Если говорить о загранице, то теракт в «Крокус Сити Холле» громче всего отозвался во Франции. Здесь объявили наивысший уровень террористической угрозы, а президент Макрон, немедленно выразивший соболезнования, вскоре заявил, что французские спецслужбы готовы к полному сотрудничеству с Москвой в этом направлении — ради общей безопасности. Президент Франции также призвал российскую сторону не играть в «привязывание» московской трагедии к Украине.
Вечером в воскресенье, 24 марта, то есть через два дня после московского теракта, в Елисейском дворце под руководством президента Макрона прошло заседание совета обороны и национальной безопасности. После заседания премьер-министр Габриэль Атталь объявил, что «в связи с терактом в Москве» уровень террористической угрозы Vigipirate во Франции решено поднять до наивысшего, третьего, под названием Urgence Attentat («неотложная опасность теракта»).
На следующий день премьер-министр совершил выезд на парижский вокзал Сен-Лазар: продемонстрировать, что власти не бездействуют (для этого как нельзя кстати — фотографии на фоне вооруженных военных, постоянно патрулирующих самые посещаемые точки страны), и одновременно напомнить согражданам о необходимости быть бдительными. К сожалению,
во Франции с января 2015 года, когда случились совершенные одним «коммандо» трагедии в редакции «Шарли Эбдо», в парижском кошерном магазине HyperCacher и в столичном пригороде Монруже произошло уже 18 терактов.
В последний раз Urgence Attentat объявляли совсем недавно — после убийства школьного учителя Доминика Бернара в Аррасе 23 октября 2023 г. 15 января этот уровень сняли, и вот — опять.
Стоит отметить, что внешне повышение или понижение уровня обычно заметить трудно — разве что где-то вновь появится военный патруль, а там, где патрульные дежурят всегда, их станет чуть больше. Так что касается он — в первую очередь и почти только — сотрудников правопорядка, спецслужб и военных. Ну, и отражается на бюджете Франции: каждый день исполнения мер в рамках Urgence Attentat стоит примерно 1 млн евро.
В этот раз есть «новинка»: на следующий день после объявления Urgеnce Attentat, в понедельник, министерство образования Франции объявило о том, что почти 130 лицеев и колледжей в парижском регионе, а также на севере и востоке страны «с прошлой недели» подверглись угрозам терактов через цифровые рабочие пространства, которые используются ежедневно и служат связующим звеном между учителями, учениками и родителями. Участники «пространств» получили сообщения с угрозами взрыва, сопровождаемые видеозаписью обезглавливания (позднее, во вторник, стало известно, что таким же информационным атакам подверглись не менее сорока школ на юге страны — некоторые из них в результате были эвакуированы).
Во Франции усилены меры безопасности после теракта в «Крокус сити холле». Габриэль Атталь во время визита на авиабазу Лион-Мон-Верден для проверки обеспечения воздушной безопасности. Фото: Pool / ABACA
Атталь на вокзале объявил о том, что будут «дополнительно задействованы» еще 4000 военных патрульных в дополнение к тем 3000, которые дежурили в туристических местах, на вокзалах и в аэропортах (их число никогда не превышает 10 000 по всей стране, но в моменты, признанные властями относительно спокойными, число дежурящих снижают на несколько тысяч). Премьер пообещал «развернуть исключительные средства (…) по всей территории» страны, напомнив одновременно о том, что во Франции «исламистская террористическая угроза реальна и сильна» и что «она никогда не ослабевала».
«Наша борьба с терроризмом не требует слов. Она очень конкретна, и наша рука никогда не дрогнет перед лицом терроризма, никогда не дрогнет перед лицом исламизма», — заверил 35-летний глава правительства Франции и заявил, что с 2015 года «было сорвано 74 плана терактов» (в том числе два — в этом году: в январе и марте), а 760 «радикально настроенных» иностранцев были высланы за границу (в том числе и в Россию, в рамках сотрудничества между МВД двух стран, о котором ничего не было слышно после 24.02.2022. — Ю. С.).
Эммануэль Макрон впервые высказался о трагедии в «Крокус Сити Холле» на следующее же утро, опубликовав сообщение с соболезнованиями. «Франция решительно осуждает теракт в Москве, ответственность за который взяло на себя «Исламское государство»*. Мы выражаем солидарность с семьями жертв, с пострадавшими и с российским народом», — заявил французский президент через соцсети.
Он еще раз повторил эти слова на камеру 25 марта, прибыв с запланированной поездкой во Французскую Гвиану. «Наши мысли обращены к жертвам теракта, их семьям, а также к раненым. Россия пострадала от исламистского теракта. Подобные теракты мы во Франции, к сожалению, переживали в последние годы, и мы знаем, какие глубокие раны это наносит стране. Я вновь повторяю слова солидарности», — сказал Макрон, а затем призвал «воздержаться от любой инструментализации или искажения» случившегося, а вместо этого «быть требовательными и эффективными»: «Именно в этом духе мы движемся вперед, и я надеюсь, что Россия последует этому примеру».
Затем напомнил: «Продолжается агрессивная (…), против которой мы категорически выступаем, из-за которой мы ввели санкции против России и в которой мы поддерживаем Украину». Говорил все это французский президент уже после первого путинского упоминания Украины в контексте теракта в «Крокусе» (Путин, напомню, сказал про какое-то «подготовленное окно» для террористов). «Я думаю, что для самой России и безопасности ее граждан было бы одновременно циничным и контрпродуктивным попытаться повернуть это против Украины», — подчеркнул президент Франции.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Фото: NICOLAS TUCAT / AFP / East News
Макрон также рассказал, что Франция «предложила российским службам, как и нашим партнерам в регионе, более тесное сотрудничество» и что контакты с Москвой «были установлены на всех уровнях — технических и министерских, чтобы предложить сотрудничество, исходя из информации, которая есть у наших спецслужб и которая могла бы быть полезна россиянам».
«Эта конкретная группировка, которая, как представляется, причастна к этому [московскому] теракту, предпринимала несколько попыток» совершить теракты на территории Франции, продолжил Макрон. По его словам, французские спецслужбы считают, что эта группировка [афганское «отделение» запрещенной повсюду «ИГ»] «подстрекала к этому нападению и привела его в исполнение».
«С учетом ее разветвленной сети и ее намерений, из соображений предосторожности, но и имея достоверные и солидные данные, мы решили повысить уровень террористической угрозы», — пояснил глава французского государства.
На вопрос о том, стал бы он напрямую обсуждать вопрос террористической угрозы с Путиным, Макрон ответил, что пока контакты будут проходить на «техническом и министерском» уровне: «Мы посмотрим на развитие контекста и на то, будет ли это оправдано в ближайшие дни или недели».
Тем же вечером
Путин снова привязал трагедию в «Крокусе» к Украине — еще не совсем напрямую, а на следующий день то же самое, уже «безапелляционно», сделали Патрушев и Бортников.
Французские власти намерены продолжить обсуждение ситуации в связи с трагедией в «Крокусе» и угрозами, которые она может повлечь за собой для Франции, уже завтра.
Министр внутренних дел Жеральд Дарманен объявил, что утром 28 марта, в четверг, в здании Главного управления внутренней безопасности (DGSI)) состоится совещание с участием «всех действующих лиц разведки», чтобы «проанализировать все последствия московского теракта».
* Признана террористической и запрещена в РФ.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68