
Мозаика в храме ВС РФ. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
Патриаршая «биоэнергетика»
Патриарх Кирилл придерживается особого «богословия энергий», близкого к эзотерике позднесоветского времени, когда и формировалось его мировоззрение (подробнее — в статье «Новой»). Когда-то, в 2015-м, он сформулировал свой ставший знаменитым «барнаульский догмат» (назван по месту произнесения проповеди).
«Из храма восходит к Богу духовный поток. А разве место, где все это происходит, не впитывает в себя духовную энергию? Почему мы говорим «чудотворная икона»? Да потому, что перед ней возносились молитвы особой силы, и обычное физическое вещество, дерево, покрытое красками, впитывает в себя эту энергию, а потом отдает ее людям». Учение о том, что какая-то доска впитывает, а потом отдает энергию, принципиально противоречит христианскому богословию образа и христианскому типу молитвы. Возможно, в таком слишком вульгарно-материалистическом восприятии икон (и святынь вообще) и кроется ответ на вопрос о слишком небрежном обращении Кирилла с ними — например, с рублевской «Троицей»?
Несмотря на очевидную угрозу гибели 600-летнего памятника, патриарх рассчитывал (и это звучало в проповедях), что «энергетического заряда» «Троицы» хватит на обеспечение (через РПЦ) победы РФ в противостоянии с «антихристовым Западом».
Всем было очевидно, что это своеобразное жертвоприношение: после «пробной» поездки иконы в Троице-Сергиеву лавру всего на три дня в июле 2023 года реставраторы обнаружили на ней 61 новое повреждение — в основном отслоения красочного слоя и увеличение трещин. Постоянное «экспонирование» святыни в небольшом Троицком соборе, где каждый день совершаются богослужения и возжигаются тысячи свечей, убьет рублевский шедевр. Если только его не спасет какое-нибудь чудо Свыше. «Сверхзадачу» отчеканил колеблющийся вместе с линией партии директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: «В данный геополитический момент… сакральное значение памятника важнее его художественной ценности».
Несложно представить, как оккультное «богословие энергий» распространяется на мощи святых, частицы которых периодически доставляют на передовую («целиковые» мощи возить боятся). Но то ли «энергетики» частиц недостаточно, то ли сама концепция ошибочна…

Прибытие иконы Святая Троица Андрея Рублева в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Фото: Сергей Ведяшкин / агентство «Москва»
А был ли Муромец?
В расположение российской группировки «Восток», наступающей на западе Донецкой области, в начале января доставили загадочный сакральный предмет. По сообщению телеграм-канала Министерства обороны РФ, в некий полевой храм привезли из Бурятии ковчег со средним пальцем левой руки преподобного Илии Муромца — киево-печерского подвижника XII в., почивающего в Ближних пещерах в Киеве. Загадочность этому артефакту придает то, что ни на сайте Бурятской митрополии РПЦ, ни на сайте «профильного» Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами о столь важном духовно-военном событии вообще не упоминается.
Более того, если верить официальному сайту Синодального отдела по делам монастырей РПЦ, средний палец преподобного Илии Муромца в России действительно имеется, но в единственном экземпляре. И покоится он в роскошной раке, возведенной иждивением Сергея Степашина в соборном храме Спасо-Преображенского монастыря в Муроме, откуда никуда не вывозился.

Фото предоставлено Муромской епархией Русской православной церкви
В нулевые годы палец был незаконно отделен от мощей преподобного наместником Киево-Печерской лавры, тогда полностью контролировавшейся Московской патриархией, митрополитом Павлом (Лебидем). Этот иерарх, вообще прославившийся разного рода аферами, за что сейчас сидит под домашним арестом, в свое время активно раздавал (продавал?) фрагменты лаврских святынь, разошедшиеся по всей России.
Далеко не все историки склонны отождествлять героя древнерусской былины с киевским монахом XII в. Его прозвище иногда связывают с селением Муровля на Слобожанщине (ныне — в составе Орловской области РФ). Патриарх РПЦ предписал этому святому покровительствовать ракетным войскам и Пограничной службе ФСБ. Но пока трудно проверить, насколько точно в Царстве Небесном исполняются предписания Московской патриархии.
Неизвестно, насколько частица преподобного Илии, подлинность которой вызывает вопросы, помогла российской армии, но к середине января любые сведения об ее «гастролях» вдоль линии фронта исчезли из публичного пространства.

Передача святых мощей Илии Муромца. Фото: ТГ канал Министерства Обороны РФ
Куда привел крестный ход
Несмотря на милитаристскую риторику патриарха, епископов и духовенства РПЦ, святыни на передовую они посылают неохотно. Видимо, отдавая себе отчет в высокой вероятности их утраты. Судя по всему, Министерство обороны располагает собственным реликварием, который там мог появиться вместе с «глубоко воцерковленным» министром Андреем Белоусовым (о его служении в храме и участии в неформальном «Дивеевском клубе» православных чиновников «Новая» подробно рассказывала).
Непосредственно в зону боевых действий в ходе СВО православные святыни «первой категории» (то есть частицы мощей или подлинные чудотворные иконы) привозились не так часто. 22 февраля 2023 года сообщалось о доставке из Крымской митрополии, неканонически отторгнутой РПЦ от УПЦ, частицы мощей Георгия Победоносца в расположение артиллерийского полка. В декабре того же года бывший губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын передал воюющим землякам ковчежец с мощами св. апостола Варфоломея неизвестного происхождения. Наконец, опальный губернатор Курской области Алексей Смирнов просил привезти в регион мощи Матроны Московской — говорят, идею поддержал и Андрей Белоусов. Но ее реализации помешала отставка Смирнова с заменой его на Хинштейна.

Мощи Георгия Победоносца. Фото: Фонарь
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Но предписания Минобороны РФ в сфере религии пока исполняются точно. Полигоном «религии СВО», в сторону которой стремительно эволюционировала РПЦ, стал главный храм ВС РФ в подмосковном парке «Патриот». Несмотря на то, что Конституция и законодательство РФ (например, закон «О свободе совести и о религиозных объединениях») гарантируют светский характер российского государства и запрещают должностным лицам использовать служебное положение для формирования того или иного отношения к религии, «главный храм» был построен, в частности, на пожертвования российских военных, и на богослужения туда водят строем. «Музейно-храмовый комплекс ВС РФ» является госучреждением, состоящим на балансе Министерства обороны. Какое уж тут «отделение церкви от государства» (армии)?
Несколько раз в год в «главном храме» служит патриарх, произнося патриотические проповеди, которые сводятся к призыву отправляться в рай через самопожертвование на фронте.
Патриарх и епископы участвуют в СВО дистанционно, в том числе — с помощью святынь. В первые же дни СВО, 13 марта 2022 года, Кирилл торжественно передал командующему войсками Росгвардии Виктору Золотову чудотворную Августовскую икону Божией Матери, прославившуюся в начале Первой мировой войны. Звучали пафосные речи. О нынешнем местонахождении святыни ничего не сообщается на сайтах ни РПЦ, ни Росгвардии.
А вот об эффекте от крестного хода по южным районам Курской области с Казанской чудотворной иконой Божией Матери прошлым летом известно несколько больше. Между прочим, это та самая икона, которую в 2023 году патриарх Кирилл нашел в своей кладовке, решив, что она является подлинником чудотворного образа, пропавшего еще до революции, в самом начале ХХ века. Сначала образ провезли по десяткам епархий (видимо, там он аккумулировал энергию), а затем направили к госгранице. Сейчас эту историю тоже вспоминать не принято — через считаные дни после крестного хода ВСУ начала курскую операцию. На всякий случай добавим, что тот крестный ход затронул соседние Брянскую и Белгородскую области…
Воинствующее безбожие становится «православным»?
Под влиянием активных военных действий традиционный православный культ РПЦ, официально и безоговорочно поддержавшей СВО, претерпевает известные метаморфозы. «Новая» рассказывала о странном обряде (тоже с оккультным оттенком) — освящении в алтаре «Главного храма ВС РФ» оберегов — «Печатей чистоты», созданных по образцу свитков с молитвами и обетами из популярной военно-компьютерной игры/реальности Warhammer 40,000. Даже верные РПЦ традиционалисты восприняли тогда это действо как явную уступку своего священноначалия моде молодого поколения — «гиперрелигии цифрового века».
Таким же ревизионизмом выглядит замена классического культа святых на милитарно-утилитарный, когда святость опознается не через уподобление Христу или мученичество за Него, а через «подвиги ради великой России», прежде всего — военные. В рамках этого нарождавшегося тренда тогда еще митрополит Кирилл (Гундяев) добился в начале ХХ века «канонизации» адмирала Федора Ушакова — человека, безусловно, уважаемого, но никогда и никем не почитавшегося в лике православных святых.
Сегодня уже патриарх Кирилл настаивает на ускоренной канонизации генералиссимуса Александра Суворова, а православная Z-общественность идет дальше, требуя прославления во святых маршала Жукова, Иосифа Сталина, Зои Космодемьянской, Юрия Гагарина и далее по списку.
Культ святых в рамках такой парадигмы полностью отделяется от своих религиозных, духовных корней, становясь инструментом военно-политической мобилизации (и не факт, что эффективным).
Если послушать проповеди патриарха, то можно прийти к выводу, что его церковь считает святыми всех военнослужащих ВС РФ, погибших в зоне СВО, — без всякого обращения к вере. Если только человек — недавний зэк с тяжелыми уголовными статьями или простой грешник — пошел на СВО, там погиб, то этим актом жертвоприношения он «смыл все грехи» и находится «вместе с Богом в Его Царствии». На базе такого, с позволения сказать, богословия в РПЦ формируется новая «литургическая практика», новое «богослужение».

Всероссийский молебен о победе в Казанском соборе. Фото: Павел Даиси
Канал «Соловьев LIVE» приводит рассказ одного из священников из зоны СВО, буквально истолковавшего «учение» патриарха: «Я вижу, что земля блестит. Кости ребят наших, которые в разные дни погибали, они наполнили все это поле. Прошли по ним танки. И мы когда эту землю освободили, эти косточки беленькие поблескивают на солнце. Я тогда понял, что каждый из этих пацанов — они святые». Священник, имя которого не разглашается, поставил прямо на эти косточки чашу и совершил на них литургию — как на антиминсе (шелковый плат с частицей мощей мученика, на котором в православной традиции положено совершать главное таинство — Евхаристию). Напротив, священнослужители, которые продолжили традиционно молиться за мир, ссылаясь на заповедь Христа о миротворцах, массово лишаются сана и изгоняются из РПЦ как «клятвопреступники» и отступники от новой веры.
Зачем святые, если они не приносят «победы»?
«Русская земля, русский народ — все это связано с Киевом — матерью городов русских», — напомнил в конце прошлого года патриарх Кирилл. Риторика сакрального статуса Киева для РПЦ всегда присутствовала в его проповедях и использовалась для идеологического насыщения СВО. Несмотря на то что в столице Украины с канонической точки зрения не осталось ни одного прихожанина РПЦ, ее руководство не может себе представить свою церковь без киевских святынь и духовного наследия страны, которая преемствует Киевской Руси и ныне называется Украиной. Примечательно, что со стороны Украины не наблюдается каких-либо «гастролей святынь в поддержку армии» — там просто нет в этом нужды, как и в поисках дополнительных смыслов.
На этом фоне особенно дико звучат призывы российских пропагандистов утопить Киев (и в том числе мощи 122 преподобных киево-печерских, массу чудотворных икон и реликвий в других монастырях и храмах древнего города), ставшие пропагандистским трендом с осени 2023 года и не получившие какой-либо оценки со стороны Московской патриархии.
Генерал Гурулев в эфире главного российского государственного телеканала утверждал, что СВО будет автоматически выиграна, если несколько российских ракет попадет в дамбу Киевского водохранилища, занимающего площадь 900 кв. км и содержащего почти 4 куб. км воды.
К этому же в выражениях, которые не стоит цитировать приличному человеку, призывали Владимир Соловьев и другие кремлевские «эксперты». Если бы людоедские и невежественные мечты пропагандистов сбылись, им было бы трудно говорить об «освобождении русского Киева» по причине разрушения значительной его части.
СВО — переломный пункт духовной истории России. Не только потому, что на ее фоне наш народ взял невиданные этические и духовные «высоты», о которых не могли мечтать классики антиутопий. Но и потому, что крупнейшие религиозные организации страны, призванные играть роль моральных камертонов, практически полностью порвали с религией в традиционном понимании этого слова. Эксплуатация святынь и спекуляция именами святых оскорбляет религиозное чувство. Это новое воинствующее безбожие (даже не атеизм!), захватившее Россию под брендами «патриотизма» и «традиционных ценностей». К реальной традиции Евангелия это все не имеет ни малейшего отношения.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68