел (и имеет) очень тесные связи с рядом не последних в иерархии офицеров ГУВД Москвы. Он даже когда-то парился в баньке с печально известным майором Евсюковым и его вышестоящим начальством.
Евсюков был там самым младшим — квасок подбрызгивал на камни. Кстати, на суде представители прокуратуры и следствия в качестве аргументации заключения Сопота в СИЗО именно так и говорили: может помешать расследованию и надавить на свидетелей, поскольку обладает связями в правоохранительных органах.
«Новой» известно, что и отбывающий ныне пожизненное заключение главарь банды Эдуард Тагирьянов преспокойно жил в Москве в начале 2000-х, по нашим сведениям, под охраной сотрудников милиции — за деньги, разумеется. То есть именно тогда, когда убивали Игоря.
«Новой» известны фамилии некоторых «ходоков» в большие кабинеты, имеющих деловые отношения с Липецкой областью, которые просили — потянуть расследование, не торопиться. Неужели пеклись об отставном пенсионере Доровском? Вряд ли — он уже в возрасте и, по некоторым данным, серьезно болен. Расчет был, очевидно, на то, что Доровскому недолго осталось, а если долго — то истечет срок давности преступления.
Выполняя чью просьбу шлялись по правоохранительным органам эти мастера разговорного жанра? Явно не Сопота и не Доровского — не того полета типы.
И поэтому еще арестованного Пресненским судом Сопота П.К. заказчиком считать нельзя. Он — посредник. Что и отражено, на самом деле, в материалах дела — арестованного обвиняют в подстрекательстве к нанесению тяжких телесных повреждений, повлекших смерть пострадавшего.
Сейчас расследование ведет одно из самых профессиональных подразделений СК по Москве — так называемый «бандитский» отдел, ведет лично его руководитель. Туда реанимированное дело направили после вмешательства президента Медведева. И только так «висяк» удалось сдвинуть с мертвой точки. Дали показания пожизненно осужденные члены банды, благодаря чему удалось раскрыть еще одно громкое убийство (в конце прошло года был суд). Нашлись свидетели. Спустя 13 лет нашлись и дополнительные доказательства. Просто раньше их никто не искал.
Что же касается Сопота… Если он будет молчать, то у него есть шанс остаться крайним в цепочке преступников и получить по максимуму. Но «Новую газету» такой поворот событий не устраивает — все причастные к убийству Игоря Домникова должны быть названы и осуждены.