В Париже завершилась «встреча по вопросам мира и безопасности для Украины», в которой приняли участие представители трех десятков стран, а также НАТО и Евросоюза.
Три главных вывода из этого саммита стран «коалиции желающих», возглавляемой Францией и Великобританией: европейские миротворцы «точно будут» в Украине; не России «диктовать условия» того, что будут делать европейцы вместе с украинцами для обеспечения их послевоенной безопасности; если США откажутся поддержать европейских миротворцев, придется обойтись без США. «В ближайшие дни» в Украину отправятся начальники генштабов Франции и Великобритании, чтобы на месте изучить условия как усиления украинской армии, так и обеспечения послевоенных гарантий. И, наконец, участники собрания согласились с тем, что «не время» снимать санкции с России до тех пор, пока не наступит прочный мир. Это — краткое содержание пресс-конференции хозяина саммита, президента Франции Эмманюэля Макрона.

Эмманюэль Макрон и Владимир Зеленский у входа в Елисейский дворец. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»
В самом начале своей 45-минутной пресс-конференции президент Франции заявил, что «после трех лет *** России против Украины» «мы очень явно находимся в точке перелома».
После этого, отметив, что «переговоры были благожелательными», сказал что «желает одновременно поприветствовать роль президента Трампа», с которым «был в постоянном контакте все эти последние недели», и «храбрость президента Зеленского, с которым, как всем известно, мы также находимся в постоянной и тесной взаимосвязи».
«Наша цель ясна — в конечном итоге добиться мира, и мы должны для этого поставить Украину в наилучшие условия из возможных, чтобы вести переговоры и удостовериться, что мир, о котором удастся договориться, будет солидным и долгосрочным для украинцев и всех европейцев. В этом был смысл сегодняшнего собрания — в продолжение инициативы, стартовавшей в Париже 17 февраля, вслед за которой было собрание в Лондоне несколько недель спустя» (2 марта — Ю.С.)», — сказал Макрон.
И стало понятно, что после «сегодняшнего собрания, в котором участвовала 31 страна вместе с генеральным секретарем НАТО (Рютте) и европейскими институциями (главами Евросовета и Еврокомиссии)» нет окончательно согласованных решений, о которых можно было бы объявить.

Эмманюэль Макрон и Кир Стармер. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»
Впрочем, еще перед встречей «Новая» предсказывала, что она станет одной в череде на пути достижения договоренностей между участниками «коалиции желающих» (вариант перевода: «коалиции доброй воли»), объединившей несколько десятков — главным образом, европейских — союзников Украины.
В итоге президент Франции пока выступил с «четкими посланиями», которые важны сами по себе, но не несут в себе принципиально новых анонсов.
«Первое четкое послание — в короткой перспективе мы будем продолжать поддерживать украинцев и украинскую армию». Заявил, что это — «необходимость, чтобы иметь наилучшие условия для подготовки мира и чтобы избежать того, что является, по сути, очень ясным проектом России последних дней и недель — сделать вид о начале переговоров, чтобы обескуражить противника и одновременно интенсифицировать атаки». Затем французский президент «поприветствовал» новую военную и финансовую помощь, о которой объявили «в последние дни» и «сегодня» участники встречи (помимо 2 млрд дополнительной французской помощи): «Швеция, Норвегия, Германия и многие другие». И «абсолютный компромисс» по поводу ускорения оказания такой помощи.
«Мы также зафиксировали — единогласно — что не пришло время для снятия каких-либо санкций до того, как мир ясным образом не будет установлен», — продолжил Макрон и заявил о намерении европейцев «усилить экономическое давление — особенно на теневой флот и некоторые промышленные возможности» России.

С шефом НАТО Рютте. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»
«Мы также поговорили о подготовке и отслеживании прекращения огня», что является «вторым ключевым элементом после поддержки украинской армии». По этим вопросам возникло столько «технических и юридических вопросов экстремальной важности», что «мы решили уполномочить наших министров иностранных дел сделать в течение трех недель очень конкретные предложения», объявил президент Франции.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«Мы также зафиксировали, что британский премьер-министр (Стармер) и я дадим полномочия нашим главам генеральных штабов, чтобы франко-британская команда могла быть в ближайшие дни направлена в Украину и поработала очень тесным образом с нашими украинскими друзьями (…), чтобы подготовить во всех областях то, чем будет украинская армия завтрашнего дня…» («размер, содержание»)».
Затем Макрон заверил, что европейские участники встречи «стали гораздо более едины и решительны» в вопросе усиления как поддержки Украины, так и собственной обороны, «чем несколько недель назад». Наконец, президент Франции заявил, что участники встречи «подтвердили пилотаж» Макроном и Стармером в ней «коалиции действий за прочный и устойчивый мир».
«Со следующей недели наши дипломатические советники примут несколько конкретных инициатив и продолжат исполнять принятые решения», так же как и «наши главы генеральных штабов«, — пообещал французский президент, не дав дополнительных деталей.

Выступление Макрона на пресс-конференции после саммита. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»
После этого Макрон ответил, насколько было возможно, на несколько вопросов журналистов.
Ничего конкретного не сказал о том, какие именно страны, кроме Франции и Великобритании, уже дали согласие отправить миротворцев в Украину. Признал, что предложение все еще «не получило единогласной поддержки», однако отметил, что «мы и не нуждаемся в единогласии» по этому вопросу и пообещал, что «силы уверенности» (миротворцев) из нескольких европейских стран» «точно будут» в случае мира. Уточнив, что места размещения будут утверждены в соответствии с «желаниями украинцев» и что у президента Зеленского, с «которым я говорил вчера», «есть очень четкое видение этого вопроса». Мнение властей России в этом вопросе учитываться не будет, заверил французский президент. «Я вас еще раз заверяю, что нет согласия России (по этому вопросу), и я вас также заверяю, мы руководствуемся международным правом, и что
это не России выбирать, что должно происходить на украинской территории», — сказал Макрон.

Украинская делегация: глава офиса президента Андрей Ермак и министр обороны Рустем Умеров. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Зеленский и Стармер после саммита ушли из Елисейского пешком в находящееся в сотне метров посольство Великобритании. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»
Президент Франции не ответил на вопрос, дали ли американцы согласие военным образом «прикрыть» европейских миротворцев. Но повторив, что такое решение «желательно» (потому что это «хорошо для наших европейских союзников, для НАТО, для нас всех»), заверил, что даже без подобной поддержки европейские военные «будут способны» обеспечить собственную безопасность в Украине. Макрон сказал, что в данном случае предпочитает «стоический подход к вопросу»: «Мы можем решить лишь то, что зависит от нас». «Так что мы решили то, что зависит от нас», и теперь «нужно надеяться на лучшее, но готовиться к худшему». И если будет «худшее», «мы не можем сказать, что, если американцы к нам не присоединятся, мы ничего не будем делать». Напротив, заверил Макрон, мы будем «в этот исторический момент» готовы «сами действовать ради нас самих».
«Это называется выходом из состояния геополитического несовершеннолетия», — образно выразился президент Франции.

Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»
Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы
Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68