После теракта в «Домодедово» на страну обрушилась лавина громких и беспомощных чиновничьих заявлений. Среди них внимания заслуживает, пожалуй, только высказывание главы Счетной палаты Сергея Степашина. В среду в Госдуме он заявил...
**После теракта в «Домодедово» на страну обрушилась лавина громких и беспомощных чиновничьих заявлений. Среди них внимания заслуживает, пожалуй, только высказывание главы Счетной палаты Сергея Степашина. В среду в Госдуме он заявил депутатам, что 5,8 млрд рублей, которые планировалось потратить в 2010 году на комплексную программу обеспечения без-опасности населения на транспорте, так и не были израсходованы.**
**Их даже не разворовали. Они просто остались лежать мертвым грузом на счетах Федерального казначейства. У чиновников были куда более важные дела, видимо, связанные с освоением других сумм.**
**Теперь Счетная палата проведет трехмесячную проверку использования средств, выделяемых на безопасность. Аудиторам будет чем заняться: на комплексную программу безопасности на транспорте в 2010 году было запланировано около 8 млрд рублей, значит, 2,2 млрд все же могли разойтись. На что?**
«Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева министр транспорта РФ Игорь Левитин распорядился принять неотложные меры по усилению охраны и обеспечению безопасности объектов транспортного комплекса» — такое сообщение появилось на сайте Минтранса на следующий день после взрыва в «Домодедово». Господин Левитин, ваше ведомство отвечало за разработку масштабной программы по усилению охраны на транспорте и уже полгода курирует ее реализацию. Или нет?
Взрывы в метро, унесшие жизни 40 человек, произошли 29 марта. 31 марта президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте». Правительству поручалось в четырехмесячный срок утвердить комплексную программу, до 31 марта 2011 года оснастить наиболее уязвимые объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства специальными техническими устройствами, и до 2014 года полностью завершить создание комплексной системы безопасности на транспорте. Ответственным органом исполнительной власти назначался Минтранс.
Страха потерять чиновничьи кресла хватило для того, чтобы сдать и принять программу в срок — она была утверждена 30 июля 2010 года, но оказалось недостаточно для ее дальнейшей реализации.
Программа состоит из 14 приложений (по разным видам транспорта и некоторым общим мерам безопасности). Мероприятие — объем бюджетного финансирования; на его реализацию на каждый год действия программы — ответственный исполнитель.
Из бюджета на реализацию программы за четыре года планировалось выделить 48 млрд руб. И это — не конечная цифра. Большая часть мероприятий должна софинансироваться за счет средств «субъектов транспортной инфраструктуры», проще говоря, за счет средств крупнейших предприятий, которые в большинстве своем также принадлежат государству. Так что можно смело прибавить к 48 млрд еще половину этой суммы — тоже государственных денег.
Основными получателями средств назначены Минтранс и подведомственные ему Ространснадзор, Росавиация, Росавтодор, Росжелдор, Росморречфлот, а также МЧС, МВД и ФСБ.
Поскольку толчком к созданию программы послужили теракты в метро, больше всего денег выделялось на безопасность подземки — 12 млрд на четыре года.
Первоочередные мероприятия программы, реализация которых была запланирована на 2010 и первый квартал 2011 года, связаны с «железом». Это установка систем интеллектуального видеонаблюдения, рамок-металлоискателей, сканеров для досмотра багажа, аппаратуры радиационного контроля, взрывозащитных контейнеров и оснащение постов инструментального досмотра переносными комплексами обнаружения взрывчатых веществ и подавления радиоволн на транспортных узлах.
В 2010 году на оснащение станций метро дополнительными средствами контроля и безопасности только ФСБ и Росжелдор получили 3 млрд рублей. На станциях не появилось ни металлоискателей, ни сканеров — чтобы это проверить, достаточно просто спуститься в метро. Как нет их на большинстве столичных железнодорожных и автовокзалах. Можно с чем угодно пройти в здание Белорусского вокзала, или на платформу Киевского, или в вагон метро — это будет не сложнее, чем 29 марта 2010 года.
На безопасность воздушного транспорта и связанных с ним объектов инфраструктуры в 2010 году в бюджете было запланировано 2,5 млрд рублей. Из них 2,3 млрд — на строительство объездных (патрульных) дорог до столичных аэропортов и аэропортов в Магасе, Владикавказе, Махачкале и строительство периметровых ограждений вокруг гражданских аэропортов Москвы, Магаса, Владикавказа, Махачкалы и Анапы.
Поясним. Члены правительства планировали за один год построить 6 новых дорог, три из которых должны дублировать Ленинградское, Каширское и Киевское шоссе, и уложиться в 846,3 млн рублей, притом что строительство километра дороги в условиях российских откатов достигает 4 млрд рублей. А еще они планировали оградить территории 7 аэропортов за 1,5 млрд рублей. Это означает, что сейчас территории 7 стратегически важных объектов, в том числе «Шереметьево», «Домодедово» и правительственное «Внуково», не имеют забора? Или существующие ограждения планировали провести по смете как вновь построенные?
Потемкинские деревни можно строить бесконечно. Но не они служат мишенями для террористов.
Кстати, даже оперативное принятие неисполненной программы Минтранс может занести себе в актив. Ведь, например, после взрывов самолетов со смертницами над Тульской и Ростовской областями в 2004 году Владимир Путин (тогда — президент России) поручил разработать закон «О транспортной безопасности», который был подписан только в 2007 году. Содержащиеся в нем нормы на практике не реализованы и сегодня, спустя еще четыре года.
Кстати, по официальным данным, в 2004 году произошло 250 терактов, в 2007-м — 48. Зато в 2008 году цифра выросла до 576, а в 2009-м — до 786.
Мы проигрываем эту войну. И не террористам.
**Объемы финансирования комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, принятой после терактов в московском метро, за счет средств федерального бюджета**
**По ведомствам, млн руб.** **Комментарий**
**Заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков:**
— Основные мероприятия комплексной программы по обеспечению безопасности населения на общественном транспорте связаны с применением новых технических средств и методов обеспечения безопасности — систем интеллектуального видеонаблюдения, специального оборудования для досмотра и обнаружения опасных веществ. Все это сейчас постепенно внедряется, а также создается база данных с информацией о пассажирах.
В среду в Госдуме обсуждался вопрос создания думского комитета безопасности на транспорте. Хуже от этого точно не будет. А станет ли лучше — это большой вопрос. Потому что очевидно, что все практические методы борьбы с терроризмом себя исчерпают в ближайшее время, если уже не исчерпали. Усилим мы меры досмотра в том же «Домодедово» — и что? Там будут огромные очереди на входе. А что мешает террористу взорваться в этой очереди? Что помешает устраивать теракты на платформах электричек, например?
Сегодняшние антитеррористические меры — это все равно что идти с огромным бреднем по стране — никогда не знаешь, что попадется в сеть. Проблему внутреннего терроризма невозможно решить одним лишь усилением мер безопасности. Корень этой проблемы — в фундаментальных основах устройства нашего государства. Это политическая проблема, и решать ее, соответственно, надо политическими средствами.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»