Сюжеты · Культура

У жизни в лапах

2011 год в драматическом театре оказался насыщен событиями. Главные из них, к сожалению, происходили не в коробке сцены, а за ее кулисами, не в театральных текстах, а в контекстах жизни.

Марина Токарева , обозреватель
2011 год в драматическом театре оказался насыщен событиями. Главные из них, к сожалению, происходили не в коробке сцены, а за ее кулисами, не в театральных текстах, а в контекстах жизни.
СКАНДАЛОМ ГОДА стало болезненно обострившееся противостояние труппы и художественного руководителя—директора театра Юрия Любимова. Гастрольная поездка в Чехию неожиданно осложнилась громкой, замешанной на деньгах, сварой с артистами. В итоге — уход Любимова из театра. Юрию Петровичу осенью исполнилось 94 года, его жизнь и судьба во всех ее поворотах и нелинейных особенностях давно принадлежит истории театра и страны. Жизнь старой «Таганки» закончена. Расцветет ли театр под руководством Валерия Золотухина, нам предстоит увидеть. А Любимов ведет с Театром Вахтангова переговоры о постановке актуального материала — романа Достоевского «Бесы».
ПОГРЕБАЛЬНЫМ ЗВОНОМ ГОДА отозвался VI отчетно-перевыборный съезд Союза театральных деятелей и выборы на четвертый срок его главы Александра Калягина — единогласно и безальтернативно. Львиную часть избирателей составляли люди «конторы», чьи тоскливые незнакомые стране лица впервые мелькнули в интернетовской онлайн-трансляции съезда. Его подготовкой могла бы гордиться разведка: большинство членов СТД оставались в глухой безвестности насчет даты его проведения и состава участников. Распределение мандатов строго контролировалось. Список гостей согласовывался и утверждался. О том, что являются делегатами, многие узнали за полтора-два дня до выборов. Театральная общественность оказалась полностью в стороне от обсуждения проблем корпорации, которых, как известно, море. Согласованность выступлений и предрешенность итогов превратили форум в кальку съездов КПСС. Никакие репутационные бури — ни подпись под письмом против Ходорковского, ни сомнительные маневры вокруг петербургского дома ветеранов сцены, никакие скандалы в Москве и за ее пределами не помешали выбрать Калягина в четвертый раз. Впрочем, этот выбор на фоне грядущих выборов президента РФ как минимум симметричен.
НЕОЖИДАННОСТЬ ГОДА — назначение Миндаугаса Карбаускиса на пост художественного руководителя Театра имени Маяковского. Раз в кои-то веки московское театральное начальство сделало разумный выбор. Коллектив, трудно и опять же со скандалом распрощавшийся с Сергеем Арцыбашевым, обрел, бесспорно, талантливого лидера. Почти сразу вступившего в конфликт с вновь назначенным директором театра — Евгенией Куриленко, почему-то вообразившей себя в театре главной. Карбаускис быстро и решительно вынес «сор» за порог своей театральной избы, заявив московским властям, что ему нужен партнер, а не противник, карт-бланш, а не связанные руки, открытая бюджетная политика, а не теневые доходы. Иначе, заявил режиссер, он не считает возможным продолжение работы в Театре имени Маяковского.
Остается надеяться, что обновленный департамент поддержит Карбаускиса. «Маяковка» — сегодня единственный из «взрослых» театров столицы, имеющий во главе не просто молодого худрука, а режиссера, за которым спектакли высокого качества. При почти пустой «скамейке запасных» в режиссуре этот факт самоценен. Директоров, желающих стать во главе «пищевой цепочки», найти куда проще.
ОТСТАВКА ГОДА. Освобождение Сергея Худякова от поста главы департамента столичной культуры. Впрочем, возможно, человек, который придет ему на смену, заставит всех вспомнить поговорку: «Молитесь за тирана живущего…» В кулуарах упорно муссируется кандидатура Эдуарда Боякова, нынешнего руководителя театра «Практика».
РАДОСТЬ ГОДА — известие о возвращении в Москву из неформального изгнания одного из лучших российских режиссеров — Анатолия Александровича Васильева. Сергей Капков сделал этот энергичный жест, как только возглавил департамент культуры, который вскоре покинул. Теперь он сможет поддержать Васильева с позиции первого заместителя мэра. А Васильев собирается еще раз начать свой театр на Поварской.
РАСЧЕТ ГОДА. Январь 2011-го ознаменовала постановка «Околоноля» на малой сцене МХТ — программная акция Олега Табакова, выбравшего как бы молодого и как бы авангардного режиссера Кирилла Серебренникова для как бы сверхсовременного материала. Главный кремлевский манипулятор, автор сочинения Владислав Сурков, он же Натан Дубовицкий, присутствовал на премьере и был очень доволен (см. «Новую газету», № 4). Этот триумф вскоре был конвертирован. Злые языки утверждают, что кто-то (см. выше) нашептал искателю от режиссуры правильный совет: прийти на встречу с президентом Медведевым с готовым проектом нового театра. Именно так Серебренников, широко проповедующий необходимость протестного сознания, и поступил. И обрел театр «Платформа», а к нему финансирование. Учредил Седьмую студию МХТ, объявил ею собственный курс в Школе-студии. Поставил со своими студентами дружно расхваленный спектакль «Отморозки» (по некоторым экспертным оценкам, граничащий с апологией фашизма). И вот студенческий спектакль против всех правил уже выдвинут на «Золотую маску». Театральных «наших» зрителям различить не так-то легко: маек с эмблемами они не носят.
РЕМОНТ ГОДА и многих предшествующих лет наконец завершен. Знаменитый Театр Корша, первый частный театр России, открывшийся в Москве на излете ХIХ века, ныне Театр Наций, реконструирован и обновлен. Состоялось это благодаря направленной энергии художественного руководителя театра Евгения Миронова. Не зря замечательный артист столько раз чистосердечно сиял глазами перед премьером и президентом, не зря мобилизовал все свои связи. Новая площадка оснащена по последнему слову техники, интерьеры спроектировал замечательный сценограф Александр Боровский, автор самого блестящего культурного проекта последних лет — здания Студии театрального искусства Сергея Женовача. Одна из небанальных идей Боровского — включить в «интерьер» вид Петровского переулка. Планы у Театра Наций, и без «своего угла» умудрявшегося радовать хорошими спектаклями, грандиозные.
ОПЫТ ГОДА. «Современник» и РАМТ мудро отдали лабораторные площадки молодым. Уже вышли и еще репетируются спектакли, которые помогут новому режиссерскому поколению войти в жизнь. Опыт надо расширять.
ПРОЕКТ ГОДА возродил давно не существующий, а в полной мере и невозможный на нашей почве — жанр политического театра. Шоу «Гражданин поэт» Михаила Ефремова и Дмитрия Быкова, которое ведет бывший главный редактор «Коммерсанта» Андрей Васильев, стало общественным событием, собирающим зрителей всех возрастов и сословий. Благодаря тексту, острому, смешному, наотмашь хлещущему по щекам российскую незадачливую власть, название-оксюморон уже вписано красной строкой в «современные хроники».
БОМБА ГОДА взорвется в следующем. Переход государственных театров на контрактную основу существенно изменит жизнь большинства из них.
АТМОСФЕРА ГОДА — всеобщее безмолвное согласие с тем, что цинизм становится основным законом театрального процесса. Настороженная пауза перед переделом театрального пространства, сегодняшние властители которого в абсолютном большинстве перешагнули порог своего 70-летия. Острый дефицит безусловных авторитетов. И еще более острый — плодотворных театральных идей.