Сколько в России миллионеров? Больше, чем вы думаете
Правительство обсуждает повышение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13 до 15% для россиян, зарабатывающих более 1 млн рублей в год (или 83 тыс. рублей в месяц), и с 15 до 20% для тех, кто зарабатывает более 5 млн рублей в год (417 тыс. рублей в месяц).
В обоих случаях повышенная ставка будет взиматься с суммы порогов в 1 и 5 млн соответственно. То есть при теоретическом доходе 6 млн рублей в год (500 тысяч в месяц) нужно будет уплатить 13% c первого миллиона, 15% — со следующих четырех миллионов и 20% — со следующего одного. Сейчас при таком же доходе ставка составляет 13% с первых пяти миллионов и 15% — со следующего одного. То есть НДФЛ с этих 6 млн сегодня составляет 800 тыс. рублей, а будет 930.
Понятно, полмиллиона в месяц зарабатывает малая часть наших граждан, но вот доход свыше 1 млн рублей (или более 83 тыс. рублей в месяц) имеет около 15% населения страны, или около 20 млн человек (данные Росстата за 2023 год).
По данным Росстата за 2023 год:
- Самый «богатый» 1% населения зарабатывает от 218 тыс. рублей в месяц.
- Более 1 млн рублей в год зарабатывает 15% населения.
- Доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают 100 тыс. рублей в месяц.
- На долю 10% наиболее обеспеченного населения приходится 29,7% общего объема денежных доходов (против 29,1% в 2022 году).
- На долю 10% наименее обеспеченного населения приходится 2% общего объема денежных доходов (против 2,1% в 2022 году).
- Доля населения с денежными доходами ниже границы бедности (14,3 тыс. рублей в месяц) составляет 9,3%.
- Меньше 7 тыс. рублей в месяц получает 1,1% населения (в 2022 году доля таких бедных была равна 1,4%).
Лишних денег не бывает
НДФЛ исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц. С 1992 до 2001 года в России применялась прогрессивная шкала налоговых ставок НДФЛ — то есть россиянин платил тем больше, чем больше был его годовой доход.
Минимальная ставка тогда была 12%, максимальная — 35%.
Затем в течение 20 лет в стране действовала плоская шкала НДФЛ с единой ставкой 13%, пока в 2021 году в НДФЛ снова не появился элемент прогрессии.
Поступления от НДФЛ сейчас на 85% зачисляются в бюджеты субъектов РФ и на 15% — в местные, но дополнительные 2 пп НДФЛ — доходы с повышенной ставки в 15% — идут в федеральный бюджет как целевые: на дополнительное финансирование лечения детей с редкими заболеваниями.
Правительство любит говорить, что введение плоской шкалы в 2023 году позитивно сказалось на собираемости доходов, но с уверенностью утверждать этого нельзя: экономика в то время росла, а для абсолютного большинства россиян, плативших налоги по ставке в 12%, «плоская шкала» обернулась повышением налогов.
Для правительства НДФЛ — сравнительно важный источник средств. Не нефть, но все-таки.
В консолидированный бюджет (сумма бюджетов всех уровней — федерального, региональных и местных) НДФЛ принес в 2023 году 6,5 трлн рублей — более 10% доходов.
Согласно планам правительства, доходы федерального бюджета России в 2024 году составят 35 трлн рублей (рост сразу на 8,9 трлн по сравнению с 2023-м), в 2025-м — 33,5 трлн, в 2026-м — 34 трлн. Расходы соответственно — 36,6 трлн рублей (рост на 7,6 трлн к 2023-му), 34,4 трлн и 35,6 трлн. Если НДФЛ будет повышен в тех параметрах, о которых шла речь, то правительство получит дополнительно порядка 450 млрд рублей в год (возможно, больше).
На фоне снижения нефтегазовых доходов, сокращения Фонда национального благосостояния, роста расходов «на выполнение задач» и различных выплат главным группам поддержки власти полтриллиона рублей не выглядят лишними.
Плюс повышение налогов на труд будет означать сокращение реальных располагаемых доходов людей, а значит, сокращение их потребления. Если вся политика правительства крутится вокруг проблемы перекачки ресурсов из потребительского сектора в производственный и сокращения расходов валютной выручки «на потребление» — вот, собственно, рост налогов на доходы и притормозит потребление (так могут рассуждать в правительстве). Тем более что правительство выступает прямым работодателем для множества граждан, прошлогодний рост зарплат россиян стал производной от правительственных расходов, поэтому одной рукой правительство «дает деньги», другой «забирает» и в целом рассчитывает «свести баланс».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В истории с налогами есть и еще один момент, на первый взгляд незаметный.
Дело в том, что налоги на доходы физических лиц — не единственные «налоги на труд» в России. Есть еще и социальные взносы. И налоговую нагрузку на трудящихся нужно рассматривать с их учетом. И вот тут начинается интересное.
Если подсчитать размеры социальных взносов, то окажется, что «плоской шкалы» налогов в России нет. В России страховые взносы уплачиваются работодателем, а не работником. В отличие от НДФЛ социальные взносы регрессивны: до достижения начисленной заработной платы в 2,225 млн рублей работодатель дополнительно платит взносы в размере 30%, после превышения предельной величины — по ставке 15,1%.
Так что если оценить размер налогов, которые суммарно выплачиваются с изначальных затрат работодателя на сотрудника со средней зарплатой, то налоги на труд в РФ не такие уж низкие, какими на первый взгляд кажутся. Если учитывать только ставки по НДФЛ в 13 и 15%. Налоговая нагрузка в России (33,1%) — это ниже среднего показателя развитых стран (34,6%), но выше, например, уровня налогообложения труда в США (30,5%) и в Китае (30,7%).
И вот тут возникает интересная ситуация.
В настоящий момент система налогообложения труда предполагает в долевом отношении большее налоговое бремя на бедных, а больше всех выигрывают даже не самые богатые, а те трудящиеся, чьи заработки находятся в интервале от 2,225 млн до 5 млн рублей в год —
для них ставка по социальным взносам снижается, но еще нет повышенной ставки 15% по доходам. Это те, кто получает от 185 до 420 тыс. рублей в месяц. Кто бы это мог быть? (Вопрос риторический.) Даже с ростом налогообложения их привилегированное положение сохранится. Да, налоговая нагрузка вырастет и для них, но мы ничего не знаем о планах повышения страховых взносов.
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ
Справедливость или деньги?
У писателя Марка Алданова в романе «Истоки» (дело там происходит в конце 1870-х годов) персонажи ведут такую примечательную беседу — как раз на тему справедливости и налогов:
«— Я считаю, что никто не должен иметь на семью в год менее трех тысяч и более тридцати тысяч рублей дохода.
— Это, конечно, просто и мило. Но как это сделать?
— Многие находят, что необходимо обобществление средств производства. По-моему, вопрос гораздо проще разрешается соответственным подоходным налогом.
— Почему же люди будут работать, если налог будет конфисковывать их доход?
— Потому что приятнее иметь в год тридцать тысяч, чем три.
— Да такую налоговую систему и установить нельзя: люди будут скрывать доходы.
— На моей памяти то же самое говорили обо всех серьезных реформах: «разве возможно освобождение крестьян?», «разве можно обучить солдата без двадцатилетней военной службы?», «разве можно отменить цензуру?» Пусть сажают в тюрьму уклоняющихся, и люди научатся платить налоги.
— Важно, думаю, не то, как уменьшить большие доходы до тридцати тысяч, а как поднять маленькие до трех…»
Собственно, в этом суть «налоговой коллизии» с точки зрения экономической политики: используете ли вы налогообложение богатых для того, чтобы повысить доходы бедных и, соответственно, их потребление, или преследуете какие-то иные цели? Глядя на проекты налоговой реформы РФ, скорее можно предположить, что в условиях бюджетного дефицита и неустойчивости доходов от экспорта власти просто ищут «гарантированные» источники средств и рассчитывают их найти в карманах у людей — как раз на «иные цели».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68