Надгробие вместо гармонии
В центре Дербента — древнейшего города РФ, история которого, по разным данным, насчитывает от 2 до 5 тысяч лет, — стоит «Памятник дружбе трех религий». За чайным столиком сидят имам, священник и раввин. В радиусе 300 метров от композиции расположены православный Покровский храм, армянский храм, мечеть и синагога. Могло ли пять лет назад, когда местные власти торжественно открывали этот символ «Города трех религий», кому-то прийти в голову, что протоиерей Николай Котельников, сидящий в центре композиции, станет мучеником за веру? Что монумент «межрелигиозной гармонии» превратится в надгробие? Не только о. Николаю, прослужившему в Дербенте 45 лет, но и самому братству верующих разных религий, символом которого был до вчерашнего дня Дербент.
Российская пропаганда гордилась этим городом. По случаю его юбилея государственное агентство признавало Дербент «самым толерантным городом». Дербент — единственный античный город на территории РФ, сохранившийся на своем историческом месте. Поскольку рядом с ним расположены «Каспийские ворота» — место, где Большой Кавказский хребет упирается в Каспий, толкователи Библии отождествляли его с северной стеной племен Гога и Магога (книга пророка Иезекииля, 38:15). В Коране эти племена также упомянуты — под именами Яджудж и Маджудж. На территории дербентской крепости Нарын-Кала сохранились стены крестово-купольного храма IV в., размеры которого свидетельствуют о том, что в городе располагалась епископская кафедра. А первую мечеть в Дербенте построили в 737-м, через сто лет после смерти пророка Мухаммада. В VIII в. город становится одним из центров Хазарского каганата, государственной религией которого был иудаизм, исповедуемый предками нынешних горских евреев, населяющих регион Дербента с I в. н.э. «Дербент — Центр трех религий», — воскликнул когда-то главный раввин России Берл Лазар, а председатель Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Паша-заде добавил:
«Дербент — своеобразный мост между христианским и мусульманским, славянским и тюркским мирами, но не разделяющий, а объединяющий».
Нынешняя квартальная планировка города сложилась в XIX в., усилиями русских инженеров. Верхняя часть города считалась мусульманской, центральная — еврейской, а нижняя, прибрежная, — христианской, там селились русские и армяне. Главная дербентская синагога — «Келе-Нумаз» — была центральной точкой города; улица, на которой она стояла, исторически называлась «Джугут махаля» («Еврейская община»). Ее современное здание, погибшее в огне 23 июня, было построено в 1914-м и оставалось единственным действующим молитвенным домом иудаистов в городе. На соседней улице, буквально в 500 метрах, расположен также единственный действующий православный храм города — Покровский, который был подожжен террористами, но пострадал меньше.
Настоятель стал мучеником
В периферийной Махачкалинской епархии РПЦ (общее число приходов — 29) митрофорный протоиерей Николай Котельников был легендарной личностью. Став священником в 21 год, в далеком 1979 году, он 45 лет прослужил на одном и том же приходе — в Дербенте, был старейшим клириком епархии и ее духовником. Все три дочери о. Николая вышли замуж за священников, причем один из них, о. Михаил Лобов, служит в том же дербентском храме. Последние годы протоиерей Николай тяжело болел, нуждался в протезировании суставов и практически не служил. На момент мученической смерти (священнику ритуально перерезали горло) ему было 66 лет.
Протоиерей Николай Котельников. Фото: соцсети
Несмотря на бедность прихода (в Дербенте осталось всего около двух тысяч «этнических» православных), о. Николай вложил много труда в свой храм. Его облик полностью обновился к 2009 году — были построены колокольня, новый иконостас и большой приходской дом. Площадь церковного здания, сооруженного в 1901 году, расширилась более чем в два раза. При советской власти храм стал обновленческим, что не уберегло его от закрытия в 1939-м. Однако уже спустя четыре года, в рамках «нового сталинского церковного курса», храм открылся в юрисдикции Московской патриархии. События 23 июня, когда по храму стреляли и пытались его поджечь, нанесли заметный ущерб церковным постройкам. 24 июня в Дербент прибыл управляющий Махачкалинской епархией РПЦ архиепископ Варлаам, который накануне отмечал свое 50-летие. Когда в храме возобновятся службы — пока сказать трудно.
Ранее «черным» годом в истории епархии считался 2018-й. Тогда в результате теракта на Прощеное воскресенье в Георгиевском храме Кизляра погибло пять прихожанок, а спустя пару месяцев был атакован и Михаилоархангельский храм в Грозном. Вчера, помимо дербентского храма, пострадал кафедральный собор епархии — Свято-Успенский в Махачкале. Террористы убили его охранника, а 19 клириков и прихожан забаррикадировались в соборе, где просидели несколько часов, пока вокруг шла перестрелка. По другим сведениям, собор на какое-то время захватывали террористы, частично сгорели здания епархиального управления.
Атака на Троицу
У вчерашних терактов в Дагестане характерный почерк — они были приурочены к христианскому празднику Троицы, догматическое содержание которого составляет, пожалуй, главное различие в вере между христианами и мусульманами. Христианское учение о едином Боге в трех соединенных любовью Ипостасях исламская традиция называет «приданием Богу сотоварищей». На уровне вульгарного богословия, которого придерживается большинство радикальных исламистов, это ничем не отличается от многобожия, против которого ревнители единобожия призваны вести джихад. Об этом, кстати, напоминают загадочные цифры, намалеванные вчера террористами на воротах синагоги в Махачкале: «2:120» и «8:39».
Надпись на задних воротах синагоги в Махачкале. Фото: соцсети
Речь идет, очевидно, о 120-м аяте 2-й суры («Корова») и о 39-м аяте 8-й суры («Трофеи») Корана. В одном из переводов эти аяты звучат так:
- «Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии. Поэтому оставь стремление угодить им, а стремись угодить Аллаху»;
- «Сражайтесь с ними, пока у них не исчезнет искушение и их поклонение не будет полностью посвящено Аллаху».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Перерезание горла (которому подвергли о. Николая) как элемент обряда жертвоприношения во многих религиях считается сакральным действом. В Ветхом Завете воспевается подвиг Юдифи, которая перерезала горло воеводе ассирийского царя Навуходоносора, поработившего Ближний Восток и грозившего уничтожением Иудейскому царству. Жертвоприношение Авраама, которое в христианстве трактуется как прообраз крестной жертвы Христа, также должно было совершиться посредством перерезания горла его сыну Исааку.
Подчеркнуто ритуализированный способ исполнения теракта указывает на то, что его совершали религиозные радикалы.
А слаженность действий на широком географическом пространстве — на то, что наиболее вероятным исполнителем стала группировка «Вилаят Кавказ»*. Ей, в частности, приписывались боестолкновения с российскими силовиками в Карабулаке в начале марта.
Патриарший оккультизм
Празднование Троицы, помноженное на юбилей главы Махачкалинской епархии, явно замедлило церковную реакцию на теракт. Только в 23.18, спустя почти 6 часов после убиения о. Николая, на сайте Московской патриархии появилось официальное заявление патриарха. Не назначая прямо ответственных за случившееся, Кирилл намекает на будущую пропагандистскую версию, подобную той, что звучала после «Крокуса»: «Враг не оставляет попыток разрушить межрелигиозный мир и согласие внутри нашего общества». О том, кто сейчас у России враг, патриарх популярно разъяснял в сотнях проповедей после 24 февраля 2022 года. Еще прямолинейнее высказались в своем совместном заявлении главы Татарстанской митрополии РПЦ и Духовного управления мусульман Татарстана: «Единство народов — самое ценное, что есть у России. Нет сомнений, что обстрел храмов, нападение на безоружных и беззащитных мирных людей совершены врагами нашей страны». Авторы заявления подчеркнуто ставят в один ряд нападения на «объекты в Дагестане и Севастополе».
Большую часть дня 23 июня патриарх Кирилл пребывал в эйфорическом настроении, которое выразил в своей проповеди на площади Троице-Сергиевой лавры по случаю окончательного (как он считает) перенесения в эту лавру «Троицы» Андрея Рублева. Вопреки всевозможным «гарантиям», эту икону поместили в обычный киот, без всякого климат-контроля, и пронесли под палящими лучами солнца через Красногорскую площадь Сергиева Посада и всю территорию монастыря. Национальная святыня размещена в Троицком соборе, где ежедневно совершаются богослужения, возжигаются тысячи свечей и отсутствует вентиляция. Реставраторов допустили к иконе лишь на несколько минут перед отправкой в лавру (напомним, что после аналогичного «эксперимента» 2022 г. после поездки в Сергиев Посад всего на три дня на иконе обнаружили 61 повреждение!). В своей проповеди 23 июня Кирилл делился тем, что «сейчас мы наслаждаемся» величием РПЦ, а водворение «Троицы» в смертельно опасные для нее условия — знак, что Бог не оставляет «ни народ, ни страну нашу, ни власти, ни воинство».
Как стало ясно уже через несколько часов, такие военно-политические игры с духовной реальностью до добра не доводят…
* * *
Взгляд на мир и даже на божественную реальность сквозь призму идущих военных действий делает Россию (и РПЦ в частности) очень уязвимой перед реальными опасностями, в том числе исходящими от радикально-исламистского подполья, с которым уже несколько десятилетий имеет дело цивилизованный мир. Гигантские ресурсы, которые Россия тратит на борьбу с внутренними противниками текущего политического курса, создает очень соблазнительные для самых разнообразных радикалов зазоры в системе национальной безопасности.
* Признана террористической, запрещена в России.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68