Чем мы торгуем с миром? На чем — после введения санкций — зарабатывает Россия? И как эти внешние заработки влияют на ассортимент магазинных полок? Связаны ли трудности с продажей-покупкой валюты с проблемами российской внешней торговли? Читатели спрашивают об этом, а мы попробуем разобраться.
Фото: Иван Шаповалов / Коммерсантъ
Проблема с оценкой ситуации в российской внешней торговле не сводится к подсчету «бочек» нефти, отгруженных в Китай, и дирхамов или юаней, спрятанных на офшорных счетах российских экспортеров. Скорее надо говорить о том, какую роль «переориентация» российского экспорта сыграла и продолжает играть в «структурной трансформации» РФ-экономики, предложенной правительством в качестве универсального механизма «выполнения задач».
Другая проблема — ограниченная доступность официальной РФ-статистики: существует ряд запретов, влияющих на доступность правительственных данных. Так, например, больше не публикуются данные о добыче нефти и природного газа. Тем не менее обзор открытых данных, публикуемых финансовым регулятором и профильными ведомствами, позволяет увидеть основные проблемы, которые стоят перед РФ-экономикой в связи с ее «разворотом на Восток».
Как не в себя
Когда наблюдатели рассуждают об успехах российского экспорта нефти, они порой забывают, что «экспорт» нужен РФ-экономике не сам по себе, а как источник валюты:
- необходимой для оплаты товаров и технологий, нужных правительству «для выполнения задач»,
- необходимой людям — для насыщения потребительского рынка.
Технологическая зависимость РФ, несмотря на все санкции и трудности, с ними связанные, от импорта за два года никуда не исчезла, и сохранится в длительной перспективе. И если рассматривать ситуацию с внешней торговлей «под импортным углом», то все становится еще интереснее.
За последние два года объем РФ-экспорта в страны, поддерживающие режим ограничений в отношении российских товаров, резко сократился. Однако это сокращение было компенсировано двукратным ростом поставок в Китай и в другие страны, не присоединившиеся к санкциям. И в 2023 году основными торговыми партнерами России стали страны Азии, поскольку Россия увеличила свою зависимость от экспорта в этот регион.
- В 2023 г., по данным Федеральной таможенной службы РФ, экспорт товаров из России составил $425,1 млрд минус 28,3% по сравнению с 2022 г. ($592,5 млрд).
- Импорт товаров в 2023 г. составил $285,1 млрд плюс 11,7% по сравнению с 2022 г. ($255,3 млрд).
- Объем внешней торговли РФ за 2023 г. составил $710,2 млрд против $847,8 млрд за 2022 г. (минус 16,2%).
- Экспорт из России в Европу в 2023 г. упал на 68% (до $84,9 млрд), экспорт в Азию вырос на 5,6% (до $306,6 млрд).
- Импорт в Россию из Европы в 2023 г. снизился на 12,3% (до $78,5 млрд), импорт из Азии вырос на 29,2% (до $187,5 млрд).
В начале 2024 г. РФ-экспорт продолжил сокращаться. По данным ЦБ РФ, в январе 2024 г. экспорт товаров из РФ составил $28,9 млрд. Это на 14,1% меньше, чем годом ранее, и минимальное значение с января 2021 г. Сократился и импорт: на 12,6% по сравнению с январем 2023 г., до $21 млрд. Последний раз на меньшем уровне он был в мае 2022 г. Внешнеторговый оборот в январе 2024-го также оказался минимальным с начала 2021 г. — $49,9 млрд.
Юани вместо долларов
Теперь посмотрим на то, какие именно деньги выручила РФ за свои ресурсы на внешних рынках — считая с лета 2023 года. Так как географическая переориентация на так называемые «нейтральные страны» произошла в примерно середине 2023 года, доля «санкционных» рынков сбыта РФ-товаров устойчиво снизилась с 57 до 15%, а доля Китая — так же устойчиво возросла с 13 до 28%. Примерно с этого же времени относительно стабилизировалась и валютная структура по внешнеторговым расчетам в России.
Согласно данным ЦБ РФ, доля расчетов по РФ-экспорту в августе 2023 — январе 2024 года составила:
- в валютах «санкционных стран» около 26% (против 85% в августе 2021 — январе 2022 г.);
- в рублях около 37% (32,5% в январе 2024 г.);
- в валютах «нейтральных стран» около 37% (43% в январе 2024 г.).
Расчеты в рублях опустились до минимума с июня 2022 года за счет наращивания доли расчетов в валютах нейтральных стран, при этом доли расчетов в валютах «санкционных» стран с августа 2023 года стабилизировались.
Другими словами, за свои ресурсы РФ получает все больше денег в валютах «нейтральных стран». Правда, как деликатно выражаются правительственные эксперты, не все из этих стран в полной мере можно назвать платежеспособными.
Профицит торгового баланса России составляет порядка $140 млрд, но, учитывая ограниченную конвертируемость валют ряда значимых «партнеров», в первую очередь Индии, такой профицит торговли с ними несет риски несвоевременного получения платежей российскими экспортерами или получения их в неконвертируемых валютах. Как отмечал финансовый регулятор, экспортная выручка поступает с опозданием примерно на два месяца.
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Что касается импорта, то здесь ситуация выглядит следующим образом — доля расчетов за импорт в августе 2023 — январе 2024 года составила:
- в валютах «санкционных стран» 28% (против 67% за тот же период 2021–2022 гг.);
- в валютах нейтральных стран около 41% (против 4% в августе 2021 — январе 2022 гг.);
- в рублях около 30% за последние полгода (против 28,2% в 2012–2022 гг.), то есть никакого увеличения продажи импортных товаров «за рубли» не произошло.
Торговля в юанях и рупиях имеет ограниченный потенциал конвертации в «твердую» валюту, тогда как чистого притока долларов и евро практически нет — по экспорту приходит не более 120 млрд долларов и евро в год, и почти все они уходят на расчеты по необходимому для «выполнения задач» импорту.
Таким образом, товарооборот с «санкционными» странами в 2023 году стал практически сбалансированным, с незначительным превышением экспорта над импортом, хотя в предыдущие годы сальдо торгового баланса с этой группой стран было устойчиво положительным. Товарооборот с Китаем также близок к сбалансированному, что характерно для российской торговли с этой страной последние годы.
Другими словами, РФ по-прежнему продает «ресурсы» в обмен на «технологическую продукцию» и потребительские товары, только основным поставщиком этих товаров стал Китай, а профицит внешней торговли РФ формируется за счет ограниченно конвертируемых валют.
Китай-батюшка
На основе данных Главного управления таможни (ГУТ) Китая, долю этой страны в российской торговле по итогам 2023 года можно оценить в 32% (в импорте — в 41%, а в экспорте России — в 26%). Оценка товарооборота с Китаем по итогам года — $225 млрд (+22% к 2022 г. и +60% к 2021 г.) с практически равными импортом и экспортом.
Для Китая Россия является менее значимым партнером по товарообороту (3,9% в январе-ноябре 2023 г.): на российские товары пришлось 5,1% всего китайского импорта, а на российский рынок сбыта — 3,3% китайского экспорта. Учитывая доли в товарообороте и более высокую степень замещаемости сырьевых товаров по сравнению с промышленными, можно сказать, что
зависимость Китая от поставок промышленных товаров из США и стран — союзников США значительно превосходит его зависимость от импорта российского сырья.
Это повышает возможности использования вторичных санкций для ограничения взаимной торговли Китая и России, особенно в случае санкций против отдельных компаний. К такому выводу приходят директор Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития Александр Кнобель и его соавтор Александр Фиранчук, старший научный сотрудник Центра исследований международной торговли РАНХиГС.
В декабре 2023-го на юань в российском экспорте пришлось 35,8%, а в импорте — 37% (в то время как на рубль — 35,7% и 31,5% соответственно). В результате этого чистый экспорт в валюте вырос до максимума с января и составил $5,4 млрд (среди которых $2,8 млрд — это юани), сообщает ЦБ РФ в своем «Обзоре рисков финансовых рынков. Январь 2024».
Что касается юаней, хранящихся в российских банках на счетах компаний и людей, то в 2023 году речь шла о сумме (в пересчете на доллары) в $68,7 млрд. На долларовых счетах тем временем находилось $64,7 млрд. Кредитование компаний в юанях выросло в 3,6 раза — до $46,1 млрд (прежде всего за счет конвертации долга из доллара и евро), уточнял ЦБ РФ в начале февраля 2024 года.
Но переход на «нейтральные валюты» — не панацея от вторичных санкций в отношении зарубежных банков в отношении РФ-банков.
Сразу после указа президента США Executive Order on Taking Additional Steps With Respect to the Russian Federation’s Harmful Activities от 22 декабря 2023 года об упрощении процедуры введения вторичных санкций, появились сообщения о прекращении работы ряда турецких банков с российскими, а также об отказах в проведении расчетов и усилении проверок транзакций китайскими банками. При этом ограничения затрагивали расчеты как в валютах «санкционных» стран, так и в национальных валютах партнеров.
Важно отметить, что эти новости приходили из двух ключевых для российского импорта стран: Китай — крупнейший поставщик, а Турция, в силу географического положения и политических условий, — один из наиболее вероятных каналов альтернативной поставки европейских товаров в Россию.
Эта ситуация еще раз показала, что важность перехода на расчеты в национальных валютах переоценена, а сам по себе переход на них не решает проблему вторичных санкций,
напоминают Александр Кнобель и Александр Фиранчук.
Фото: Иван Шаповалов / Коммерсантъ
Товары важнее денег?
Санкционные ограничения, введенные в отношении российской экономики в 2022 году, привели к существенным сдвигам в структуре экспорта — как в товарной, так и в географической. По данным ЦБ РФ, по сравнению с 2021 годом доля топливно-энергетических товаров в стоимостном объеме экспорта в 2022 году увеличилась, металлов, древесины, целлюлозно-бумажной и химической продукции — снизилась. Поставки большинства товаров, ранее направляемых в Европу, пошли на азиатские рынки, однако изменение логистики экспорта сопровождалось удорожанием транспортировки и/или сокращением объемов поставок.
Но если РФ-экспортеры пусть с оговорками, издержками, дисконтами, но смогли продать свое сырье в Китай, Индию и ряд других стран, то вопрос о том, смогли ли РФ-импортеры компенсировать утраченный экспорт товаров из ЕС — более сложен.
Официальные источники РФ чрезвычайно осторожны в оценках, мотивируя эту осторожность опасением санкций в отношении торговых партнеров РФ. Но по данным Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР),
с мая по июль 2022 года экспорт из ЕС, США и Великобритании в Россию упал более чем в два раза по сравнению со средним показателем за 2017–2019 годы. При этом поставки из ЕС и США в Армению и Киргизию увеличились более чем на 80%, а экспорт этих стран в России вырос вдвое.
Турция с мая по июль прошлого года увеличила свой экспорт в Россию на 97% по сравнению с 2017–2019 годами. Товарооборот между Азербайджаном и Россией в 2022 и 2023 годах вырос на 24% и 17,5% соответственно, между Узбекистаном и Россией ― на 23% и 5%.
Экспорт товаров, включая автомобили, электронику, сельскохозяйственную технику и насосы, из ЕС в Среднюю Азию увеличился в основном за счет Казахстана, подчеркивают в ЕБРР. В то же время по итогам 2023 года товарооборот Казахстана с Россией составил $26 млрд, в 2022 году он оказался на уровне $26,1 млрд.
По данным Евростата, например, в декабре 2022 года Казахстан импортировал из ЕС стиральных машин на €1 млн — в четыре раза больше, чем годом ранее, сообщает Forbes.
Представитель правительства Казахстана ответил Forbes, что доказательств того, что конкретные компании в Казахстане используются для уклонения от западных санкций, нет. Правительство Армении заверило, что «принимает все меры для предотвращения любых попыток обхода санкций».
Но, как бы там ни было, с большой уверенностью можно предположить, что рост импорта из всех этих стран связан как раз и с импортом «параллельным».
Санкции привели не только к появлению этого параллельного импорта, но и к формированию параллельной транзитной финансовой инфраструктуры.
Как заявил в комментарии изданию «Монокль» начальник аналитического управления, член совета директоров банка БКФ Максим Осадчий, Армения, Грузия и азиатские страны СНГ стали бенефициарами санкций за счет перенаправления через них российских потоков внешней торговли и капитала.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
По запросу «поставка товаров из Европы» поисковые системы моментально выдают такие предложения:
Электротехническое, нефтегазовое оборудование, станки и детали к высокотехнологичным и сложным производствам — в поисках этих товаров лучше ориентироваться на Италию и Германию. <…> предлагает своим клиентам доставку из Италии в составе сборных автомобилей с перегрузкой в литовском Вильнюсе. Для Германии возможен как вариант с перегрузкой в Литве, так и прямая сборная машина из Берлина.
Из Северной Италии или юга Германии через Вильнюс. Стоимость доставки оборудования по такому маршруту начинается от 65 евро (Германия) или 80 евро (Италия) за кубический метр и находится в прямой зависимости от объема станка. <…> В Вильнюсе формируется сборный автомобиль <…> он отправляется по пятницам и периодически по средам. Дорога до Москвы занимает три дня. А вся доставка через Вильнюс обычно занимает 10–14 дней.
Среди товаров, запрещенных к экспорту в Россию из стран Евросоюза, — товары двойного назначения (электроника, компьютеры, программное обеспечение и телекоммуникационное оборудование, автомобильные запчасти и пр.). Также европейским поставщикам запрещено продавать в Россию предметы роскоши: товары, стоимость которых превышает 300 евро.
…Европейские поставщики, даже если товар не попал в санкционные списки, по собственной инициативе отказываются работать с российскими покупателями. Все сложнее становится проводить транзакции между российскими юрлицами и европейскими резидентами: банки-корреспонденты не позволяют провести такие операции. Все труднее организовать прямую транспортировку без перегрузки товара из условной Германии в Россию.
Мы готовы предложить надежное решение: оформление товара через Турцию с фактическим завозом груза на территорию страны и перетаркой. Мы берем на себя процесс «от» и «до»:
Компания <…> осуществляет перевозки грузов из Европы. Даже в условиях санкций в 2023 году <…> И существует несколько проблем, которые мы можем решить:
- Проблема № 1. Доставка товаров, которые не попали в санкционный список, но находятся в Европе и их не продают или не могут доставить.
- Проблема № 2. Доставка товаров, которые попали в санкционый список.
Грузы оформляются со всеми разрешительными документами, необходимыми в соответствии с кодом ТНВЭД.
Сервис через Турцию или Сербию. Полный пакет документов и прозрачность сделки. Стоимость наших услуг — от 5%.
Таким образом, несмотря на официальное прекращение прямых поставок техники из ЕС, значительная часть товаров, в том числе в рамках параллельного импорта, продолжает поставляться по повышенным ценам из-за дополнительных логистических и транзакционных издержек и санкционных рисков. Однако физические объемы импорта сейчас ниже объемов ввоза в 2019 году.
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Что же касается импорта из Китая, то среди крупнейших товарных групп значимое замещение европейских товаров китайскими наблюдается только в части тракторов и легковых автомобилей. В части автомобильного рынка китайские поставщики воспользовались открывшимися возможностями из-за ухода западных брендов, которые привели к значительному удорожанию импорта из санкционных стран и остановке производства на предприятиях в России. При этом слабый рост импорта из Китая частей и комплектующих для транспортных средств указывает на ограниченный результат усилий по локализации производства и сборки китайских автомобилей —
то есть открывать производства в России или передавать технологии Китай не стремится. Пока рост поставок из Китая в первую очередь обусловлен ввозом готовой продукции.
Автомобильные богдыханы
По данным Автостата, в 2023 году импорт новых легковых автомобилей вырос в 3,7 раза (2022 г.: −43%) и заметно превысил уровень 2021 года, отмечает Банк России в аналитическом докладе «Региональная экономика Март 2023». Вместе с тем активно менялась его структура по странам происхождения: импорт из Японии и стран Европы был замещен на поставки из Китая и прочих дружественных стран. Импортеры смогли наладить логистику и обслуживание поставляемых автомобилей, а также заинтересовать российских покупателей новыми, преимущественно китайскими, брендами.
Наряду с официальными поставками автомобильный рынок был поддержан параллельным импортом, на который в 2023 году пришлось около 12% совокупных продаж. Этот канал в определенной степени помог удовлетворить спрос на рынке, особенно в сегменте кроссоверов и внедорожников. Основной объем ввезенных таким путем автомобилей составила продукция азиатских и западноевропейских брендов, которые официально покинули российский авторынок.
В 2024 году поставки автомобилей по параллельному импорту могут сократиться из-за ужесточения правил ввоза с апреля и удовлетворения покупательского спроса за счет расширения официального предложения, считают в ЦБ РФ.
На машины, оборудование и транспортные средства (без учета секретных товарных групп) приходится более половины импорта из Китая (61%). Выделяется кратный рост поставок легковых автомобилей с объемом двигателя до 1–3 л до $8,7 млрд, что примерно в 8 раз превосходит поставки за аналогичный период 2022 и 2021 годов. Значительный рост наблюдается и в части поставок грузовых автомобилей — до $1,86 млрд (рост в 2,2 раза к аналогичному периоду 2022 г. и в 8 раз к 2021 г.).
В результате на российский рынок по итогам первых десяти месяцев 2023 года приходится 32% китайского экспорта легковых автомобилей (+20 п.п. к доле в 2021 г.) и 45% экспорта грузовиков (+33 п.п. к доле 2021 г.), тогда как по остальным укрупненным товарным группам доля России в китайском экспорте не превышает 5%.
Вместе с тем возникают трудности с обслуживанием импортных автомобилей, пишут эксперты ЦБ РФ. Дилеры отмечают дефицит запчастей, а сервисы — сложности с заказом деталей: каталоги автопроизводителей либо отсутствуют, либо выпускаются только на китайском языке.
Для официально представленных на российском рынке брендов трудностей с обслуживанием меньше, при этом отмечаются проблемы с логистикой.
Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ
В январе 2024 года годовой прирост потребительских цен на новые легковые автомобили составил 12%, из них отечественные легковые автомобили подорожали на 18% (основная причина — высокий спрос при сохранении роста издержек, в том числе из-за сохраняющейся зависимости российских автопроизводителей от импортных комплектующих).
Стоимость новых импортных автомобилей выросла меньше (+4,4% г/г). Сдерживающее влияние на рост цен на зарубежные автомобили оказали укрепление рубля в конце 2023 года и значительные складские запасы автомобилей, преимущественно китайских марок.
Как складывается цена автомобиля из Китая? Эффектный пример расчета привели в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД)
За основу была взята цена на китайский автомобиль Jetta VA3. По сути, это упрощенный аналог лифтбека Volkswagen Polo. Для всех расчетов применялся курс в 13 рублей за один юань. В простой комплектации такая машина стоит в Китае 68 500 юаней (890 500 рублей). В России такая машина продается уже за 2 200 000 рублей?
Таможенное оформление, утилизационный сбор по новой ставке, НДС, оформление сертификата безопасности (СБКТС) и установку ЭРА-ГЛОНАСС прибавляют к цене машины 730 000 рублей. Плюс расходы на доставку — 240 тысяч рублей. Таким образом, еще до попадания машины в автосалон цена с 890 000 увеличилась до 1 860 000 рублей. К этому нужно прибавить маржу дистрибьютора (7–10%) и дилера (5–7%). То есть еще примерно 330 тыс. рублей. В итоге цена простенькой машины Jetta VA3 возрастает до 2 190 000 рублей.
Если сопоставить среднюю цену нового автомобиля (2,68 млн рублей) и среднюю зарплату (70 тысяч рублей), то окажется, что сегодня для покупки такой усредненной новой машины россиянину требуется 38 месячных зарплат. Десять лет назад хватило бы и 27.
Выводы
Правительство и ЦБ (особенно последний) были, в общем, готовы к тем сценариям, по которым пошли события два года назад. Об этом говорят и действия финансового регулятора, и действия по формированию «теневого флота» перевозчиков нефти, и готовность к предоставлению беспрецедентно льготных условий для стран-партнеров.
В пользу экономики РФ сыграли исключительно высокие доходы от экспорта ресурсов в 2022 году, которые позволили правительству обеспечить и наполнение потребительской витрины, и рост бюджетных расходов на «выполнение задач».
Фото: Иван Шаповалов / Коммерсантъ
Можно предположить (реальных планов правительства мы не знаем), что «структурная трансформация» должна была выглядеть примерно так: нефть/газ уходят на продажу в Китай, Китай выполняет по отношению к РФ роль донора технологий и инвестора (как раньше Европа), бюджетный импульс позволяет загрузить производственные мощности промышленных предприятий, внутри экономики образуется высокодоходный кластер «выполнения задач», а все, кто окажется за его пределами, — получат возможность заработать, производя товары и услуги для этого кластера. Ну, а для верхушки общества вместо условного «Лондонграда» будет условный «Дубайск».
На первом этапе все так и произошло, проблемы начались на этапе номер два. «Сектор «выполнения задач», на который замкнуто порядка двадцати миллионов человек, не хочет ждать, пока «отечественный производитель» заместит ему автомобили, смартфоны, одежду и прочий ширпотреб, — поэтому остановить потребительский импорт не получилось. Товары продолжают поступать в РФ — да, по более высоким ценам, в меньшем ассортименте и худшем качестве, но поступают, требуя валюту, которая нужна сектору «выполнения задач» для оплаты чипов и полупроводников, а не для оплаты всех хотелок населения.
В то же время оказалось, что Китай готов предлагать на РФ-рынок свои товары — но не развивать РФ-промышленность. Плюс — зависимость РФ от благосклонности КНР продолжает расти.
Про доллар
Весьма популярным остается предположение, что курс рубля «искусственно» сдерживался до президентских выборов, а после них эта поддержка пропадет, и он бедует дешеветь. Это тезис, в принципе, совпадает с другим, согласно которому курс рубля так же искусственно установлен ЦБ РФ. Возразить здесь можно так — а где черный рынок валюты?
Если курс рубля «искусственный и ненастоящий», то где-то рядом должен быть черный рынок, на котором курс «рыночный и настоящий»? Отсутствие видимого черного рынка — лучшее свидетельство того, что официальный курс вполне отражает экономическую реальность.
Рубль был и остается во власти тех же самых факторов, которые определяют и определяли его курс, — экспорта/импорта товаров и услуг, рыночных потоков капитала и операций ЦБ по продаже валюты. Признаков изменения этих потоков с начала года, указывающих на манипуляцию курсом, не видно. Однако в случае каких-то серьезных изменений притоков валюты или колебаний цен на нефть — рубль, который остается расчетным знаком сырьевой экономики, начнет слабеть.
А что касается людей, которые к вечеру не могут купить в банке валюту, так сколько банк купил ее за день — столько и продал. А где лишнее брать?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68