СюжетыОбщество

Учитель бумажный

На что уходит основное количество времени педагогов? На отчеты, сверки и планы. Рассказываем о скрытом мире российской школы

Учитель бумажный

Фото: Евгений Разумны / Коммерсантъ

Пока текст готовился к публикации, стало известно, что в новом учебном году учителей обяжут отчитываться об активности в школьных чатах в мессенджере Max. Туда планируется перевести все школьные чаты, онлайн-уроки, педагогические совещания и собрания для родителей.

К концу года еженедельная активность должна достигнуть 75% среди работников школ и не менее 30% среди учащихся и их родителей.

С 1 марта этого года действует упрощенный перечень обязательной отчетности для учителей: они обязаны сдавать только пять документов, а не 49, как раньше. Действительно ли эта мера спасла учителей от бумажной перегрузки?

Учителя действительно несколько лет даже не стонали, а оглушительно выли от того, что любой чиновник считал их своей собственностью и мог обязать их сдать любую отчетность: пересчитать число детей-инвалидов или многодетных семей для соцзащиты; провести конкурс для ГИБДД, собрать с родителей сведения, кто из детей посещает музыкальную школу или записан в библиотеку, — кому что в голову придет.

Охвачены ли дети культурными мероприятиями? Получают ли горячее питание? Не будут ли на каникулах безнадзорными в городе? Принимают ли участие в волонтерской деятельности? Отдыхают ли в оздоровительных лагерях?

Главные страдальцы в этой системе — классные руководители: именно они заполняют бесконечные таблицы — привитых-непривитых, согласных на психолога и отказников; они собирают с родителей сведения, согласия, отказы, персональные данные.

Они проводят соцопросы, тестирования, анкетирования по запросам каких-то заинтересованных исследователей или собирателей статистики. Они организуют онлайн-мероприятия: то всем надо раздать пароли от личных кабинетов для школьного этапа олимпиады и переписать желающих участвовать, то всех необходимо срочно зарегистрировать на каком-то сайте, будь то Всероссийское движение школьников или Госуслуги: нужно позавчера, сайт висит, два ученика в половине девятого вечера еще не дома, а нам надо сдать отчетность, что все зарегистрированы! Срочно выделите десять человек для общегородской линейки в честь Дня Победы, и чтобы белый верх — черный низ!

На что сослаться

Борьба с разрыванием учителя на мелкие кусочки началась на государственном уровне довольно давно: Минпрос, тогда еще Минобр, еще десять лет назад выпустил письмо о сокращении учительской нагрузки, но она почему-то не сократилась.

В 2020 году появились письма Минпросвещения России № СК-578/08 и Рособрнадзора № 01-350/13-01 от 18.12.2020 «О снижении документационной нагрузки учителей».

Тогда в перечень обязательных для учителя документов входили рабочая программа (с планируемым результатом и тематическим планированием), программы работы со школьниками (их на бюрократическом языке называют обучающимися), отстающими в учебе, а также состоящими на внутришкольном учете; для классных руководителей — рабочая программа воспитания и план воспитательной работы, для ведущих курсы внеурочной деятельности — рабочие программы этих курсов. Кроме того, учителя вместе с профильными специалистами должны были составлять план коррекционной работы, а вместе с завучем — программу развития универсальных учебных действий, они же УУД: это то, что называют общими словами «умение учиться»: планирование, самоконтроль, логика, способность к коммуникации и т.п.

Фото: Агентство «Москва»

Фото: Агентство «Москва»

Федеральный закон от 08.08.2024 № 328-ФЗ внес в Закон об образовании правки, смысл которых в том, что перечень отчетных документов учителя составляет Министерство просвещения. Министерство в том же году такой перечень составило (он приводится в Приказе Минпроса № 779 от 06.11.2024). В нем осталось всего пять обязательных документов: рабочая программа, журнал учета успеваемости (то есть обычный классный журнал — надо заполнять темы, ставить оценки и задавать домашнее задание), журнал внеурочной деятельности (это касается не всех, а только тех, кто ее ведет). Классные руководители должны иметь план воспитательной работы — и по запросу предоставлять характеристики на учеников. Всё.

На эти документы, кстати, можно и нужно ссылаться, когда начальство требует больше, чем положено.

В начале этого месяца руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил премьеру Михаилу Мишустину, что нагрузка на учителей снизилась в 25 раз.

А учителя все равно продолжают жаловаться.

На что они жалуются

Что интересно, жалуются они теперь не дружно, а в шахматном порядке. Неравномерно. Спрашиваешь: много у вас бумажной отчетности? И тут же один говорит «да сдохнуть можно», а другой — «да вообще никакой». Причем это могут быть две частные школы из одного субъекта Федерации — или две государственные из разных, логики никакой. Хотя нет, логика есть, мы ее скоро увидим.

Вот что говорят учителя (как обычно, имена изменены; государственные школы особо не оговариваются).

  • Алексей, Москва: «Я предметник, классный руководитель и завуч. Никакой бумажной отчетности вообще».
  • Елена, Московская область: «Я руковожу методическим объединением, делаю по нему отчет, выгрузив таблички из «Параграфа» (система, которая ведет базы данных школы, формирует отчетность, составляет расписание и проч. М. В.). Рабочую программу делаю в конструкторе. Всё».
  • Ольга, Ярославль: «Куча бумаг. Самое замороченное — отчет по корректировке программы. В каждом классе надо посчитать, сколько уроков пропущено, куда добавлено, указать причины корректировки, даже если это был праздничный день, больничный или карантин. Требует школа — перестраховывается».
  • Татьяна, частная школа, Московская область: «Маленькая семейная школа. В средней школе мы даже электронные журналы перестали вести в обязательном порядке, чтобы стимулировать детей следить за заданиями самостоятельно. Все в постоянном живом контакте друг с другом. И есть специальные люди, которые отвечают за обязательный общешкольный пул бумажек».
  • Сергей, частная школа, Московская область: «Целая пустыня электронной бумаги. Требует школа».
  • Ангелина, Санкт-Петербург: «У меня классное руководство и три предмета: история, обществознание, ОДНКНР (Основы духовно-нравственной культуры народов России). Журнал электронный, бумажных нет. Сейчас мы должны сдать: три протокола родительских собраний (сами протоколы уже дают готовые, мы только на самом собрании пускаем их по родителям подписи поставить), инструктажи по безопасности (4 четвертных плановых + 6 внеплановых). В плане отчетности — всё. Никаких итогов по успеваемости по классу или предметам, как раньше было, ничего такого у нас не осталось, завучи сами всё выгружают из «Параграфа». Ну еще занятость детей летом. Школе зачем-то надо знать, где они планируют быть».
  • Инна, Удмуртия: «Я классный руководитель в 8-м классе, вот нам как раз выдали список отчетности:
  1. Электронный журнал по предмету + исправление замечаний по электронному журналу.
  2. Журнал ПОУ (платных образовательных услуг) по предмету.
  3. Журнал ГПД (группы продленного дня).
  4. Аналитический отчет по воспит. работе в классе (кл. рук.).
  5. Протоколы родительских собраний (кл. рук.).
  6. Ведомость промежуточной аттестации (кл. рук.).
  7. Личные дела (кл. рук.).
  8. Занятость учеников класса в летние каникулы (кл. рук.).
  9. УУД (по проектам 5–10-х классов).
  10. Анализы контрольных работ 2, 3, 4, 8, 10-го классов (учителя-предметники).
  11. Печатный вариант сводной ведомости успеваемости и посещаемости из электронного журнала (кл. рук.).
  12. Отчет по оплате родителями платных образовательных услуг (кл. рук.).
  13. Протоколы ШМО (школьных методических объединений) (руководители ШМО)».

Из того, что меня впечатлило в отчетности этого года, — список детей, отдохнувших в Крыму: не важно, организованно или самоходом, — всех посчитать и списком сдать с указанием ФИО. А еще посчитать остаток денег на Пушкинской карте детей. Потом школа считает общую сумму по классам.

Читайте также

Вы учитель какого сорта?

Вы учитель какого сорта?

Московский Департамент образования ввел новые принципы оплаты учительского труда

Культпросвет и винтовка

С Пушкинской картой — особые сложности. На учителя часто возлагается ответственность организовать для детей культурные мероприятия, которые оплачиваются Пушкинской картой. Проблема, однако, в том, что не в каждом городе, поселке или селе достаточно культурных центров, где для детей организуют что-то действительно ценное.

«У нас в городке потратить деньги с Пушкинской карты — целый квест для учителя, — рассказывает Анна из Кемеровской области. — Я своих учеников обычно уже осенью везу в Новосибирск, вожу по театрам и музеям — и мы Пушкинскую карту закрываем. А с другими — смех и грех: то одному классу устроили репетицию танца для общегородского выпускного на площади — и списали деньги с карты, потому что с ними же профессионал-хореограф занимался. В другом случае детей внезапно сдернули вечером из домов — чтобы немедленно явились! — повели на творческий вечер столичной звезды. Звезда была не очень трезва, перед детьми было стыдно».

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Анна подтверждает то, что уже рассказали другие учителя, — обычному предметнику без классного руководства живется не так уж плохо: «Ну разве что надо переписать с электронного журнала на бумажку цифры и положить на стол завучу. Чтобы бумажка просто была». А вот у классных руководителей обязанностей много, и колонок в отчетности много: «Есть, например, целый бланк «Занятость детей в летнее время», надо записать, что дети делают в каждый из летних месяцев.

В отчете классного руководителя есть колонка «Сбор средств для СВО»: отслеживается, кто сколько собрал. Один раз собирали даже на снайперскую винтовку, но сбор шел как-то не очень активно».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Анна подытоживает: «Это уже не имеет отношения к бумажной нагрузке, но со следующего года я ухожу с классного руководства. У нас в 10-м классе оно предполагает плетение маскировочных сетей. Это организуют активные учителя, у которых мужья или сыновья там. Дети плетут не особо активно, их забирают для этого с уроков, если кто не против. Некоторые не против — просто чтобы на урок не ходить. Но в последнее время уже и дети начали сопротивляться, и родители».

Александра из Москвы тоже уходит с классного руководства: «Я больше не могу реагировать на сотню чатов в моем телефоне. Не могу откликаться на требования немедленно предоставить такие-то сведения, когда я веду урок. Не могу в девять вечера или в выходные быть постоянно на связи и отвечать на любой запрос. А главное — от классного руководителя требуется не то, что я люблю и умею — и что делала много лет, а вот это «срочно заполните таблицу» и «немедленно предоставьте сведения».

Как заработать доплату

Еще один учительский комментарий по поводу учительской отчетности — от москвички Тамары: «А вы посмотрите на критерии получения доплаты за МЭШ».

МЭШ, Московская электронная школа, — это одновременно и журнал, и дневник, и база данных. Портал МЭШ связан с Госуслугами; МЭШ обеспечивает вход в школьный интернет, МЭШ — это вообще среда, в которой живет типичная московская школа.

Несколько лет назад Департамент образования Москвы ввел доплаты для учителей за использование МЭШ, критерии этих доплат при их введении были не слишком жесткими, а сама доплата составляла 10 тысяч рублей максимум. Сейчас эта сумма выросла до 15 тысяч рублей, но и критерии ужесточились — так что учителя уже в январе этого года стали терять привычные доплаты из-за ужесточения критериев.

Чтобы получить эту доплату, учитель должен выполнять определенные действия, каждое из которых оценивается в баллах. Сколько баллов набрал — столько денег и получил. Делать нужно вот что: вести в МЭШ журнал, при этом к 30% уроков выкладывать свои материалы, на 30% уроков пользоваться материалами из лабораторий МЭШ, к 30% уроков давать цифровые задания с платформы, сканировать работы учеников и прикреплять их к журналу, в конкретный день запускать на интерактивной доске соответствующий сценарий урока, иначе не засчитается. 20% уроков еще надо обязательно разметить: какие УУД они предусматривают.

Каждый вид работы оценивается баллами, и некоторые учителя (начальной школы, например, или предметов, по которым нет виртуальных лабораторий, или по которым не предусмотрена государственная итоговая аттестация) сильно проигрывают другим предметникам.

Более того, чтобы записанное учителем в журнал цифровое домашнее задание зачли, его должны выполнить не менее 70% детей, присутствовавших на уроке в день, когда оно было задано. 

Учителя возмутились: «Честнее было бы сказать, что на выплату за МЭШ денег нет или кончились, а так большинство учителей теперь должны часами смотреть на неработающую функцию прикрепления материалов практически пустой библиотеки, чтобы получить несчастные 5 тысяч». И даже написали петицию с требованием пересмотреть критерии доплаты. Но их не пересмотрели.

Селекторная ответственность

Легко ли на этом фоне жить директору? Обременен ли он отчетностью? Обременен, но скорее — ответственностью.

Александр, директор московской школы, говорит, что бумажной отчетности у него и его коллег практически нет: «Все общение с директорами происходит через видеоконференции. Все директора одного района раз в неделю приезжают в какую-то школу, где их по видеомонитору соединяют с залом Департамента образования. Обычно обсуждается актуальная повестка — или связанная с ходом учебного года, или с какими-то эксцессами — скажем, если в школе происходит драка, сразу на совещании поднимается вопрос организации безопасности в школе, работы психологической службы. Отчетность как таковая ложится не на самого директора, а на структурные подразделения внутри школы. Например, директор подписывает бухгалтерскую отчетность, проверяет ее, но сам ее не готовит и не мониторит еженедельно. У директора есть замы по направлениям: зам по качеству, по содержанию образования, по воспитательной работе, по ресурсам. У каждого свой функционал, свой объем внешних задач — не внутришкольных, а именно внешних. И если что-то не так — опять же на селекторном совещании непременно скажут, что кто-то что-то не сделал.

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Иногда на селекторе дают какие-то задачи: до такого-то числа организовать практикум для 11-классников по подготовке к ЕГЭ. И департамент мониторит: его представители приезжают в школу, смотрят, как устроено расписание, как происходят процессы. В общем, хорошо, когда в школе на каждом направлении есть человек, который непосредственно контролирует все требования департамента в этой области. Задача директора — найти замов, каждый из которых ловит мышей, все понимает и, уж простите, не продалбывается. Если это так, то школа молодец, и директор молодец. А вот если в школе происходит какой-то конфликт, какой-то инцидент — то все замыкается на директора. Ни с кем, кроме директора, никто в этом случае не разговаривает никогда. И тут уже все происходит предельно иерархично и вертикально».

Баланс и утилизация

Но самое, конечно, суровое время и для директора, и для школы, и для всех ее сотрудников — это время, когда в школу приходит проверка. Проверка — это сродни всем казням египетским вместе взятым. Если она происходит в течение учебного года — у вас пересчитают по головам всех учеников в классах, все стулья, на которых они сидят, замерят наклоны спинок стульев в градусах и заставят поставить на баланс школы неоприходованные учительские кофе-машины или библиотечки словесника. Ибо все, что находится в здании школы, должно или стоять у школы на балансе, или быть утилизировано. А школа, если она хорошая школа, не может не обрастать всякими домашними глупостями и рабочими нужностями — неучтенными и не стоящими на балансе смешными статуэтками, вилками-ложками, кухонными полотенцами, крамольными микроволновками и даже купленными вскладчину принтерами.

Поэтому, если проверка происходит летом, учителя должны перед ней унести домой все свое имущество, чтобы их удобную старую сменку или преподнесенную пятым классом кружку с надписью «Душнила» не утилизировали, а купленный методобъединением проектор и переходник Vga-hdmi не поставили на баланс школы. Учителя лихорадочно перепроверяют записи в журнале за последние два года: уж не написано ли где крамольного «не задано» вместо сурового ДЗ? Директор и завучи строчат объяснительные по самым анекдотическим поводам: почему в кабинете таком-то обнаружено тридцать неучтенных горшков с растениями и какова их роль в учебном процессе.

Но потом все эти казни египетские, пресытившись подсчетом, выписывают предписания по устранению нарушений и исчезают — и остается как раз достаточно времени, чтобы сделать и рабочую программу с календарно-тематическим планированием, и воспитательную программу, и даже расписать УУД на 20% всех уроков, если кто-то еще не перехотел получать доплату.

Победителями из этой борьбы с отчетностью, кажется, выходят те школы, где умеют ставить на руководящие позиции компетентных людей, которые могут прикрыть учителя от излишних требований,

где умеют доверять учителю и не переваливают на него свою тревожность, свое «как бы чего не вышло», не обременяют его дополнительными обязанностями.

А проигравшие — как обычно, классные руководители. Они по-прежнему сдают тонны бумажек, собирают и хранят родительские разрешения и заявления, детские объяснительные, контролируют посещаемость и успеваемость, сдают отчетность об отдыхе в Крыму и Пушкинских картах. Да еще воспитательная работа — с ее классными часами, с ее «Разговорами о важном», с ее маскировочными сетками. У них и летом не смолкают чаты — раньше в телеграме и вотсапе*, теперь, видимо, в «Максе» («Вот меня уже завуч долбит, чтобы я скорее возвращалась из отпуска и регистрировалась в «Максе», а сын говорит, чтобы ни в коем случае не ставила «Макс» на этот телефон, — ну у меня старый есть, туда поставлю», — смеется Анна).

Читайте также

«Не хочу караулить туалет за сто рублей в день»

«Не хочу караулить туалет за сто рублей в день»

Почему школьные учителя отказываются работать на экзаменах

И Минпрос, и Рособрнадзор прямо говорят учителям: если от вас требуют лишнего — жалуйтесь. Но мало кто жалуется. Потому что у администрации есть тысяча законных способов сделать жизнь учителя невыносимой, и каждый учитель их хорошо знает. Настолько, что хочется вскочить на парту и закричать: «Создавайте в школе ячейки независимого профсоюза!»

Кстати, независимый профсоюз «Учитель» прошлым летом, когда принимали закон о снижении учительской нагрузки, предлагал свои изменения, которые помогли бы реально ее снизить.

Среди них были предложения (так и не принятые во внимание):

  • утвердить на федеральном уровне исчерпывающий список обязанностей классного руководителя, прописать его в трудовом договоре и не требовать от классного руководителя выполнять работу, не связанную непосредственно с обучением и воспитанием детей;
  • допускать расторжение трудового договора с директором школы только после предварительного одобрения на общем собрании работников, кроме случаев, когда его увольняют за виновные действия или бездействие (сейчас директора можно уволить без объяснения причин, и это самый легкий способ уничтожить, развалить, подчинить школу);
  • не привлекать учителей к проведению мониторингов, проверке и обобщению их результатов чаще одного раза в учебном году.

Диагностики и мониторинги, так же как и бумажная отчетность, — еще один неукротимый пожиратель учительского времени, и Минпрос с Рособрнадзором так же долго и практически безуспешно с ним воюют. Вот совсем недавно принято очередное решение по сокращению числа диагностических, контрольных и проверочных работ (Приказ Минпросвещения России № 704 от 9 октября 2024 года) — но будет ли это очередное последнее китайское предупреждение или реально работающая мера — мы увидим в наступающем учебном году.

* Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow