Третий пошел
Правительство Никола Пашиняна планомерно продолжает кампанию по нейтрализации политической оппозиции в лице радикально настроенных иерархов и клириков Армянской апостольской церкви (ААЦ) во главе с верховным патриархом и католикосом всех армян Гарегином II.
15 октября кампания докатилась до Арагацотнской епархии, центр которой расположен в древнем селе Ошакан — предместье Еревана. А возглавляет епархию племянник Гарегина II епископ Мкртыч Прошян, который 16 октября оказался в СИЗО вместе с двумя сотрудниками епархии — бухгалтером и главой канцелярии.

Епископ Мкртыч Прошян. Фото: пресс-служба Арагацотнской епархии
Прошян стал третьим иерархом ААЦ, подвергнутым аресту в этом году: в отношении ранее задержанных архиепископов Баграта Галстаняна и Микаэла Аджапахяна ведутся судебные процессы. Еще порядка 10 клириков Арагацотнской епархии, включая настоятеля монастыря Сагмосаванк о. Парена Аракеляна, которые также были доставлены в Следственный комитет, отпущены после допросов — они проходят свидетелями по делу своего архиерея.
В помещениях Арагацотнской епархии ААЦ прошли обыски, изъят большой массив документов и оргтехника. На официальном сайте Следкома и в армянских СМИ были опубликованы фото крупных денежных сумм, изъятых в ходе обыска (следователи намекают, что они поступали, помимо прочего, из РФ), и паспортов, включая дипломатический.
Как сообщил «Новой» источник, близкий к Следственному комитету Армении, задержанного епископа и сотрудников епархии подозревают в «принуждении граждан к участию в массовых мероприятиях», «воспрепятствовании реализации избирательного права» и «хищении чужого имущества в особо крупном размере путем злоупотребления доверием». Процессуальным основанием для возбуждения дела стала «информация о явном преступлении, опубликованная СМИ».

Арам Асатрян. Фото: скриншот видео
И тут в деле появляется интересный элемент, который сторонники Гарегина II и Мкртыча Прошяна называют «тенью Иуды». Материалом СМИ, положенным в основание дела, стало интервью запрещенного в служении клирика Арагацотнской епархии священника Арама Асатряна, которое он дал Общественному телевидению Армении 16 сентября. Диссидентствующий клирик, недовольный злоупотреблениями священноначалия, в частности, поведал, что в 2021 году в рамках протестной кампании после поражения армянских сил в Арцахе (Нагорном Карабахе) епископ Мкртыч Прошян принуждал его и других клириков епархии участвовать в акциях оппозиции, добивавшейся свержения Пашиняна.
Иуда или герой?
Даниел Иоаннисян, глава армянского движения «Союз информированных граждан», специализирующегося на борьбе с коррупцией и контроле над выборами, позже рассказал, что обращался в прокуратуру с просьбой обратить внимание на интервью о. Арама Асатряна и дать этому делу законный ход. Поначалу Иоаннисян был разочарован отсутствием интереса к данной теме правоохранительной системы Армении, которой, вероятно, нужно было получить «политическое решение с самого верха».
Такое решение было принято к середине октября, при этом сами следователи ссылаются не на заявление Иоаннисяна, а на интервью Асатряна, что несколько смущает совесть священника. «Я не знал, — говорит он, — что это происходит на основании моих заявлений». Однако ранее, в том самом интервью Общественному телевидению, о. Арам заявлял, что «не может больше молчать», потому что «покрытие преступления», направленного на дестабилизацию политической ситуации в Армении и утрату ее суверенитета, само по себе является преступлением.

Даниел Иоаннисян. Фото: скриншот видео
Священник рассказал о своей доверительной встрече с католикосом Гарегином II, который якобы дал понять о. Араму, что считает его «сторонником Пашиняна», а таковые не приветствуются в нынешней ААЦ. Еще более жестко высказывания священника раскритиковали в Арагацотнской епархии, назвав о. Арама соучастником «антицерковной кампании» Пашиняна, «послушником» которого он якобы стал. Сам по себе тон подобных заявлений говорит о высокой степени политизации атмосферы в ААЦ и о нетерпимости к клирикам, которые не разделяют официальную (антипашинянскую) позицию Святого Эчмиадзина — духовно-административного центра этой церкви.
Епископ Мкртыч Прошян отстранил священника Арама Асатряна от служения еще в начале сентября, после того как последний опубликовал в Фейсбуке* критический (но вполне корректный) пост о священноначалии ААЦ.
Спустя 10 дней на конфликт в Арагацотнской епархии обратил внимание сам Никол Пашинян, заверив в своей поддержке о. Арама и других священников, недовольных политизацией церкви и ее уходом в радикальную оппозицию.
После этого в ААЦ поползли слухи, что Асатрян и есть «кандидат Пашиняна» на пост католикоса всех армян, поскольку уже пять месяцев премьер активно добивается отставки Гарегина II и созыва собора по избранию нового предстоятеля церкви. Однако в Армянской церкви (как и в православных) епископом, а тем более католикосом может быть только монах, а о. Арам — женатый.
По мнению уполномоченной по правам человека в Армении Анаит Манасян, во время следственных действий в Арагацотнской епархии силовики допустили ряд существенных нарушений. Например, они не имели права задерживать и принудительно доставлять в офис органа следствия лиц, имеющих статус свидетелей. Манасян призвала Следственный комитет обеспечить немедленный доступ адвокатов к задержанным епископу и его сотрудникам, а также предоставить им телефонный разговор с близкими.

Силовики проводят обыски в Арагацотнской епархи. Фото: newsarmenia.am
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Близкий к руководству ААЦ член политсовета оппозиционной партии «Республика» Сурен Суренянц усмотрел в очередных задержаниях представителей церкви «азербайджанский след», связав их со словами главы Духовного управления мусульман Кавказа, азербайджанского шейха Аллахшукюра Паша-заде о том, что именно ААЦ торпедирует мирный процесс, который ведут правительства Армении и Азербайджана, в том числе при поддержке правительства США.
При нынешнем политическом раскладе в Армении оппозиция (и примкнувшее к ней церковное руководство) опирается на так называемый карабахский консенсус и порожденный им «ресентимент», в то время как власть и прозападные силы исповедуют доктрину «Реальной Армении» (явный намек на Realpolitik), в рамках которой только и возможно мирное урегулирование с Азербайджаном и региональным лидером Турцией.
Владыки со взрывчаткой
Очевидно, епископ Мкртыч Прошян пойдет по пути своих старших собратьев — уже осужденного 3 октября судом первой инстанции в Ереване архиепископа Микаэла Аджапахяна и находящегося под судом лидера оппозиционного движения «Священная борьба» архиепископа Баграта Галстаняна.
62-летний Аджапахян, возглавлявший Ширакскую епархию вплоть до своего ареста в конце июня, приговорен к двум годам лишения свободы по ч. 2 ст. 422 УК Армении («публичные призывы к захвату власти», максимально возможное наказание — пять лет). Архиепископ систематически выступал с жесткой критикой власти, но непосредственным поводом для его уголовного преследования стал видеоролик, опубликованный в конце сентября 2023 года после восстановления полного контроля Азербайджана над Нагорным Карабахом.

Глава Ширакской епархии архиепископ Микаель Аджапахян во время заседания суда. Фото: Александр Патрин / ТАСС
В весьма наэлектризованной обстановке, в которой пребывало в те дни армянское общество, Аджапахян обратился к генералам с призывом проявить «национальную сознательность» и «устроить переворот» с целью свержения «предательской клики» Пашиняна.
Почти весь 2024 год, как рассказал архиепископ в суде, с ним работали сотрудники армянских спецслужб, добиваясь — под страхом тюремного заключения — согласия поддержать кампанию Пашиняна против Гарегина II.
Более молодой соратник Аджапахяна и Гарегина II 54-летний архиепископ Баграт Галстанян даже пытался в прошлом году физически захватить здания парламента и правительства Армении, возглавив почти 300-тысячную толпу протестующих в Ереване. На пике своей популярности Галстанян фактически отрекся от своего церковного служения, заявив, что готов «принести на алтарь отечества жертву» в форме согласия занять пост премьер-министра.
Несмотря на все сочувствие риторике Галстаняна, Святой Эчмиадзин вынужден был запретить его в служении. После провала своей попытки захватить власть архиепископ Баграт пошел по пути радикализации: открыл штабы движения «Священная борьба» во всех регионах страны. В этих штабах, по утверждению правоохранителей, хранились оружие и взрывчатые вещества (изъяты при обысках и фигурируют как вещдоки в суде).

Архиепископ Баграт Галстанян в суде. Фото: Александр Патрин / ТАСС
Очевидно, Галстаняна ждет более суровый приговор, чем Аджапахяна, ведь его обвиняют в подготовке теракта и организации массовых беспорядков с целью захвата власти. В центре общественного внимания оказалась аудиозапись, представленная в суде, на которой Галстанян призывает своих соратников «расстрелять пару человек», чтобы придать новый импульс протестной активности. И хотя этот фрагмент, по версии защиты, «вырван из контекста» и речь шла о наказании наркодилеров, в устах монаха и священнослужителя подобные призывы звучат чудовищно.
Москва разыгрывает «церковную карту»?
С одной стороны, жесткое противостояние правительства Армении и ААЦ, обернувшееся арестами епископов, беспрецедентно в истории этой древнейшей христианской страны и вызывает закономерную настороженность армянского общества, особенно в диаспоре. С другой — ААЦ, будучи испокон веков не только религиозной организацией, но и хранительницей армянской культуры и идентичности, чрезвычайно политизирована, и ее политический конфликт с властью был лишь вопросом времени. В той же степени, в которой ААЦ была частью режима в годы правления «карабахского клана» Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, ориентированных на Москву, она стала частью оппозиции в условиях прихода к власти прозападного правительства Никола Пашиняна, дистанцирующегося от Москвы.
Помимо собственно политических привязанностей и ориентации на наиболее консервативную часть общества, тяжело переживающую «катастрофу Арцаха», важнейшим фактором остается зависимость нынешнего руководства ААЦ от своей «старшей сестры» РПЦ, оставшаяся еще с советских времен, когда будущие иерархи Армянской церкви получали образование в духовных академиях Московского патриархата, а Эчмиадзин играл роль присяжного на пропагандистских «миротворческих» мероприятиях, устраиваемых РПЦ в поддержку очередных «миролюбивых инициатив советского правительства».
Почти всю высшую иерархию ААЦ на территории Армении составляют люди старшего поколения, ментально сформировавшиеся в СССР, и в этом Кремль видит неплохой шанс разыграть церковную карту на предстоящих в 2026 году парламентских выборах.
После того как эта же карта не сыграла на выборах в Молдове, азартный интерес к тому, чтобы она сыграла в Армении, только возрос. Тем более что рана Карабаха действительно свежа и болит у значительной части армянского общества.
Ощущая это, Пашинян пытается сыграть на опережение. Конечную цель своей кампании — отставку Гарегина II и избрание нового, аполитичного католикоса — он проанонсировал на заседании правительства еще 29 мая (). Это был весьма рискованный шаг, ведь к ААЦ, по данным переписей, принадлежит более 92% населения страны. Однако армянское общество в большинстве своем показывает высокий уровень духовной зрелости, отчетливо различая святость церкви и греховность ее служителей.
* Принадлежит американской компании Meta, которая в России признана экстремистской и запрещена.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68



