Сюжеты · Политика

Во всем виноват Антонио Ринальди

Путин — ангел и теннисист, а Пушкин — опытный агитатор. Политический пиар сезона весна — лето 2011 года специалисты отдали на откуп блогерам, показав им веселые картинки

Фото: «Новая газета»
Не иначе, за имидж политических субъектов взялись профессионалы. Вирусные «веселые картинки» уже в который раз становятся событием блогосферы, оттуда кочуют на страницы СМИ, обрастают солидными ветками дискуссий, в которых — вот первая...
**Не иначе, за имидж политических субъектов взялись профессионалы. Вирусные «веселые картинки» уже в который раз становятся событием блогосферы, оттуда кочуют на страницы СМИ, обрастают солидными ветками дискуссий, в которых — вот первая отличительная черта «вирусняков» — невозможно прийти к общему мнению. Вторая отличительная черта и она же — причина первой: мы никогда не узнаем, кто конкретно является выдумщиком каждой из этих историй. А только за последний месяц историй этих случилось как минимум три, из них две — питерские.**
Размещение агитплакатов с изображениями классиков (Пушкин, Бродский, Товстоногов, Лавров и др.) и слоганами «Единой России» в Санкт-Петербурге, вызвавшее бурю негодования местных жителей, быстро было раздуто блогерами до медиасобытия. СМИ лишь оставалось отработать сюжет. Итог: после гневных отповедей неизвестным партийным креативщикам от родственников уже умерших (и потому неспособных подтвердить свои политические предпочтения) «агитаторов» представители пропиаренной партии принесли публичные извинения и содрали глупые картинки уже на следующий день. Интересно, что ровно такая же история с билбордами, на которых под портретом Пушкина и искаженными цитатами из его переписки с Чаадаевым жирно маркировались ключевые слова ЕДИНСТВО и РОССИЯ, а сверху был налеплен слоган одноименной партии, — прошел для последней абсолютно безболезненно в Москве еще в 2003 году. Никаких извинений тогда не последовало, вероятно, лишь потому, что наследники Александра Сергеевича тактично промолчали.
Вторая история пока полыхает в интернете, а петербуржцы еще некоторое время будут видеть на улицах города поздравительные стенды и плакаты ко Дню города с изображением ангела Петропавловской крепости, профилем сильно смахивающего на премьера Путина. Или не смахивающего. Ответить на вопрос о возможном сходстве небожителя с Путиным мы просили чиновников Смольного и исполнителей заказа в ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР). Однако они переадресовали нас… к Антонио Ринальди — зодчему, по проектам которого ангела-хранителя Петропавловки водрузили на шпиль в далеком 1777 году.
— Это вопрос к Антонио Ринальди, а не к нам, — развела руками Наталья Бурлуцкая, советник директора ГУП ГЦРР, которое и разрабатывало макеты для плакатов. — Мы взяли оригинал фотографии. Плакат готовился по ней. Она никак не обрабатывалась, не было никакого вмешательства. Если и есть сходство — то все вопросы к Ринальди. На самом деле, я вчера смотрела на нашего системного администратора в профиль: ангел на него гораздо больше похож, чем на Путина.
Шутки шутками, однако оригинал фотографии, на который ссылается госпожа Бурлуцкая, — это снимок из «Википедии», где ангел снят с креста, помещен в музейный интерьер Петропавловки и еще не позолочен, а потому вырван из ансамбля, задуманного господином Ринальди. Кто рассудит? У экспертов, например, мнение — диаметрально противоположное чиновничьей позиции. Вот заключение заслуженного художника РФ Ивана Уралова:
_«Изображение ангела на тиражном плакате «С днем рождения, любимый город», размещенном на рекламоносителях в городской среде Санкт-Петербурга, проанализировано на основе сравнения с эталоном — скульптурным изображением ангела, размещенным на шпиле собора Св. Ап. Петра и Павла и являющимся одним из символов Санкт-Петербурга._
_При переносе скульптурного изображения на поле плаката допущены следующие существенные неточности:_
_1. Изменен угол наклона фигуры по отношению к вертикальной оси, что дало эффект «склоненной головы» и не свойственного эталону эффекту полета, «парения» в воздухе._
_2. Некорректно доработано освещение лика и одежд, искажающее оригинал, что дало основания для неоднозначной трактовки и сравнений образа горожанами и СМИ с Владимиром Путиным._
_3. Фигура ангела отделена от шпиля и лишена креста, что можно отнести к грубейшим нарушениям как городской геральдики, так и архитектуры. В контексте указанного нарушения теряется содержательный смысл благословляющего движения кисти левой руки, а образ ангела трансформируется в классический и даже языческий образ Гения Славы._
_Указанные недостатки, в совокупности с общим несовершенством графического дизайна плаката, считаю недопустимыми и искажающими безупречный символ нашего города, а также позволяющими допускать недопустимые сравнения»._
Похожего мнения придерживается Александр Марголис, сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, генеральный директор Международного благотворительного Фонда спасения Петербурга, член Совета по охране культурного наследия при Правительстве РФ:
— Может, авторам не понравился реальный поворот головы ангела? Реальный ангел смотрит на небеса. Он высоко поднял голову, и взор его устремлен в небо, что для ангела — понятно. А застывший на плакате глядит прямо перед собой, как капитан, стоящий на мостике. Кому-то, видимо, показалось, что такой поворот головы для плаката больше подходит. Но это безобразие уже потому, что это издевательство над конкретным произведением искусства. Основная часть фигуры — действительно фотография. Так не нарисуешь. А голову пририсовали, приставили. И я теперь понимаю — почему: реальный ангел смотрит вверх — на Господа Бога, а этот вперед — на владения свои, на программу «Россия-2020».
Мы предлагаем читателям самим разобраться в сходстве двух ликов.
Третья история случилась в минувший уик-энд: на рекламных щитах возле универмага ЦУМ, в центре Москвы, появились изображения членов российского правящего тандема, сильно «зафотожабленных», одетых в теннисную форму. Медведев — с ракеткой в руке, а Путин — без, но зато в жилетке. Что бы это значило? Представители владельцев бренда «ЦУМ» отказались признать какую-либо связь с плакатом, который и был снят уже в понедельник.
Так кому плохо, а кому хорошо от всех этих веселых картинок? Скорее всего, это и не важно. Предназначение «вирусняка» — неожиданно всплыть в повестку дня, стать объектом внимания, закинуть в голову участникам и свидетелям дискуссии шаблон и скрыться. По возможности — в неизвестном направлении и изрядно напылив.