В Московской области нет ничего ценнее, т.е. дороже, чем земля. Почти все земли, на которых можно было строить, уже давно освоены — городами, городскими поселениями, деревнями и дачными поселками. А поскольку спрос на загородные дома в...
В Московской области нет ничего ценнее, т.е. дороже, чем земля. Почти все земли, на которых можно было строить, уже давно освоены — городами, городскими поселениями, деревнями и дачными поселками. А поскольку спрос на загородные дома в Подмосковье не ослабевает, застройщики совместно с местными чиновниками активно осваивают леса. Незаконно? Чаще всего, да. Зато, при таком спросе, ну очень выгодно.
Обзавестись своим «кусочком Родины» в непосредственной близости от столицы хочется не только крупным бизнесменам или политикам. На днях «Новой» сообщили: под деревней Переделки, что рядом со знаменитыми переделкинскими писательскими дачами, вырубают лес — там, уверены местные жители, строят дачу для патриарха.
К слову, официальная резиденция у патриарха уже есть. Она находится совсем недалеко от того места, где предположительно строят новую, — в Новопеределкине. Это столичный район в 30 километрах от центра Москвы, относящийся к Западному административному округу. Хотя, оказавшись там, ни за что не поверишь, что находишься в столице: не по-московскому свежий воздух, густой лес, подступающий к самым домам, речка. Одной своей стороной Новопеределкино почти упирается в своего созвучного по названию, но гораздо более знаменитого собрата — дачный поселок Переделкино.
Где находится резиденция патриарха, знают все новопеределкинцы. Она граничит с территорией храма Спаса Преображения Господня. Тем не менее на первый взгляд сложно понять, что находится за высоким, крепким, с башенками по углам, розовым, украшенным разноцветными изразцами забором — очень уж напоминает популярные ныне у отечественной элиты роскошные дома-замки. По периметру — камеры, въездные ворота, естественно, наглухо закрыты. В самом храме идет вечерняя служба. Перед входом дежурит несколько машин милиции.
— А милиционеры здесь всегда дежурят или только когда патриарх приезжает? — спрашиваю у прихожанки.
— Дежурят всегда — сами понимаете, место такое… святое, что ли. Ведь и храму сколько лет, и самой резиденции. А патриарх… Ну что вы, он здесь очень редко бывает. Это же как дача, для отдыха, а у него вон сколько работы…
Несмотря на нечастые визиты святейшего, храм и резиденция в отличном состоянии. Со стороны храма строится новая церковь, чуть дальше, ближе к переделкинскому кладбищу, идет активная реставрация еще одной. На сочной траве, расцвеченной желтыми пятнами одуванчиков, пасутся пять-шесть коров и несколько коз — ну чем не рай?
— Видите, какие коровки ухоженные? Это покойного патриарха Алексия II, — объясняет, видя наш живой интерес, приставленный к коровкам пастух. — Что ж вы думаете, патриарх молоко из магазина будет брать?
— А патриарх Кирилл?
— А Кириллу, говорят, здесь не нравится совсем. Писатели переделкинские шутят, что ему электрички молиться мешают. Потому и строит себе новую резиденцию. Во-о-о-н там, — показывает он рукояткой плетки на виднеющиеся вдалеке, на другой стороне оврага, по которому протекает речка Сетунь, верхушки сосен. Кстати, на противоположном берегу Сетуни с 2005 года строится еще один дачный поселок…
Участок, на котором, возможно, будет возведена патриаршая дача, находится всего в 2,5 километрах от новопеределкинской резиденции — на самой северной окраине деревни Переделки. Забор из плотно подогнанных металлических листов ограждает территорию в несколько соток. Через приоткрытые ворота видны внушительного вида охранники, за их спинами работают таджики-строители. Правее находится уже очищенная от леса, но еще не огороженная территория. Столетние стволы распилены на бревна и сложены аккуратными горками. Рядом — отмеченные оранжевыми стикерами несколько десятков деревьев — тоже, вероятно, под спил. На заборе табличка: «Русская православная церковь. Комплекс «Скит». Проведение подготовительных работ для организации строительства Православного Комплекса» (_сохранена орфография источника_. — **Прим. авт.** ). Сроки работ: I квартал 2010 — I квартал 2011 года.
Строго говоря, пока нельзя прямо сказать — будет ли на этом месте дача или новая резиденция патриарха Кирилла, однако все местные, от переделкинских писателей до последнего таджика, только об этом и говорят. Зато возникают сомнения в законности строительства, кто бы и для каких целей его ни вел.
До недавнего времени эти земли были лесными по функциональному назначению и относились к Баковскому лесничеству. Однако в марте они превратились в земли поселений в границах деревни Переделки городского поселения Одинцово. Основания — два постановления правительства Московской области. Первые 14 гектаров Баковского лесничества путем изменения границ присоединили к Ступинскому лесничеству (при этом в Ступинском почему-то прибавилось не 14, а все 20 гектаров), а в марте, вторым постановлением, включили их в территорию населенного пункта.
Функциональное назначение земли — категория, определяющая, каким образом можно использовать ту или иную территорию. Как правило, земли, на которых находятся леса, относятся по назначению к лесным. В Московской области, кроме того, практически все они относятся к категории защитных. Это означает, что их можно использовать максимум для рекреационных целей и никогда — для капитального строительства. Обойти этот законодательный барьер можно двумя путями. Первый — взять в аренду лесной участок и сказать, что строишь на нем бесфундаментное спортивное сооружение вроде спортшколы. На таком основании появились, например, роскошные особняки небезызвестного в Москве комплекса «Остров фантазий». Второй путь, гораздо более долгий и сложный, — попытаться перевести земли из одной категории в другую. Дело в том, что почти все леса Подмосковья относятся к федеральной собственности, а значит, перевести их из одной категории в другую можно только постановлением правительства России. Местные власти неохотно идут на такое нарушение — только в случае если маржа действительно оправдает риски.
По информации, которую нам смогли предоставить в Баковском лесничестве, нынешний перевод земель из категории лесных в земли поселений — первый за последние десять лет.
Надо отметить, что перевод земель из категории в категорию — удовольствие не из дешевых. Применительно к данному лесу он скорее всего обошелся РПЦ в 585,4—640,3 тыс рублей за гектар.
**P.S.** _В администрации Одинцовского района отказались прокомментировать «Новой» сложившуюся ситуацию. Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Владимир Вигилянский был очень удивлен, узнав от корреспондента «Новой» о том, что Русская православная церковь имеет отношение к вырубке леса и строительству на окраине Переделок. Но опровергать эту информацию не стал. _
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»