Дипломатический советник, многолетний «шерпа» Макрона господин Эмманюэль Бонн побывал в Кремле, где встретился с помощником президента РФ Ушаковым. В тот же день сам президент Франции подтвердил: переговоры между Парижем и Москвой «идут на техническом уровне», возобновление диалога между Макроном и Путиным «находится в стадии подготовки». Пояснил: «Важно, чтобы европейцы действительно восстановили собственные каналы обсуждения». При этом далеко не все европейцы — включая лидеров двух других ключевых стран «коалиции добровольцев» — смотрят на очередной заход Макрона на тот же московский «дипломатический трек» с одобрением. В отличие, конечно, от Кремля.
Визит Эмманюэля Бонна в Кремль (3 февраля) не афишировался, был организован «в условиях строжайшей секретности» — по крайней мере, с французской стороны (по данным Le Monde), но «утечка» о нем откуда-то появилась на следующий день в журнале L’Express. «На фоне продолжающихся в Абу-Даби российско-украинских переговоров при посредничестве США Франция таким образом пытается остаться в игре», — отметило издание.
Этот же аргумент — «остаться в игре» и не оставлять президента США (странно благожелательного по отношению к хозяину Кремля) единственным «арбитром» переговорного процесса — приводят в качестве объяснения очередной макроновской «кремлевской» инициативы все серьезные французские издания, добавляя иногда еще и напоминание о «заинтересованности» некоторых европейских лидеров — например, премьера Италии Джорджи Мелони.
(При этом по данным Monde, за несколько дней до визита в Москву Эмманюэль Бонн находился в Вашингтоне, где обсуждал с госсекретарем США Марко Рубио вопросы ядерного сдерживания — накануне выступления Эмманюэля Макрона на эту тему, запланированного до начала марта. Там же Бонн рассказал о предстоящей поездке в Москву).
Материала для других толкований макроновской инициативы пока не остается, при том, что и сам Макрон 3 февраля во время рабочей поездки на восток Франции, в департамент Верхняя Сона, сказал: возобновление диалога с Кремлем «готовится», «так что идут дискуссии, продолжающиеся на техническом уровне, чтобы подготовить это». «Это также делается открыто и в согласованности с президентом Зеленским и главными европейскими коллегами. Мы готовим обсуждения для «дня после», с работой «коалиции добровольцев» для гарантий безопасности. И в этих рамках важно, чтобы европейцы восстановили их собственные каналы дискуссий. Это сейчас готовится с технической точки зрения».
Макрон отметил, что Москва не имеет реального желания «к переговорам ради мира».
На вопрос «Думаете ли вы, что <переговоры с Кремлем> будут полезны?» Макрон ответил: «Я думаю, что это могло бы быть полезным, но я не думаю, что Россия готова заключить мир в ближайшие дни или недели».
Владимир Зеленский в среду 4 февраля в ответ на вопрос журналистки France 2 Леи Саламе во время интервью в Киеве о том, считает ли он «благим» «желание президента Макрона» возобновить диалог с Путиным, ответил: «Мы с Эмманюэлем добрые друзья. Безусловно, он мне звонил и сказал, что будет думать о какой-то конструкции диалога с русскими».
«На мой взгляд… Он знает мое отношение… На мой взгляд…», — продолжил президент Украины в том тоне и стой скоростью, которые четко показывали его (скептическое, по меньшей мере) отношение.
В долгую паузу после этих слов Зеленского вторглась Леа Саламе: «И каково же ваше мнение?». Зеленский продолжил: «…что Путину выгодно унизить Европу».
И дальше — с такими же долгими паузами: «И… Важно, что Эмманюэль пытается помочь. Важно, что есть лидеры, которые хотят найти те или иные шаги, которые принесут дивиденды: я имею в виду дивиденды относительно мира… И это дивиденды для всего мира (…). Но я считаю, что давление на Путина не достаточное для того, чтобы он не хотел в диалоге унизить европейцев».
«То есть проблема конструкции диалога с Путиным в том, что давления недостаточно. Недостаточно!», — еще раз подчеркнул президент Украины. «Поэтому именно это («достаточное давление») должно быть условием» для возобновления диалога с главой Кремля, добавил Зеленский.
Нужно отметить, что подавляющее большинство европейских лидеров, в отличие от Макрона, согласны с этой точкой зрения: необходимо продолжать держать с Путиным дистанцию — по крайней мере, до тех пор, пока он не продемонстрирует хоть какой-то готовности реально прекратить боевые действия.
Премьер-министр Великобритании Кир Стармер «не планирует разговаривать с президентом Путиным», — заявили на Даунинг-стрит 16 января, пояснив одну из причин такого решения британского лидера: «Его цель состоит в том, чтобы поддержать Украину в достижении справедливого и прочного мира и поставить ее в максимально сильную позицию — как для продолжения борьбы, так и для мирных переговоров», когда в Москве будут к ним готовы.
В конце января и канцлер Германии Мерц выступил против прямых переговоров с Путиным, отвечая на соответствующий вопрос в Бундестаге.
При этом Макрон, конечно, информирует Мерца и Стармера о своих новых шагах.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Президент Макрон. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»
Напомню, впервые о них стало известно в конце минувшего года.
19 декабря на пресс-конференции по итогам саммита ЕС в Брюсселе Эмманюэль Макрон заявил, что «снова станет говорить с Владимиром Путиным», чтобы Европа не оказалась отстраненной от решений по Украине. «Я вижу, что есть люди, которые разговаривают с Путиным», — добавил он, намекая, в первую очередь, на Трампа. «Поэтому я думаю, что нам, европейцам и украинцам, выгодно найти рамки для возобновления этой дискуссии в надлежащей форме. Иначе мы обсуждаем это между собой, а их переговорщики идут разговаривать с русскими», — пояснил Макрон.
21 декабря Елисейский дворец объявил, что «считает позитивным, что Владимир Путин готов к разговору с Эмманюэлем Макроном» и что детали «определятся в ближайшие дни».
«Президент (Макрон) всегда выступал за диалог с Россией, основанный на принципиальности и требованиях. Зеленский и Путин встречались один раз, и это было в Париже в декабре 2019 года. Тогда мы приняли точную дорожную карту по реализации Минских соглашений. *** в Украине и упорство президента Путина положили конец любой возможности диалога», — пояснил тогда источник из макроновской команды.
Сериал под названием «Макрон звонит в Кремль» (логично вызывавший раздражение в большинстве европейских столиц — особенно после того, что началось 24.02.2022) действительно прервался в сентябре 2022 года. В марте 2024-го, после теракта в «Крокусе», Макрон вновь попытался возобновить «канал связи», предложив совместную борьбу с терроризмом. Москва предложение отвергла.
1 июля 2025 года была еще одна попытка — и даже собственно телефонный разговор Макрона с Путиным — в тот раз основным поводом (после украинского вопроса) Елисейский дворец назвал «проблему ядерной программы Ирана». И она тоже, ожидаемо, завершилась разочарованием инициатора переговоров, не приведя вообще ни к чему — в том числе даже к собственно продолжению переговоров, пусть и бесполезных.
Тем не менее, в конце 2025 г. Париже решили сыграть в эту «игру» еще раз.
«С того момента, когда перспектива прекращения огня и мирных переговоров начинает вырисовываться, вновь становится полезно говорить с Путиным», — пояснил тогда вышеуказанный источник из макроновской команды. Выразив надежду:
«То, что Кремль публично дает согласие на такой подход, является позитивным сигналом. В ближайшие дни мы определимся с наилучшим способом дальнейших действий».
И подчеркнув: «Нашей целью останется содействие прочному и устойчивому миру для Украины и Европы — при полной прозрачности в отношениях с президентом Зеленским и нашими европейскими партнерами».
Две недели назад, после скандального обнародования Трампом личной смски, которую ему послал Макрон, стало известно о том, что французский лидер планировал — ни много ни мало — организовать 22 января 2026 г. в Париже встречу «Большой семерки» (на правах французского председательства в этом году) и пригласить на нее «украинцев, датчан, сирийцев и россиян в кулуарах».
Самое интересное и важное здесь было как раз в новой попытке собрать вместе «украинцев и россиян». Трамповский демарш сорвал эту попытку, Макрон отменил «встречу семерки».
Сейчас, с этим визитом Эмманюэля Бонна в Кремль, мы лишь видим подтверждение того, что попытки продолжаются. И скоро должны вылиться — как минимум — в очередной разговор Макрона с Путиным.
