Сюжеты · Экономика

Сошлись на взлетной полосе

«Аэрофлот» увидел в ремонте «Шереметьево» целенаправленную диверсию

Зинаида Бурская , Корреспондент
«Аэрофлот» увидел в ремонте «Шереметьево» целенаправленную диверсию. Крупнейший российский перевозчик возложил на аэропорт вину за задержку десятков рейсов, пообещал обратиться в суд и даже потребовал отставки генерального директора «Шереметьево» Михаила Василенко, который, в свою очередь, заявил, что за менеджеров «Аэрофлота» ему просто стыдно.
В начале недели разгорелся серьезный скандал с участием авиакомпании «Аэрофлот» и международного аэропорта «Шереметьево». Крупнейший российский перевозчик возложил на аэропорт вину за задержку десятков рейсов, пообещал обратиться в суд и даже потребовал отставки генерального директора «Шереметьево» Михаила Василенко, который, в свою очередь, заявил, что за менеджеров «Аэрофлота» ему просто стыдно.
Конфликт произошел из-за частичного закрытия на ремонт одной из взлетно-посадочных полос. Замгендиректора «Аэрофлота» Андрей Калмыков назвал решение о ремонте «необъявленной войной» и заявил, что только 2 октября из-за этого было задержано 76 рейсов. Хотя кто кому объявил войну, вопрос спорный.
Как следует из документов, опубликованных гендиректором «Шереметьево» Михаилом Василенко в своем ЖЖ, ремонт ВПП-1 действительно нельзя назвать плановым — он, например, не предусмотрен планами реконструкции и развития аэропорта, которые реализуются с начала года.
Однако, как пишет господин Василенко, после планового осмотра взлетки в конце июля стало понятно, что некоторые плиты находятся в очень плохом состоянии. Тогда он и принял решение провести ремонт и частично закрыть ВПП с 1 по 15 октября, о чем уведомил все авиакомпании, пользующиеся услугами «Шереметьево», 30 августа, то есть за месяц до начала работ.
И к этому все успели подготовиться — во всяком случае, как утверждает пресс-служба аэропорта, у других авиакомпаний, в том числе у «Трансаэро», из-за ремонта ВПП задержек не возникло, а «Аэрофлот», с которым у «Шереметьево» особенно близкие отношения (этот аэропорт — «домашний» для авиакомпании, а она, в свою очередь, базовая для аэропорта), с ними справиться не сумел.
Претензии «Аэрофлота» разнообразны. Например, авиакомпания не была уведомлена о ремонте за два месяца — тогда бы, мол, подготовились. И это, кстати, действительно вызывает вопросы — ведь плиты приходят в непотребное состояние не мгновенно, да и плановый осмотр, выявивший проблемы, состоялся 19 июля. Другой «щекотливый момент» — отсутствие разрешения на ремонт генерального директора ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (это предприятие является балансодержателем имущества всех гражданских аэродромов федерального значения). Письмо с просьбой согласовать ремонт было направлено в организацию 30 августа, и ФГУП «АГА(А)» отказал на том основании, что согласование нужно получать не позднее чем за два месяца до запланированного ремонта.
Вызывает вопросы и заключение о состоянии ВПП НИИ «Аэропроект». Специалисты «Аэропроекта» подтверждают, что текущее состояние плит «влияет на безопасность полетов ВС», однако, как следует из «шапки» документа, «Шереметьево» направил письмо с просьбой оценить состояние взлетки только 24 сентября, а ответ подготовлен 25 сентября. То есть за 5 дней до начала ремонта.
Однако даже при всех вопросах, связанных с закрытием полосы на неплановый ремонт, реакция «Аэрофлота» кажется неадекватной. Судя по высказываниям первых лиц авиакомпании и сообщениям пресс-службы, ремонт взлетки — не иначе как диверсия аэропорта, которую учинили только для того, чтобы создать проблемы именно «домашней» авиакомпании. Любопытно, что точно так же видит «Аэрофлот» и сбой в электроснабжении «Шереметьево», который произошел 12 сентября и спровоцировал задержки рейсов. Оба события расцениваются авиакомпанией как часть политики, сознательно проводимой в отношении «Аэрофлота» генеральным директором «Шереметьево» Михаилом Василенко, и на основании этого руководство авиакомпании теперь требует его отставки (напомним, «Аэрофлот» — один из акционеров «Шереметьево»).
Источники «Новой» в «Аэрофлоте» полагают, что скандал связан не столько с реконструкцией взлетки, сколько с личным конфликтом между руководством авиакомпании и аэропорта. Это косвенно подтвердил и гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на одной из недавних пресс-конференций: «Это домашняя проблема, и мы сами ее решим».
Что делать в этой ситуации пассажирам авиакомпании, чтобы избежать «сюрпризов»? Им, похоже, остается только одно — самостоятельно изучать планы по реконструкции «Шереметьево», раз их перевозчик не в состоянии решать подобные проблемы. Работы в аэропорту будут проводиться как минимум до середины 2013 года.
Зинаида БУРСКАЯ
P.S. В пресс-службе «Аэрофлота» не смогли оперативно ответить на вопрос «Новой» о том, продолжаются ли задержки рейсов.