«НОВАЯ ГАЗЕТА. ЖУРНАЛ»Общество

Милитаризм, национализм и Церковь

Единоверие уже не останавливает конфликты между государствами, а режимам просто необходим институт, сакрализующий смерть за родину и вождя

Милитаризм, национализм и Церковь

Фото: Александр Полегенько / ТАСС

Часто говорят о том, что в любой войне есть два ингредиента — оружие и идеи. Зачастую в истории и то, и другое производилось государством, и нет ничего нового в том, что национальные церкви поддерживают свои государства во время войны, даже если противостоящие стороны традиционно принадлежат к христианской традиции, как это было во время Первой мировой войны.

Особенность происходящего ныне заключается в том, что зачастую идеологическое топливо для горения вырабатывается в структурах, связанных с Московским патриархатом. Снова в начале XXI века вернулся язык священной войны.

«С духовно-нравственной точки зрения специальная военная операция является Священной войной, в которой Россия и ее народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию «удерживающего», защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада», — это заявление Всемирного русского народного собора, который претендует быть общим «симфоническим» голосом Церкви и государства.

Одной из ключевых фигур этого собора является Александр Дугин, человек, который не стесняется фашистского мировоззрения. Один из авторов «Новой газеты» показал, что популярная концепция России как государства «удерживающего» мир от пришествия в мир антихриста мигрировала в современность из нацистской Германии. За этим понятием применительно к государству стоит фигура Карла Шмитта, немецкого правоведа, политического теоретика и активного члена Национал-социалистической партии Германии. Благодаря Шмитту Дугин импортировал из нацистской Германии в современную Россию не только «катехон», но и представления о мире в целом:

противопоставление между друзьями и врагами как основу политической жизни, концепцию «суверенитета» и в конечном счете войну как смысл человеческой жизни как таковой.

«Специфически политическое различение, к которому можно свести политические действия и мотивы, — это различение друга и врага», — говорит Шмитт. Как политическая жизнь невозможна без врагов, так и политическое существование человека — его единственное реальное существование — также бессмысленно без врагов.

Александр Дугин на идеологической секции XXV Всемирного русского народного собора. Фото: А. Белкин / Бизнес Online/ ТАСС

Александр Дугин на идеологической секции XXV Всемирного русского народного собора. Фото: А. Белкин / Бизнес Online/ ТАСС

В своей книге «Русская война» Дугин прямо цитирует это утверждение и развивает его. «Пара «враг — друг», являющаяся и внешне, и внутренне политической необходимостью для существования политически полноценного общества, должна быть холодно принята и осознана». Человеческое бытие без врагов (вернее, без их образов) бессмысленно, потому что без образа врага нет образа самого себя: «Нам нужен собственный аутентичный образ реальности — русский образ. И построенный на нем образ войны, образ себя, образ друзей, образ врага». Без этого образа врага не может существовать фундаментальная для теоретиков войны доктрина Русского мира, который становится частью оккультной дуалистической космологии. В ней противоборствуют зло и добро, тьма и свет, в которой Русский мир от начала стоит на стороне света и добра. России как хранителю и видимому образу Русского мира приписываются Божественные атрибуты — «всеблагость» («Россия никогда ни на кого не нападала»), всемогущество («Россия никогда не проигрывала войн»).

Если все происходящее объявлено «священной войной», то значит, все, кто в ней погибает, — святые. Это очень удобный язык, поскольку он мобилизует как православных, так и мусульман.

По словам архиепископа Сыктывкарского Питирима, «воины испокон веков, несмотря на то, где они воюют — в Сирии, в Афганистане или на Украине, не имеет значения, — они все являются святыми, если идут соответственно уставу, воинской инженерии, воинской науке». Митрополит Мурманский Митрофан заявил, что погибающий на фронте становится угодником Божьим, который будет заботиться о своей семье и потомстве. Митрополит Псковский Матфей сказал в проповеди, что «с верой наши бойцы идут в бой, а если и гибнут — то как мученики, отдавшие жизнь свою за други своя, оказываются в райских обителях». Тот же самый нарратив транслируется в современном российском исламе. Так, Апти Алаудинов, командир подразделения «Ахмат», обращаясь к матерям российских военнослужащих, сказал: «Если ты умрешь, защищая свое Отечество, свою веру в Бога, то ты попадешь в рай, а что может быть лучше для человека, чем рай на пути Всевышнего? Ничего». Будут ли гурии в раю ублажать православных воинов вместе с мусульманскими, не уточняется.

В чем смысл представления солдат как мучеников и святых? Не только в том, чтобы мотивировать и мобилизовать, хотя святой — больше, чем герой, и уж тем более не просто пассажир социального лифта. Государство не только почитает своих мучеников, но и строится этим почитанием. Дугин приводит выражение Гегеля о том, что основать государство — это право героев. Без героев нет государства, есть лишь хаотичное движение индивидов, ищущих свою выгоду. Однако если война с сатаной — это священная, сакральная война, то мученики и герои этой войны — святые в абсолютном смысле этого слова, говорит он.

Культ мучеников — религиозных или гражданских — формирует сообщество, новую коллективную идентичность людей, объединенных их почитанием.

Единство устанавливается не только путем формирования сообщества, почитающего мучеников, но и путем выявления сообществ, которые отказываются принимать участие в их почитании. Через культ мучеников очищение общества от «предателей» становится более легкой задачей, более того, это становится священным долгом.

Нарратив мученика также обладает мобилизующим эффектом. Стать святым — это больше, чем социальный лифт, и даже больше, чем быть героем. Чем сильнее лишения — тем убедительнее призыв стать мучеником или хотя бы ассоциировать себя с ним. Изучая психологические эффекты мученичества в обществе, авторы исследования «The Marvel of Martyrdom. Сила самопожертвования в эгоистичном мире» ссылаются на выводы психолога Роберта Чалдини, который изучал модели поведения спортивных болельщиков. Он ввел термин «греться в отраженной славе» — BIRGing. Это чувство было особенно сильным, если самооценка респондентов находилась под угрозой. Они использовали много личных местоимений для описания победной игры своей команды и таким образом использовали успех своей футбольной команды для повышения собственного социального статуса. Автор исследования считает, что этот термин может быть применим и к эффекту мученичества в обществе. Неудивительно, что история о мучениках призвана привлечь внимание тех, кто социально обделен и чья самооценка может существовать только во множественном числе. Результативность государства измеряется способностью дать за него умереть.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Анализируя культ героев и мучеников, Дж. Бэрд отмечает, что «национальный образ героизма часто возникал из чувства неполноценности и безнадежности. Герои предлагали искупление, выход из племенного, расового или национального отчаяния. Потребность в героях часто проистекает из страданий, напряжения и угрозы уничтожения».

Фото: Александр Полегенько / ТАСС

Фото: Александр Полегенько / ТАСС

Современная Россия видит угрозу не только во внешних или внутренних врагах, но и в высокой миграции и низкой рождаемости. Эти темы находят отклик как у светских, так и у религиозных лидеров. Кроме того, разочарование от распада СССР еще далеко не изжито. В отличие от чествования мучеников советского прошлого, культ новых мучеников не предполагает необходимости самокритики и открывает быстрый путь к повышению индивидуальной и общей самооценки. Показательно, что исключений в этой массовой канонизации нет даже для преступников, приговоренных за тяжкие преступления и мобилизованных в армию.

На православном ресурсе Царьград однажды появилась следующая запись:

«Попадание в детскую больницу в Киеве вызвало к жизни разговоры о гуманизме. Эти разговоры ведутся в пользу врага. Тот, кто сегодня жалеет вражеских детей, не жалеет своих. Гуманизм в том, чтобы закончить войну, а закончить войну можно только Победой. <…> Беспощадный закон войны очень прост: таких врагов нельзя считать людьми. Надо отдать себе отчет — просто и страшно: на той стороне нет людей. Ни одного человека. Наши ракеты не убивают людей. Ни одного человека. Там не люди. Если мы не примем это как данность, если мы не запретим себе считать их людьми, жалеть их, беречь их — мы ослабим себя. Мы ограничим свои возможности спасать своих детей. Мы затрудним себе путь к Победе».

Примирение между людьми уже не считается ценностью, и не оценивается как задача церкви. «На Западе, например, 8 мая — День примирения. Ну у них такое восприятие жизни, и примирение является, может быть, целью. Но вот какой смысл был бы Христу прийти и примириться с дьяволом, с грехом? Разве ради этого стоило приходить Богу на землю? Одна цель: победить. И через призму воскресения русский человек и вообще все восточное богословие воспринимает всю жизнь. Отсюда наши понятия и о светских вещах: для чего жить и как жить, примиряться или идти до конца, чтобы победить», — говорит православный священник в интервью. Никакого мира, только борьба.

Это касается и внутренних врагов. Священников, призвавших к миру, патриархийные чиновники обвинили в том, что они ставят под удар единство Церкви. Обращаясь к Путину, патриарх Кирилл сказал применительно к Смутному времени: «Ведь что представляло тогда русское общество? Разделение на партии, на кланы, на различные противоборствующие группы. Смутное время — оно и называлось смутным и называется, потому что была смута в головах, что привело к столкновению людей друг с другом… единство народа — это проявление его силы. В единстве — подлинная сила нашего народа».

Посыл ясен: разномыслие — это смута. Тоталитарное, предельно объединенное вокруг единовластного властителя общество — это идеал.

Отвечая на вопрос журналистки о репрессиях в отношении священников, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда заметил, что «священник, как военный, дает присягу. И если он от нее отступает, прещение неизбежно». Институциональная церковь не только поддерживает репрессии, но и сама превратилась в милитаризованный репрессивный орган, видя себя в армейских категориях.

Этот материал вышел в шестом номере «Новая газета. Журнал». Купить его можно в онлайн-магазине наших партнеров.

Этот материал входит в подписку

Credo!

Вера. Неверие. Духовный поиск. Конец времен

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow