Путин ангел и теннисист, а Пушкин опытный агитатор. Политический пиар сезона весна лето 2011 года специалисты отдали на откуп блогерам, показав им веселые картинки
Не иначе, за имидж политических субъектов взялись профессионалы. Вирусные «веселые картинки» уже в который раз становятся событием блогосферы, оттуда кочуют на страницы СМИ, обрастают солидными ветками дискуссий, в которых вот первая...
**Не иначе, за имидж политических субъектов взялись профессионалы. Вирусные «веселые картинки» уже в который раз становятся событием блогосферы, оттуда кочуют на страницы СМИ, обрастают солидными ветками дискуссий, в которых — вот первая отличительная черта «вирусняков» — невозможно прийти к общему мнению. Вторая отличительная черта и она же — причина первой: мы никогда не узнаем, кто конкретно является выдумщиком каждой из этих историй. А только за последний месяц историй этих случилось как минимум три, из них две — питерские.**
Размещение агитплакатов с изображениями классиков (Пушкин, Бродский, Товстоногов, Лавров и др.) и слоганами «Единой России» в Санкт-Петербурге, вызвавшее бурю негодования местных жителей, быстро было раздуто блогерами до медиасобытия. СМИ лишь оставалось отработать сюжет. Итог: после гневных отповедей неизвестным партийным креативщикам от родственников уже умерших (и потому неспособных подтвердить свои политические предпочтения) «агитаторов» представители пропиаренной партии принесли публичные извинения и содрали глупые картинки уже на следующий день. Интересно, что ровно такая же история с билбордами, на которых под портретом Пушкина и искаженными цитатами из его переписки с Чаадаевым жирно маркировались ключевые слова ЕДИНСТВО и РОССИЯ, а сверху был налеплен слоган одноименной партии, — прошел для последней абсолютно безболезненно в Москве еще в 2003 году. Никаких извинений тогда не последовало, вероятно, лишь потому, что наследники Александра Сергеевича тактично промолчали.
Вторая история пока полыхает в интернете, а петербуржцы еще некоторое время будут видеть на улицах города поздравительные стенды и плакаты ко Дню города с изображением ангела Петропавловской крепости, профилем сильно смахивающего на премьера Путина. Или не смахивающего. Ответить на вопрос о возможном сходстве небожителя с Путиным мы просили чиновников Смольного и исполнителей заказа в ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР). Однако они переадресовали нас… к Антонио Ринальди — зодчему, по проектам которого ангела-хранителя Петропавловки водрузили на шпиль в далеком 1777 году.
— Это вопрос к Антонио Ринальди, а не к нам, — развела руками Наталья Бурлуцкая, советник директора ГУП ГЦРР, которое и разрабатывало макеты для плакатов. — Мы взяли оригинал фотографии. Плакат готовился по ней. Она никак не обрабатывалась, не было никакого вмешательства. Если и есть сходство — то все вопросы к Ринальди. На самом деле, я вчера смотрела на нашего системного администратора в профиль: ангел на него гораздо больше похож, чем на Путина.
Шутки шутками, однако оригинал фотографии, на который ссылается госпожа Бурлуцкая, — это снимок из «Википедии», где ангел снят с креста, помещен в музейный интерьер Петропавловки и еще не позолочен, а потому вырван из ансамбля, задуманного господином Ринальди. Кто рассудит? У экспертов, например, мнение — диаметрально противоположное чиновничьей позиции. Вот заключение заслуженного художника РФ Ивана Уралова:
_«Изображение ангела на тиражном плакате «С днем рождения, любимый город», размещенном на рекламоносителях в городской среде Санкт-Петербурга, проанализировано на основе сравнения с эталоном — скульптурным изображением ангела, размещенным на шпиле собора Св. Ап. Петра и Павла и являющимся одним из символов Санкт-Петербурга._
_При переносе скульптурного изображения на поле плаката допущены следующие существенные неточности:_
_1. Изменен угол наклона фигуры по отношению к вертикальной оси, что дало эффект «склоненной головы» и не свойственного эталону эффекту полета, «парения» в воздухе._
_2. Некорректно доработано освещение лика и одежд, искажающее оригинал, что дало основания для неоднозначной трактовки и сравнений образа горожанами и СМИ с Владимиром Путиным._
_3. Фигура ангела отделена от шпиля и лишена креста, что можно отнести к грубейшим нарушениям как городской геральдики, так и архитектуры. В контексте указанного нарушения теряется содержательный смысл благословляющего движения кисти левой руки, а образ ангела трансформируется в классический и даже языческий образ Гения Славы._
_Указанные недостатки, в совокупности с общим несовершенством графического дизайна плаката, считаю недопустимыми и искажающими безупречный символ нашего города, а также позволяющими допускать недопустимые сравнения»._
Похожего мнения придерживается Александр Марголис, сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, генеральный директор Международного благотворительного Фонда спасения Петербурга, член Совета по охране культурного наследия при Правительстве РФ:
— Может, авторам не понравился реальный поворот головы ангела? Реальный ангел смотрит на небеса. Он высоко поднял голову, и взор его устремлен в небо, что для ангела — понятно. А застывший на плакате глядит прямо перед собой, как капитан, стоящий на мостике. Кому-то, видимо, показалось, что такой поворот головы для плаката больше подходит. Но это безобразие уже потому, что это издевательство над конкретным произведением искусства. Основная часть фигуры — действительно фотография. Так не нарисуешь. А голову пририсовали, приставили. И я теперь понимаю — почему: реальный ангел смотрит вверх — на Господа Бога, а этот вперед — на владения свои, на программу «Россия-2020».
Мы предлагаем читателям самим разобраться в сходстве двух ликов.
Третья история случилась в минувший уик-энд: на рекламных щитах возле универмага ЦУМ, в центре Москвы, появились изображения членов российского правящего тандема, сильно «зафотожабленных», одетых в теннисную форму. Медведев — с ракеткой в руке, а Путин — без, но зато в жилетке. Что бы это значило? Представители владельцев бренда «ЦУМ» отказались признать какую-либо связь с плакатом, который и был снят уже в понедельник.
Так кому плохо, а кому хорошо от всех этих веселых картинок? Скорее всего, это и не важно. Предназначение «вирусняка» — неожиданно всплыть в повестку дня, стать объектом внимания, закинуть в голову участникам и свидетелям дискуссии шаблон и скрыться. По возможности — в неизвестном направлении и изрядно напылив.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»